Гражданское общество в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

К одному из важнейших факторов, которые являются определяющими при формировании гражданского общества можно отнести такой как характер взаимоотношений между государством и обществом.
Выявление и анализ закономерностей при формировании гражданского общества при взаимодействии процессов самоорганизации общества с организационным моментом государственной власти приобретает в современном мире особую актуальность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества.11
1.1. Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в
его становлении …11
1.2. Организующее значение государственной власти для формирования
гражданского общества …26
Глава II. Процессы формирования гражданского общества в России …39
2.1. Процессы самоорганизации в формировании гражданского общества в
России …39
2.2. Роль органов государственной власти в формировании российского
гражданского общества ………………………………………………………….48
Глава III. Гражданское общество в России …..57
3.1. Перспективы развития гражданского общества в России……………….57
3.2. Приоритеты при формировании гражданского общества в России…………………………………………………………………………….73
Заключение …..75
Библиография. Законодательные акты Российской Федерации …..80
Литература…………………………...……………..…………………………..81
Электронные ресурсы…………………………….…………………………...88

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 244.93 Кб (Скачать файл)

На сегодняшнем этапе развития в России существует противоречие между желанием граждан жить в сильном государстве, которое может обеспечить право и порядок, и нежеланием следовать существующим законам. Но эффективное функционирование институтов гражданского общества возможно лишь при соблюдении индивидами правовых, морально-нравственных норм. Несовершенство правовой системы, обесценивание нравственных ценностей и идеалов ведет к развитию процессов социальной самоорганизации, выражающихся в формировании социальных общностей, а также связей, отношений и практик, функционирующих за счет нарушения существующих правил и норм. Как утверждает социолог Петухов В.В., за время правления Б.Н. Ельцина значительная часть общества привыкла к постоянному нарушению законов, не только со стороны рядовых граждан, но и со стороны структур призванных защищать общественный порядок от незаконных посягательств. Измененная этим модель поведения граждан изменилась на столько, что многие и сегодня не считают необходимым отказаться от данной модели поведения и не видят в этом отклонений от нормы.57 Кроме того, процессы подобной самоорганизации доминируют над формированием отношений и практик гражданского общества, функционирующих в рамках правовых норм и ограниченных последними.

В демократическом обществе взаимодействие между гражданами и властью происходит при использовании первыми специальных институализированных механизмов (выборов, различных неэлекторальных форм массового участия) и посредников (политических партий, общественных организаций и движений). Поэтому формирование гражданского общества требует признания населением ценности политического участия. Нельзя не согласиться с мнением социолога В. В. Петухова о том, что на настоящий момент практически во всех ситуациях, будь то выбор важнейших сфер жизнедеятельности, элементов полноценной, гармоничной жизни, определение способов достижения жизненного успеха, политический аспект постоянно находится на периферии интересов большинства граждан. Так, только 3% респондентов отметили политические права в качестве того, чего не хватает современному человеку для полноты жизни, лишь 1,4% упомянули необходимость участия в общественной и политической жизни как залог достижения жизненного успеха58.

В современной России гражданское общество не сформировалось как саморазвивающаяся система, способствующая всестороннему развитию составляющих ее субъектов. Нельзя утверждать о функционировании гражданского общества как «человеческой социальной системы», которая «усиливает индивидуальную креативность своих компонент, поскольку эта система ради них существует»59. В настоящее время можно говорить лишь о наличии определенной совокупности организаций, отношений и связей, не обеспечивающих воспроизводство, репродуцирование устойчивых шаблонов массового поведения и социальных институтов, характерных для гражданского общества.

Тем не менее, на основании данного факта нельзя утверждать, что в России нет перспектив для развития гражданского общества. Их реализация, в значительной мере, зависит от организующей, управляющей деятельности органов государственной власти.

 

2.2. Роль  органов государственной власти  в формировании российского гражданского общества 

Процесс формирования гражданского общества, зависит от взаимного влияния экономических, правовых, духовных, социальных процессов и условий. Их характер, прежде всего, зависит от деятельности государственной власти как организующей, управляющей социальной подсистемы. Потому выявление причин, возникающих затруднений в развитии гражданского общества и не высокого уровня реализации возможностей населения влиять на ситуацию в стране, осуществимо лишь при анализе и оценке деятельности органов государственного управления на современном этапе развития России. Следует выяснить, насколько деятельность государственной власти в экономической, политической, правовой сферах способствует, либо препятствует развитию гражданского общества, то есть, каким образом процессы социальной организации влияют на процессы самоорганизации.

