Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 00:52, курсовая работа
Описание работы
К одному из важнейших факторов, которые являются определяющими при формировании гражданского общества можно отнести такой как характер взаимоотношений между государством и обществом. Выявление и анализ закономерностей при формировании гражданского общества при взаимодействии процессов самоорганизации общества с организационным моментом государственной власти приобретает в современном мире особую актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества.11 1.1. Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в его становлении …11 1.2. Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества …26 Глава II. Процессы формирования гражданского общества в России …39 2.1. Процессы самоорганизации в формировании гражданского общества в России …39 2.2. Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества ………………………………………………………….48 Глава III. Гражданское общество в России …..57 3.1. Перспективы развития гражданского общества в России……………….57 3.2. Приоритеты при формировании гражданского общества в России…………………………………………………………………………….73 Заключение …..75 Библиография. Законодательные акты Российской Федерации …..80 Литература…………………………...……………..…………………………..81 Электронные ресурсы…………………………….…………………………...88
За последние десять лет уровень
информированности россиян о деятельности
НКО вырос. По сравнению с 2004 годом, в 2012
году граждане, которые вообще ничего
не знали об НКО, перестали составлять
большинство — их доля снизилась с 58% до
44%81.
Можно было бы ожидать, что рост
осведомлённости о некоммерческих организациях
будет сопровождаться и ростом доверия,
улучшением отношения к их деятельности.
Однако распространённость положительных
представлений о НКО за период между двумя
исследованиями снизилась.
Каждый третий россиянин (30%)
не относится с доверием к общественной
организации. Реже всего выражают доверие
молодежным политическим объединениям,
этническим общинам, национальным диаспорам
и землячествам, движениям национально-патриотического
толка и молодежным объединениям неформального
характера. Меньше всего недоверия вызывают
профессиональные ассоциации, общества
инвалидов, органы школьного самоуправления,
женские организации, спортивные клубы.
С большим доверием россияне относятся
к ветеранским объединениям, обществам
защиты прав потребителей, обществам инвалидов,
профсоюзам.
В представлении россиян деятельность
НКО должна быть сосредоточена, в первую
очередь, на решении социальных проблем
— охране материнства и детства, поддержке
социально уязвимых слоев населения, осуществлении
реформы ЖКХ, охране здоровья, развитии
образования. «Третий сектор» в целом
отвечает запросам граждан, деятельность
большей части НКО направлена на решение
именно социальных задач. Наиболее востребованными
у граждан оказываются организации, готовые
помочь в случае болезни, инвалидности,
а также экологические; наименее (из предложенных
в ходе опроса вариантов) — правозащитные
и занимающиеся сохранением культурного
наследия82. Такие предпочтения возникают,
в том числе из-за того, что большинство
граждан имеет слабое представление о
правозащитной деятельности.
Распределение ответов на
вопрос: «Хотели бы вы, чтобы в вашем городе
(районе) действовали добровольные общественные
организации?»
Категория 1 – в нашем городе
не нужны такие организации
Категория 2 – оказывающие
помощь при аресте, судебном преследовании
Категория 3 – занимающиеся
сохранением культурного наследия
Категория 4 – занимающиеся
культурно-просветительной работой
Категория 5 – занимающиеся
защитой окружающей среды
Категория 6 – оказывающие
помощь в случае тяжелой болезни
Добровольческая деятельность
представляет собой важнейшую практику
гражданского общества и рассматривается
как один из факторов социального развития
в таких сферах, как образование, наука,
культура, искусство, здравоохранение,
охрана окружающей среды.
Труд добровольцев в той или
иной мере используют более 75% российских
НКО, а общий уровень вовлеченности в добровольческую
деятельность в некоммерческом секторе
(последние данные — на 2008 г.) составляет
3,02% численности экономически активного
населения83.
По данным различных научных
центров, применяющих различные методы
социологического исследования, в той
или иной форме в добровольческой деятельности
участвуют 40‑60% россиян. В нашей стране сегодня
более развито неформальное добровольчество.
Так, по данным фонда «Общественное мнение»
38% россиян являются не институциализированными
добровольцами, они не связаны организационно-правовыми
отношениями с НКО, но включены в самоорганизацию
по месту жительства; еще 4% — добровольцы,
включённые в деятельность тех или иных
НКО. Кроме того, 23% россиян в повседневной
жизни не участвуют в общественной деятельности,
но активно пользуются Интернетом, проявляя
и элементы социальной активности (благотворительность,
подписание петиций и др.). 38% россиян не
включены ни в реальную, ни в виртуальную
добровольческую активность84.
В последние годы волонтёры
оказываются в центре внимания общества
и СМИ, в первую очередь, в связи с чрезвычайными
ситуациями, когда необходима быстрая
и разносторонняя помощь пострадавшим
районам. В декабре 2012 года волонтёры пришли
на помощь водителям, которые попали в
многокилометровый затор на трассе «Москва-Петербург»
в Тверской области. В 2013 году новая волна
общественного интереса к добровольчеству
возникла на фоне наводнения на Дальнем
Востоке. Удалось мобилизовать усилия
многих добровольческих организаций,
объединившихся с государственными инстанциями.
