Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 00:52, курсовая работа
Описание работы
К одному из важнейших факторов, которые являются определяющими при формировании гражданского общества можно отнести такой как характер взаимоотношений между государством и обществом. Выявление и анализ закономерностей при формировании гражданского общества при взаимодействии процессов самоорганизации общества с организационным моментом государственной власти приобретает в современном мире особую актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества.11 1.1. Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в его становлении …11 1.2. Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества …26 Глава II. Процессы формирования гражданского общества в России …39 2.1. Процессы самоорганизации в формировании гражданского общества в России …39 2.2. Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества ………………………………………………………….48 Глава III. Гражданское общество в России …..57 3.1. Перспективы развития гражданского общества в России……………….57 3.2. Приоритеты при формировании гражданского общества в России…………………………………………………………………………….73 Заключение …..75 Библиография. Законодательные акты Российской Федерации …..80 Литература…………………………...……………..…………………………..81 Электронные ресурсы…………………………….…………………………...88
Трудности переходного
периода, переживаемого Российским государством, обуславливают
наличие целого ряда противоречий, влияющих на процесс
становления гражданского общества. Так, наряду с расширением
у россиян возможностей для реализации
собственных интересов, не сформировалось
характерной для демократических
стран системы отношений между властью
и населением, при которой граждане четко
и ясно осознают свои права и обязанности перед государством,
имеют возможность их отстаивать, посредством
сложившихся политических, юридических
механизмов. А так же в том, что государственная
власть сочетает в себе авторитарные начала
наряду с низкой степенью эффективности
использования имеющихся возможностей
в целях решения стоящих перед обществом
проблем. Следствием проводимой в
различных сферах социальной жизни государственной политики выступает
формирование ценностных предпочтений, поведенческих ориентации
и практик, которые следует расценивать
как не способствующие развитию
гражданского общества. Их
особенность заключается в том, что они
формируются, прежде всего, не на основе реализации человеком
своих гражданских прав, а посредством использования недостатков
административно-правовой системы. Наличие
указанных противоречий не позволяет
утверждать о достижении в России функционирующего
гражданского общества как сложившейся
системы независимых от государства институтов
и межличностных отношений,
обеспечивающих самореализацию индивидов,
их объединений, осуществление частных
интересов и потребностей.
Глава
III. Перспективы развития гражданского
общества в России
3.1. Перспективы
развития гражданского общества в России
Социальная база гражданского
общества — это люди, которые участвуют
в деятельности негосударственных некоммерческих
организаций и институтов местного самоуправления,
в гражданских инициативах, в благотворительности
и добровольчестве.
Гражданское общество включает
совокупность общественных институтов,
формальных и неформальных структур, наряду
с государством и политической системой,
обеспечивающих реализацию гражданских
прав, интересов и инициатив. Значимым
результатом взаимодействия и взаимовлияния
таких социальных институтов становится
сумма гражданской активности, характеризующая
состояние гражданского общества.
Эта активность находит свое
выражение в защите и реализации прав
и свобод человека. Поэтому развитие гражданского
общества определяется не только деятельностью
общественных объединений, но и существованием
социальных отношений, при которых эти
объединения действительно способны играть
роль посредника в отношениях между гражданином
и государством, обладать необходимым
авторитетом и влиянием для защиты законных
прав и интересов гражданина.
Одним из показателей активности
гражданского общества является самоорганизация
— способность людей к взаимодействию
на уровне согласования социально значимых
целей. Самоорганизация рассматривается
как форма и модель объединения инициативных
групп граждан для выражения коллективных
требований, затрагивающих проблемные
условия жизнедеятельности всего сообщества
или значительной его части. От самоорганизации
гражданского общества во многом зависят
показатели уровня жизни населения. Среди
важнейших установок, характеризующих
способность общества к самоорганизации,
— готовность людей объединяться для
решения каких ‑ либо общественных задач, уровень
сплоченности и доверия друг к другу68.
Социальная база гражданского
общества неоднородна. Ее «ядро» составляют
5,4% взрослых россиян, которые являются
членами общественных объединений или
участвуют в их мероприятиях. По данным
опроса, большинство россиян (83%) сегодня
не состоит ни в каких общественных и некоммерческих
организациях. 5% говорят о том, что состоят
в профсоюзах, 3% — в садовых и дачных товариществах,
2% — в товариществах собственников жилья
и спортивных клубах. Те, кто принимал
участие в некоммерческих объединениях
граждан, чаще всего делали это в форме
членства в организации, а также участия
в отдельной инициативе (8%)69.
Практически каждый четвертый
взрослый россиянин (24,6%), не участвуя в
деятельности НКО и гражданских инициативах,
готов объединяться с другими людьми для
совместных действий, занимается благотворительностью
в широком смысле, информирован об общественных
объединениях и других негосударственных
некоммерческих организациях, гражданских
инициативах69.
В третью группу входят 30,3% россиян.