За прошедший период существования Российской Федерации как самостоятельного государства, в ходе политических преобразований органами государственной власти был внесен значительный вклад в формирование условий, способствующих становлению гражданского общества. Прежде всего, следует отметить создание соответствующей нормативной базы. В частности, правовой основой, определяющей деятельность негосударственных организаций, являются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 13 Конституции Российской Федерации защищает права граждан на идеологическую свободу и создание политических организаций. Деятельность данных организаций регулируется     федеральным    законом    «О    политических    партиях».

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует работу структур местного и территориального общественного самоуправления. Статья 29 Конституции провозглашает право граждан на свободу слова, распространение и получение необходимой и достоверной информации. Данная статья, а также федеральный закон «О средствах массовой информации» выступают правовой основой деятельности независимых СМИ.

Следует обратить внимание на зависимость выбора той или иной формы проявления социальной активности от уровня материального благосостояния граждан. Низкий уровень материального благосостояния, как правило, не дает возможности вести полноценную социальную, творческую жизнь. По мнению социолога В. Э. Бойкова, Согласно кластерному анализу социологических данных существует тесная связь между уровнем жизни и активности граждан так, если на длительном промежутке времени снижается уровень жизни, то у многих людей существенно снижаются потребности и их активность.60 Результаты социологического исследования аналитического центра Юрия Левады свидетельствуют, что наибольшей потенциальной политической активностью отличаются представители семей со средней обеспеченностью. Несколько меньший уровень потенциальной активности проявили респонденты из числа наиболее обеспеченных людей. Обращает на себя внимание относительно невысокая потенциальная активность малообеспеченных категорий населения. Наиболее приемлемой формой политических действий для них является самая пассивная - подписание петиций и требований61.

Значительная часть населения «выпадает» из сферы гражданских отношений, отказываясь от участия в активной общественной, политической жизни, ввиду насущной необходимости решать материальные проблемы. Кроме того, трудности решения данных проблем, зачастую, способствуют ведению асоциального существования (алкоголизм, наркомания, бродяжничество и т. д.).

Также следует отметить, что высокий уровень социального расслоения, небольшие размеры «среднего класса» и возникающие на этой почве социальные противоречия затрудняют образование крупных социальных групп, способных к самоорганизации, выработке культуры гражданского участия, конструктивному диалогу с государственной властью, к отстаиванию, в рамках имеющихся правовых возможностей, как групповых, так и общенациональных интересов.

Деятельность государства, проводимая им экономическая политика (в сфере приватизации, налоговом, таможенном, административно-управленческом секторах экономики.) явилась фактором, способствующим развитию криминального бизнеса. Следует также согласиться с мнением В.Э. Бойкова о том, что теневая экономика в настоящее время более эффективна чем официальная и ее результатами поэтому пользуются предприниматели и менеджеры использующие и легальный и теневой бизнес.62 Таким  образом, мы сталкиваемся с процессом социальной самоорганизации, то есть процессом произвольного формирования системы устойчивых экономических связей, взаимодействий и отношений между людьми вне регулируемых законом правил. Необходимо, кроме того, отметить, что наличие тяжелых социально-экономических проблем формирует питательную среду для возникновения и развития различных видов экстремизма - религиозного, национального, политического. Крайне низкий уровень материального благополучия значительной части населения, и невозможность изменить положение имеющимися в наличии легитимными средствами приводит к обострению конфликтных отношений в обществе и использованию различных форм насилия.

Деятельность государственной власти в сфере экономических отношений, ее результаты следует характеризовать как не вполне способствующие развитию гражданского общества. Более того, трудности реализации деловых интересов граждан, вызванные несовершенством государственного регулирования экономической деятельности, являются причиной формирования отношений, оказывающих разлагающее воздействие на институты и механизмы нравственно-правовой регуляции социума.

Функционирование гражданского общества предполагает наличие активного процесса взаимодействия населения с органами государственной власти. В ходе его зарождаются условия, необходимые для существования гражданского общества. Полем данного взаимодействия выступает политическая социальная подсистема. Важнейшими условиями взаимодействия гражданского общества и государства являются, с одной стороны, высокая степень политической активности населения, с другой, восприимчивость властных структур к общественному влиянию. Рассматривая особенности взаимодействия процессов социальной самоорганизации и организации в политической сфере, необходимо обратить внимание на характерное для современной России развитие тенденции, выражающейся в сокращении степени влияния граждан на деятельность органов государственной власти. Происходит процесс понижения уровня политической активности населения. В то же время, органы государственной власти остаются закрытыми для различных форм политического влияния и контроля со стороны общества. Даже в последние годы, по-прежнему, остается невостребованной или существенно ограниченной рамками элитных слоев общества.

