Гражданское общество в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

К одному из важнейших факторов, которые являются определяющими при формировании гражданского общества можно отнести такой как характер взаимоотношений между государством и обществом.
Выявление и анализ закономерностей при формировании гражданского общества при взаимодействии процессов самоорганизации общества с организационным моментом государственной власти приобретает в современном мире особую актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества.11
1.1. Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в
его становлении …11
1.2. Организующее значение государственной власти для формирования
гражданского общества …26
Глава II. Процессы формирования гражданского общества в России …39
2.1. Процессы самоорганизации в формировании гражданского общества в
России …39
2.2. Роль органов государственной власти в формировании российского
гражданского общества ………………………………………………………….48
Глава III. Гражданское общество в России …..57
3.1. Перспективы развития гражданского общества в России……………….57
3.2. Приоритеты при формировании гражданского общества в России…………………………………………………………………………….73
Заключение …..75
Библиография. Законодательные акты Российской Федерации …..80
Литература…………………………...……………..…………………………..81
Электронные ресурсы…………………………….…………………………...88

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 244.93 Кб (Скачать файл)

Необходим эффективный контроль за деятельностью государственных чиновников со стороны гражданского общества. Созданная общественная палата не справляется с функциями, которые должна выполнять, сейчас это вроде «карманной» игрушки государства. Необходим эффективный контроль на местах, на уровне местной власти.

Доступность и главное достоверность информационных материалов, так же играет значительную роль при формировании гражданского общества. В современной России информирование населения зачастую происходит в той плоскости, в которой заказывается органами власти. В полной мере не происходит освещение событий или просто их замалчивают. В информационные сети выбрасывается откровенный «мусор» информации, от которого порядком все устали, что бы найти нужную и достоверную информацию приходится переворошить кучу сорной информации.

 

 

Заключение

Сегодня одним из приоритетных направлений развития гражданского общества в России является приближение государственной власти и местного самоуправления к населению, к гражданам нашей страны. Как справедливо отметила О. Цыбулевская, идея построения гражданского общества довольно быстро утвердилась в качестве одного из необходимых элементов проводимых в стране общественных преобразований. Но при этом

до сих пор не разработана целостная теория гражданского общества87.  Гражданское общество – это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей.

Многие исследователи полагают, что государство и гражданское общество не должны рассматриваться как понятия взаимоисключающие. Скорее, это противополагающие, но взаимообусловленные понятия. Гражданское общество никогда и нигде, как показывает мировой опыт, не может быть идеальной целью политических устремлений. Несмотря на отсутствие самого понятия «гражданское общество» в действующей Конституции РФ, данный институт существует и развивается, хотя и медленными темпами. Гражданское общество – это не государственно-политическая, а главным образом, социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это свободное, демократическое правовое цивилизованное общество; это общество баланса интересов различных социальных слоев.

При развитом гражданском обществе возможно поставить на первое место в иерархии целей общества интересы человека. Важнейшими принципами построения гражданского общества, по мнению исследователей, являются легитимность и демократический характер власти. Гражданское общество представляет собой высокоразвитую общность людей, способных подняться над традиционными формами сознания, с присущим ему полным подчинением иерархии или силе обычая.

Предоставление гражданам дополнительных прав в решении вопросов государственного, регионального и местного значения, развитие инициативности должно стать основным гарантом социальной стабильности на местах и в общегосударственном масштабе. Именно в таких реально существующих условиях и возможно народовластие. Как отмечают исследователи, в настоящее время народовластие представляет собой не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление государством88.

Сейчас наблюдается начальное формирование общественных структур, способных регулировать социальные процессы без помощи государства. Главные задачи общественности состоят в создании условий для более активного формирования гражданских объединений, в повышении компетентности их деятельности. Таким образом, реализация материальных и духовных интересов, полагаемая в качестве цели гражданской активности, позволяет рассматривать гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни для каждого человека в отдельности. Учет общественного мнения населения будет способствовать повышению активности граждан и эффективности институтов гражданского общества при использовании своего права народной правотворческой инициативы. Это будет воздействовать на сближение власти и народа, на дальнейшую демократизацию всего общества и укрепление государственности в России.

В настоящее время, особая роль в становлении гражданского общества принадлежит государству. Государственная власть теоретически заинтересована в гражданском обществе как силе обеспечивающей стабильность социальной системы. Государство не способно без гражданского общества создать действенные механизмы решения       социальных проблем, необходима соответствующая корректировка деятельности управленческой подсистемы социума.