Они потенциально готовы объединяться
для совместных действий, но реально не
участвуют в них, не занимаются частной
благотворительностью или добровольчеством
и не информированы в достаточной мере
о работе существующих организаций. На
«периферии» социальной базы находятся
34,5% взрослых россиян, которые оказались
не готовы к объединению с другими людьми
для достижения коллективных целей, хотя
и могли бы заниматься благотворительностью,
знают о существовании и деятельности
общественных организаций. Наконец, 5,3%
россиян не готовы к объединению с другими
людьми и никак не осведомлены о существующих
формах гражданской активности69.
Эти данные свидетельствуют
о том, что гражданское общество в нашей
стране имеет значительный потенциал
роста.
Факторы, определяющие готовность
людей к общественной активности и выбор
ее форм, у различных групп населения различны.
В этом ряду — экономические, социальные
и правовые условия: уровень развития
социальных институтов, регулирующих
общественную активность, законодательное
регулирование, этнокультурные и религиозные
факторы.
Чаще других готовы объединяться
для совместных действий молодые люди
в возрасте от 18 до 30 лет с высшим образованием,
москвичи и жители малых городов, реже
— люди в возрасте 60 лет и старше, с образованием
ниже среднего, жители сел. Россияне, которые
никогда не пользовались Интернетом, значительно
реже относят себя к людям, готовым объединяться
с другими людьми для совместных действий.
В то же время, среди тех, кто не участвовал в добровольческой
деятельности, больше жителей Москвы (80%
против 69% россиян из других регионов)70.
По результатам всероссийских
опросов населения социологи выделили
несколько общественных групп в зависимости
от готовности (теоретической) к гражданской
активности. В группе «активистов», которые
готовы объединяться с другими людьми
для решения общественных задач во всех
возможных формах (подготовка различных
акций, организация, участие, материальная
помощь, подписание коллективного письма),
больше женщин, людей с высоким уровнем
образования и доходов, жителей городов
с населением от 100 до 500 тыс. человек. В
городах-миллионниках больше людей, готовых
принять участие в общественной инициативе
в форме подписания коллективного письма.
Среди тех, кто не планирует принимать
участие в каких‑либо совместных акциях, преобладают
мужчины и жители крупных городов. Наибольшую
готовность к гражданской активности
сегодня выражают жители городов с населением
100‑500 тыс. человек71.
Проявляя высокую степень толерантности
по многим социальным неравенствам (кроме
неравенства в доступе к качественной
медицине), россияне полагают неравенства
в доходах излишне высокими. Стремление
к равенству означает для большинства
равенство возможностей (59%), а не равенство
доходов (41%). Идеальную модель общественного
устройства значительное количество опрошенных
связывает с «равенством всех граждан
перед законом» и с «небольшой разницей
в уровне доходов людей». Другими словами,
выбор общества равных возможностей представляется
устойчивой социокультурной нормой россиян.
Но если запрос на правовое равенство
как необходимый атрибут демократии был
устойчив все 2000‑е годы, то запрос на социальную
справедливость актуализировался именно
в последние годы72.
Социологи изучают вопрос соотношения
справедливости и законности в представлениях
россиян об обществе. 40% россиян согласились
с утверждением, что «не так важно, соответствует
что‑либо закону или нет, — главное,
чтобы это было справедливо». Чуть меньшая,
но сопоставимая по численности доля россиян
не согласна с подобным утверждением,
подчеркивая приоритетность закона (34%).
Более четверти россиян затруднились
с ответом (26%)73.
По данным «Левада-Центра»,
россияне в целом отдают определенное
предпочтение «порядку в государстве»
перед «соблюдением прав человека» (таблица
1)74. Большинство полагает, что
«люди в России имеют достаточно свободы»
(60%), примерно равно число тех, кто полагает,
что «свободы слишком много» (17%) и, напротив,
«свободы слишком мало» (15%). При этом запрос
на «твердую руку» в государственном управлении
находит поддержку у 63% россиян, в то время
как тех, кто полагает, что от политических
свобод нельзя отказываться ни при каких
обстоятельствах, почти в два раза меньше
— 37%75. Однако не следует ставить
знак равенства между запросом на порядок
и запросом на авторитаризм, поскольку
наведение порядка в стране подавляющим
большинством россиян видится исключительно
в правовом поле и правовыми методами.
Таблица 1. Что сейчас важнее для россиян: порядок
в государстве или соблюдение прав человека?
апрель
1997 г.
апрель
2008 г.
июль
2011 г.
август
2013 г.
порядок в государстве
60
51
53
55
соблюдение прав человека
27
39
42
38
затрудняюсь ответить
13
10
5
7
Некоммерческий сектор традиционно
рассматривается как институциональная
основа гражданского общества. Некоммерческие
организации занимаются оказанием социальных
услуг населению, правозащитной деятельностью,
осуществляют функции общественного контроля.
Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» N 7‑ФЗ от 1996 года определяет 14 организационно-правовых
форм НКО:
− общественные организации
(объединения);
− религиозные организации
(объединения);
− общины коренных малочисленных
народов Российской Федерации;
− казачьи общества;
− некоммерческие партнёрства;
− автономные некоммерческие
организации;
− социальные, благотворительные
и иные фонды;
− ассоциации и союзы, в том
числе профессиональные;
− государственные компании;
− государственные корпорации;
− государственные учреждения;
− муниципальные учреждения;
− частные учреждения;
− бюджетные учреждения.
Приведенный список показывает,
что в понятие «некоммерческие» входят
различные организации, в том числе с государственным
или муниципальным участием, это, несомненно,
затрудняет статистический учёт некоммерческого
сектора. Определение организационно-правовых
форм некоммерческой деятельности и общественных
объединений нуждается в корректировке.
По данным доклада «Об осуществлении
Министерством юстиции Российской Федерации
государственного контроля (надзора) в
сфере деятельности некоммерческих организаций
и об эффективности такого контроля (надзора)»,
на 1 января 2013 года в Российской Федерации
было зарегистрировано 219 688 некоммерческих
организаций, из которых подлежат федеральному
государственному надзору 187 960, в том числе:
− 104 949 (47,8%) общественных объединений;
− 25 541 (11,6%) религиозных организаций
и 5 представительств иностранных религиозных
организаций, открытых в РФ;
− 87 028 (39,6%) некоммерческих организаций
иных организационно-правовых форм;
− 54 политических партии, 2 082
их региональных и 20 местных отделений;
− 14 отделений международных
организаций, иностранных некоммерческих
неправительственных организаций.
По данным на ноябрь 2013 года
в разделе «Информация о зарегистрированных
некоммерческих организациях» на сайте
Министерства юстиции Российской Федерации
числилось 418390 НКО (по состоянию на 02.10.2014
г. в Министерстве юстиции РФ зарегистрировано
432804 НКО). В этот перечень входят организации,
имеющие статус «исключённых» (193127) и «зарегистрированных»
(225263)76. В указанном списке присутствуют
религиозные организации (более 30 тыс.),
политические партии (6 тыс.), садоводческие,
огороднические и дачные товарищества
(25 тыс.), собственно «общественных организаций»
— 120 тыс. По состоянию на 15 марта 2013 года,
на Информационном портале Минюста России
было размещено всего 120024 отчета некоммерческих
организаций.
Официальная статистика не
позволяет во всей полноте представить
портрет некоммерческого сектора. По данным
общественных палат субъектов Федерации,
из числа официально зарегистрированных
НКО значительная часть не работает. Так,
по информации Общественной палаты Республики
Дагестан от общего количества зарегистрированных
в республике НКО реально действующих
— около 13%77. Из них 37,8% составляют религиозные
организации, 22% — профсоюзы, ассоциации
и благотворительные фонды, 14% занимаются
социальной и социально-психологической
поддержкой, реабилитацией населения,
а в сфере науки, образования и просвещения
задействованы 7% НКО. По данным Общественной
палаты Челябинской области, из числа
зарегистрированных НКО полноценно работает
только каждая третья организация, при
этом в сельской местности НКО представлены
почти исключительно ветеранскими и женскими
организациями78.
По данным Фонда развития гражданского
общества, количество людей, занятых в
«третьем секторе», составляет около 1,1%
экономически активного населения, или
более 828 тыс. человек79. В ходе опроса, проведенного
Центром политических технологий, о своем
участии в работе НКО (в различных формах)
сообщило 8,9% россиян (в том числе 3,3% —
о «неоднократном»). Несколько выше доля
таких участников в Сибирском и Дальневосточном
федеральных округах (16,8 % и 16,4 % соответственно),
среди людей с ежемесячным доходом выше
40 тыс. руб. (11,7 %), а также мужчин (10,4 %).
Репутация «третьего сектора»
в значительной степени зависит от осведомленности
россиян о деятельности некоммерческих
организаций. По данным Центра исследований
гражданского общества и некоммерческого
сектора НИУ ВШЭ, ни о каких общественных,
некоммерческих организациях и инициативах
не знают и не слышали 18% взрослых россиян.
46% опрошенных осведомлены о профсоюзах
в своём городе (селе, поселке), чуть меньше
(по 43%) знают о различных ветеранских объединениях,
политических партиях, садовых и дачных
товариществах, обществах инвалидов. Еще
38% респондентов слышали о деятельности
обществ защиты прав потребителей в своём
городе, а 36% — о товариществах собственников
жилья. О домовых комитетах знают 34% опрошенных,
о спортивных, туристических, охотничьих
объединениях и объединениях автомобилистов
— 31%. О религиозных общинах в своём городе
слышали 29% респондентов, культурные, краеведческие,
природоохранные движения отметили 26%.
Наконец, четверть опрошенных (25%), упомянули
благотворительные акции, а 23% знают о
существовании в их городе благотворительных
организаций80.