Люди из разных городов России помогали
спасать от воды Мылкинскую дамбу, основное
защитное сооружение Комсомольска-на-Амуре.
Местные волонтёры активно участвовали
в строительстве дамб по берегам Амура
и Зеи. Шли сбор и распределение гуманитарной
помощи, первично-восстановительные работы.
Кроме того, волонтёры собирали информацию
о точечных, специфических потребностях
пострадавших, быстро реагировать на которые
государство не успевало. Особенно широкий
интерес к такой деятельности распространился
в молодёжной среде.
По данным Левада-Центра, на
вопрос «Оказывали ли вы лично или ваша
семья какую-либо благотворительную помощь
за последние пять лет?» 76% россиян ответили
отрицательно. 7% переводили деньги в ответ
на теле- или радиообращение к гражданам
с призывом поддержать благотворительную
акцию. 9% в рамках благотворительных акций
передавали вещи. При этом 22% россиян заявляют,
что не готовы заниматься благотворительности
ни при каких условиях85.
Таблица 2. Оказывали ли Вы лично или
ваша семья какую-либо благотворительную
помощь за последние пять? Если да, то в
какой форму Вы это делали?
Переводил/а деньги на счет в ответ на теле или
радиообращение к гражданам
поддержать какую‑либо благотворительную акцию
(лечение ребенка, проведение хирургической
операции и т. п.)
7
Работал/а на добровольных началах, волонтёром
3
Передавал/а вещи в рамках благотворительной акции
или в ответ на обращение по телевидению
или радио
9
Участвовала в благотворительных акциях
(концерты, аукционы и т. п.) в пользу конкретных учреждений, нуждающихся
в финансовой поддержке (детских домов,
сельских школ, больниц и т. п.)
2
Безвозмездно сдавал/а кровь
3
Делал/а значительные денежные пожертвования
на благотворительные цели
3
Другое
2
Не оказывал/а
благотворительную помощь
76
Несмотря на определённую историю
функционирования отечественной системы
местного самоуправления, приходится
констатировать, что инструментом «самостоятельного
и под свою ответственность решения населением
вопросов местного значения» он так и
не стал.
С одной стороны, это связано
с низким уровнем общественной инициативы,
иждивенческой позицией граждан, ожидающих,
что всё за них должны устроить власти,
отсутствие у граждан желания участвовать
в какой-либо форме в решении местных вопросов.
Ярким показателем этой тенденции стало
снижение явки на местных выборах, прошедших
в сентябре 2013 года, когда был зафиксирован
своего рода исторический минимум: явка
во многих крупных городах была ниже 20%.
Тем не менее, для развития общественного
участия в решении вопросов местного значения
прямые выборы руководителя исполнительного
органа власти просто необходимы. Глава
местной власти не избранный, а назначенный
сверху, не имеет стимулов прислушиваться
к голосам жителей. Об этом говорит и далеко
не всегда удачный опыт работы сити-менеджеров
в ряде регионов. В случае отмены прямых
выборов на местном уровне, все претензии
граждан будут адресованы непосредственно
губернаторам.
С другой стороны, те граждане,
которые всерьёз хотели бы внести вклад
в развитие своих городов и поселков, не
всегда имеют необходимые рычаги для воздействия
на ситуацию, их деятельность нередко
не находит поддержки у местных властей.
Более того, зачастую активисты воспринимаются
не в качестве полезного ресурса, а как
досадная помеха. Значительное количество
руководителей муниципальных образований
продолжает считать, что взаимодействие
с общественностью сводится к просьбам
граждан по отношению к властям и более
или менее полное удовлетворение этих
просьб со стороны органов местного самоуправления.
Модели партнёрского взаимодействия граждан
и общества с местной властью пока ещё
мало распространены на местном уровне.
В последние годы мониторинг Общественной
палаты Российской Федерации фиксирует
нарастающие противоречия между всё большей
активностью граждан и готовностью местных
властей организовать с ними партнёрское
взаимодействие. На местном уровне фактически
отсутствует практика согласования интересов
различных социальных групп, не работают
механизмы переговоров. И потому различные
взгляды на пути решения той или иной проблемы
быстро трансформируются в политическое
и, зачастую, личностное противостояние,
при котором никакие компромиссы уже невозможны.
Существующие проблемы в сфере
взаимоотношений местных властей
и общества порождены целым
комплексом причин.
С одной стороны, — это объективные
исторические причины развития российского
общества. Массовый переезд граждан из
сёл в города, из малых городов — в крупные
мегаполисы сопровождается разрушением
соседских связей, ростом индивидуализма.