От сотрудников органов власти любого уровня требуется всесторонняя оценка, и выработка соответствующих мер комплексного влияния на социальные процессы, для чего необходимо получение оперативной, достоверной информации, которая может стать основой прогноза. По сути, властные структуры должны прогнозировать перспективы социально-экономического развития, учитывая количественные показатели и качественные характеристики динамики производства и потребления, уровня и качества жизни населения, экологической обстановки, социальной структуры, систем образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Привитие подрастающему поколению, в частности и населению, вообще, ценностей гражданского общества способно заполнить идеологические, мировоззренческие пустоты, образовавшиеся в массовом сознании после распада СССР. Кроме того, они, благодаря своей универсальности, могут быть восприняты людьми, придерживающимися разных политических взглядов, религиозных, нравственных убеждений, способствуя, тем самым достижению гражданского согласия. Поэтому, государством должна осуществляться разносторонняя поддержка процесса образования и воспитания, способствующего формированию гражданского общества. Просветительская работа, должна быть главной и в деятельности негосударственных организаций, так или иначе заинтересованных в развитии гражданского общества.

Российские граждане номинально обладают соответствующим демократическому обществу объемом прав и свобод, но противоречия формирования новой системы социальных отношений, ошибки руководства страны в стратегии и тактике проведения реформ привели к ситуации, когда достижение успеха в той или иной сфере деятельности обеспечивается за счет нарушения установленных, прежде всего, правовых норм. Нарушение деятельности государственной власти создают неблагоприятные условия для формирования гражданского общества. Как показывают результаты социологических исследований, помимо участия в выборах, практически все формы воздействия на социально-экономическую, политическую ситуацию являются неприемлемыми для граждан. Население, в рамках создаваемых государственной властью условий, не видит перспектив активного личного и коллективного воздействия на сложившуюся социально-экономическую и политическую ситуацию. Необходимо восстановить доверие населения к государству как надежному социальному партнеру, что позволит стимулировать стремление людей использовать законные механизмы политического и гражданского участия.

Проблемы и перспективы развития гражданского общества в России, 
прежде всего, обусловлены деятельностью органов государственной 
власти. Так, на государственном уровне проделана значительная работа 
по законодательному оформлению условий для развития гражданского 
общества.    В    тоже    время,    наряду    с    расширением    у    россиян 
возможностей      для      реализации      собственных      интересов,      не 
сформировалось,  характерной для демократических  стран,  системы 
отношений между властью и населением, при которой граждане имеют 
возможность   отстаивать    свои   права,   посредством    сложившихся 
политических, юридических механизмов. Государственная политика осуществляемая в экономической, социальной, политической, правовой сферах, прямо или косвенно способствует отказу населения от активного гражданского участия в деятельности по формированию условий собственного существования.

В настоящий момент требуется корректировка организующей функции государственной власти. Она должна быть основана на признании того факта, что население является не только объектом управленческого воздействия, осуществляемого властными структурами, но и само выступает активным субъектом организации социальной и политической жизни. Для того чтобы состоялся диалог между властными структурами и населением, необходимо неограниченное и постоянное взаимодействие в информационной сфере, привлечение общественных, некоммерческих организаций к разработке и реализации различных государственных, региональных, муниципальных программ. Наконец, требуется кропотливая работа по формированию у населения понимания важности развития гражданского общества и необходимости гражданского участия. Только в таком случае можно достичь оптимального взаимодействия процессов социальной самоорганизации и организации, обеспечивающего становление гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

Законодательные акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Российская газета № 248, 25. 12. 1993.
  2. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. Российская газета № 266, 30. 12. 2008.
  3. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. Российская газета № 202, 08. 10. 2003.
  4. Федеральный закон № 40-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 2 мая 2012 года. Российская газета № 99, 04. 05. 2012.
  5. Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. Российская газета № 133, 14. 07. 2001.
  6. Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года. Российская газета № 100, 25. 05. 1995.
  7. Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 июня 1995 года. Российская газета № 127, 04. 07. 1995.
  8. Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года. Российская газета №159, 17. 08. 1995.
  9. Федеральные законы № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года. Российская газета № 12, 20.01. 1996.
  10. Федеральный закон № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года. Российская газета № 14, 24. 01. 1996.
  11. Федеральный Конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года. Российская газета - Федеральный выпуск № 4824, 31. 12. 2008.
  12. Распоряжения Президента Российской Федерации № 127-рп «Об обеспечении в 2011 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» от 02. 03. 2011.
  13. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года. Российская газета № 43-44, 04. 03. 1997.
  14. Федеральный Закон № 95 ФЗ от 11.07.01 «О  политических  партиях» от    11.07.01. Российская газета. - 2001. - № 133.