Данная специфика реализации государственной власти обусловлена особенностями протекания в России процесса политических преобразований. Так, политолог И. М. Клямкин отмечает, что своеобразие сегодняшней российской политической системы заключается в том, что ее строительство начиналось не с создания демократической политической системы, а с того, что был деформирован сам политический режим и его идеологическая основа. При этом элементы политической системы строились самим режимом с таким расчетом, чтобы обеспечить его устойчивость за счет неограниченных полномочий президента и ограничения власти других политических институтов.63 В Российской Федерации не были сформированы условия и механизмы, позволяющие обществу контролировать деятельность государственных властных учреждений, или, по крайней мере их формирование идет чрезвычайно медленно. Ограниченные возможности социального контроля над деятельностью органов государственного управления ведет к возникновению такого негативного явления как «приватизация бюрократии»64. Данное понятие означает возможность влияния различных групп экономической либо политической элиты на принятие решений в органах государственной власти, которые будут, в свою очередь, отвечать интересам этих групп.

Следует констатировать, что укрепление административного диктата, по сути, ведет к концентрации власти в руках представителей крупного бизнеса и высших слоев бюрократии. Такого рода модель реального применения государственной власти, не может быть эффективной для достижения социальной интеграции и формирования гражданского общества.

Низкий уровень учета органами государственной власти интересов большинства категорий населения, за исключением представителей крупного бизнеса, является, результатом отстранения граждан от реального участия в процессе принятия решений. Как считает политолог А. Мельвиль, сегодня население России понимает демократию не как возможность массового политического участия и способности влиять на принятие решений, а как возможность избирать руководителей, которые вовсе не обязаны будут отчитываться и поддаваться давлению избирателей.65 Для правящей элиты России, убежденной в верности своих действий, было чрезвычайно важным сохранение властных полномочий и свободы в принятии решений для осуществления политики реформ. Обрело значительную силу мнение о том, что проблемы создания в России рыночной экономики и экономической модернизации должна разрешить отождествляемая с государством сплоченная элита, опирающаяся на единую эффективную «идеологию»66. С одной стороны, данный подход должен был способствовать достижению необходимой оперативности в принятии и осуществлении важнейших решений, прежде всего, экономического характера. С другой, обеспечить защиту проводимой политики от действий антиреформаторски настроенной части населения. В свою очередь, за индивидом признавалось сохранение полной автономии во всех сферах неполитической жизни. Возникла практика использования широких слоев общества лишь в целях мобилизации массовой поддержки правящей элиты, как правило, во время предвыборных кампаний. При этом население выступает объектом жесткого информационного, идеологического воздействия, способного оказать значительное влияние на изменение общественного мнения.

Следует,    однако,    отметить,    что    современное    демократическое государство не требует постоянного, активного политического участия граждан, оказания воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти. Прежде всего, политическая деятельность требует специальной подготовки, что выражается в существовании специфического слоя профессиональных политиков. Основные же интересы большинства людей, как правило, концентрируются в сферах, не связанных напрямую с общественной и политической жизнью и не требующих политического участия. Согласно концепции американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, в сбалансированной политической культуре политическая активность и рациональность должны быть уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к локальным ценностям67. То есть, активность граждан должна, прежде всего, распространяться на окружающую их непосредственно социальную среду. Для этого необходимо наличие соответствующей инфраструктуры (органы местного самоуправления, профсоюзы, общественные объединения и т. д.), уверенность граждан в действенности ее компонентов и механизмов, а также готовность и умение их использовать при решении тех или иных проблем.

Помимо факта невысокой степени гражданской активности на локальном уровне, следует отметить и обратную сторону данного явления, а именно, нежелания представителей различных уровней власти, в том числе местной, привлекать население к решению социальных проблем.

Таким образом, происходит отчуждение общества от политики, осуществляемой государственной властью, в силу чего ее социальную базу составляет лишь небольшая часть населения. Не сформировалось системы взаимодействий государства и общества, предполагающей сближение социальной активности граждан и государственного управления, нацеленную на формулирование и выполнение задач по построению демократического политического режима. Помимо отсутствия действенных механизмов влияния граждан на деятельность органов государственной власти, на локальном уровне также не получила развития практика широкого участия населения в решении существующих проблем.

Наибольшее свое воплощение институты гражданского общества, как известно, обретают лишь в правовом государстве. Именно здесь существуют механизмы (независимый суд, функционирование института уполномоченных по правам человека, «прозрачность» процесса принятия решений органами власти и т. д.), обеспечивающие защиту гражданских прав и инициатив. Посредством данных механизмов государственная власть и граждане, общественные объединения выступают как равные субъекты экономических, политических, социальных правовых и прочих отношений. Современные российские реалии свидетельствуют о том, что как на уровне принятия законов, так и на уровне их исполнения, данное равенство не достигнуто. Как представительная, так исполнительная и судебная ветви власти в значительной степени подвержены влиянию различных групп элиты.

Информация о работе Гражданское общество в России