Литература

  1. Авицинова Г.Г. Гражданское общество в России: проблемы и перспективы. Власть. – 2001. - № 2.
  2. Алексеева Л. М. «Третий сектор» и власть. ОНС. - 2002. - № 6.
  3. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований. Полис. — 1995. - №3.
  4. Аринин А. Н. Государство для человека: новая стратегия развития России. ОНС. - 2000. - №б; Власть, бизнес и общество. ОНС. - 2002. - № 6
  5. Аринин А.Н. Модернизация России как условие ее успешного развития в XXI веке. Издательство «Росспэн», - 2010.
  6. Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода. ЮНС. - 1999. - № 3.
  7. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., - 1980.
  8. Ашбот А. Роль гражданских организаций в управлении обществом. Проблемы теории и практики управления. - 1998.  - №1. 
  9. Бойков В. Э. Россия: десять лет реформирования. Социологические исследования. — 2001. - №7.
  10. Великая Н. М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении. Социологические исследования. - 2003. - №8.
  1. Вельский К. С. О функциях исполнительной власти. Государство и право. - 1997. - № 3.
  1. Володин А. Г. Гражданское общество и политика в России: смена парадигмы. Полис. - 1998. - № 6.
  2. Гегель Г.Ф. Философия права. М.: Мысль, - 1990.
  3. Гельман В.Я. "Учредительные выборы" в контексте российской трансформации. Общественные науки и современность. - 1999. - №6.
  4. Гидденс  Э.  Революция  и общественные движения. Диалог. — 1992. - №6-7.
  5. Гоббс Т. Сочинения, Т. 2. - М, - 1989.
  6. Голенкова З.Т. Социология. Модернизация социальной структуры российского общества. - Институт социологии РАН. – 2008.
  7. Грамши А. Избранные произведения в 3 тт., Т.3. Тюремные тетради. М.,- 1959.
  8. Грамши А. Тюремные тетради. - М., - 1991.
  9. Грудцына Л. Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России. Монография. Под ред. докт. юрид. наук, проф. Н. А. Михалевой. М.: Манускрипт, - 2008.
  10. Грудцына Л.Ю. Государство и гражданское общество. Монография. Под ред. проф. С. М. Петрова. — М., - 2010.
  11. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократия и ее проблемы в Восточной Европе. Вопросы философии. - 1990. - №4.
  12. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. Общественные науки и современность. - 2000. - №6.
  13. Дюркгейм Э. Оразделении общественого труда: Метод социологии. - М., - 1991.
  14. Здравомыслов А. Г. Власть и общество в России: кризис 90-х гг. ОНС. — 2000. - №6.
  15. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология ООС. Учебник. - М.: Юрист, - 2002.
  16. Ильин И. А. О сущности правосознания. - М., - 1993.
  17. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. Полис. - 1992. - №1-2.
  18. Кальной И.И. Гражданское общество: истоки и современность. СПб. Юридический центр Пресс, - 2000.
  19. Клямкин И. М. Институциональные возможности «пакта Монклоа» в российских условиях. Как менять конфигурацию власти в России? Полис. - 1999. - №4.
  20. Конт О. Курс положительной философии. - СПб. Книжный магазин Т-ва «Посредник». – 1900.
  21. Корнеева И. Е. Доверие и готовность объединяться как факторы самоорганизации. Материалы всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях». М., - 2012.
  22. Косов Г.В. Гражданское общество в России: модели, традиции, тенденции развития. Ставрополь: «Ставролит», - 2010.
  23. Кооиман Я. Общественно-политическое правление. Государственное управление. Словарь-справочник. -СПб., - 2001.
  24. Кочетков, А.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов: ТГУ, - 1999.
  25. Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., - 1996.
  26. Локк Дж. Избранные философские произведения. - М., - 1960.
  27. Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории. Западная теоретическая социология 80-х г. — М., - 1989.
  28. Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения. ОНС. - 2002. - №5.
  29. Марахов В.Г. Гражданское общество в России: теория и стратегия формирования. Стратегии формирования гражданского общества в России. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, - 2002.
  30. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3, 13, 25, 27, 46.
  31. Мельвиль А. Политические ценности и ориентации и политические институты. Россия политическая. - М., - 1989.
  32. Мерсиянова И. В. Вовлеченность россиян в повседневные практики гражданского общества. Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, - 2012.
  33. Мерсиянова И. В. Повседневные практики гражданского общества в образе жизни россиян. XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. - 2012. № 1.
  34. Моисеев Н. Н. О механизмах самоорганизации общества. Социально-политический журнал. — 1993. - №8.
  35. Моисеев Н. Н. Алгоритм развития. - М., - 1987.
  36. Монтескье Ш. О духе законов. - М., - 1999.
  37. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА . – 1999.
  38. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., - 1997.
  39. Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства. Полис. -1998.
  40. Перегудов. С.П. Гражданское общество как политический феномен. Свободная мысль, N9,  -1992.
  41. Перегудов С. П. Корпоративный капитал в российской политике. Полис. - 2000. - № 4.
  42. Петухов В. В. Политическая активность и самоорганизация россиян. ОНС. - 2002. - №6.

Информация о работе Гражданское общество в России