Зачастую люди живут в одном месте, а работают
в другом. Работа и дорога отнимают практически
всё время. Оставшегося хватает только
на сон и домашние дела. Для взаимодействия
с соседями не остаётся ни возможности,
ни сил. С другой стороны, даже в деревнях
сегодня личное общение всё больше заменяется
просмотром телевизора или контактами
в социальных сетях. Всё это создает принципиально
новую реальность, новые формы общественной
активности, которые не всегда совместимы
с привычными моделями местного самоуправления.
Пассивность граждан — прямой
результат сформировавшейся в муниципальных
образованиях управленческой модели,
сложившейся социальной практики. Вместо
истинной общественной активности в некоторых
муниципалитетах взращиваются имитационно-демонстрационные
её формы. Большинство механизмов общественного
участия (референдумы, собрания, конференции,
сходы, публичные слушания, опросы граждан,
правотворческая инициатива) зачастую
остаются невостребованными или превращаются
из формы народного волеизъявления в его
имитацию.
Средне российский уровень
политического и общественного участия,
несмотря на периодические «вспышки»
гражданской и протестной активности,
принципиально не растет. Но меняется
качество этого участия, оно становится
более осмысленным и социально мотивированным.
Так, по данным мониторинговых
исследований ВЦИОМ, за последние семь
лет почти в два раза (с 25% до 45%) выросло
число тех, кто заявил, что участвует в
политической жизни, преследуя не свои
личные интересы, а руководствуясь идеями
и ценностями общего блага — изменить
жизнь к лучшему в своем городе, поселке,
стране.
Помимо возросшего интереса
к политике исследования выявляют другую
тенденцию — интерес некоторой части
российского общества к участию в организации
и проведении выборных кампаний. 13% россиян
готовы выдвигаться кандидатами в депутаты,
либо в главы органов местного самоуправления,
14% — войти в состав избирательных комиссий,
10% — работать на выборах агитаторами
или сборщиками подписей86.
Современные процессы развития
гражданского общества в России тесно
связаны с более сложной проблемой - институционализацией
самого российского общества. Граждане
не могут объединяться в ассоциации, эффективно
защищать общественные интересы, если
они не знают, в каком обществе живут, на
каких принципах и ценностях оно основано,
каковы права и обязанности его граждан.
Что есть Российская Федерация сегодня?
В настоящее время Россия – страна с поливариантной
структурой самоидентификации и отсутствующей
четкой национальной идеей. Это затрудняет
попытки консолидации граждан, равно как
и процесс выработки общенациональной
идеологии.
3.2. Основные
направления формирования гражданского
общества в России
При построении
гражданского общества государство непременно
должно принимать активное участие, но
не в роли поводыря или надсмотрщика, а
обязательно мягко руководить и направлять,
оставляя свободу выбора гражданам. И
тогда гражданское общество будет партнером
и помощником государству, в противном
случае государство получит непримиримого
оппонента и оппозиционера в лице гражданского
общества.
Основными направлениями
при формировании гражданского общества
в современной России нужно принять направления:
- правовое;
- информационное;
- социальное;
- культурно-воспитательное.
Основу правового
направления составляют, с одной стороны,
законодательные акты, определяющие необходимую
степень свободы граждан их объединений и ассоциаций,
и в то же время, ограничивающие произвол
органов государственный власти.
С другой стороны,
необходима реальная, повседневная практика
реализации законодательных актов. Правовое направление
в сегодняшней России очень актуально,
объемы коррупции не имеют границ. В армии
и силовых структурах должности и звания
покупаются и продаются, те же процессы
происходят в «коридорах» государственной
власти. Уровень доверия граждан к чиновникам
и силовым структурам очень низок. На местном
уровне власти минимизировали контакты
с населением, вся деятельность в основном
сводится к «показным» выездам и организации
праздничных мероприятий. Результат можно
было наблюдать в сентябре 2014 года при
проведении выборов, явка на избирательных
участках была очень низкой. По итогам
проведения выборов ЦИК была довольна
тому, что процент явки немного превышал
предыдущие выборы, хотя радостного в
этом мало, граждане перестали верить
в то, что от их волеизъявления, что- то
изменится.
Так как при формировании
гражданского общества не последнюю роль
играет само государство, то в первую
очередь необходимо пересмотреть формирование
самих властных структур. Невозможно пытаться,
что-то построить и сформировать, если
сам не будешь соответствовать тем стандартам
и результатам, которые желательно получить
в конечном итоге.
В первую очередь
необходимо утвердить нерушимое равенство
всех перед законом, не на бумаге, а в действии.
И если чиновник в действительности преступил
закон, он должен нести наказание в соответствии
с законом, а не ограничиваться отстранением
от должности. Все экономические преступления
должны сурово наказываться и итог, то
есть наказание, любого преступления должен
быть доведен до общественности, а не освящаться
только начальные следственные действия,
как зачастую и бывает.
Необходимо законодательно
обязать отчитываться депутатов всех
уровней о проделанной работе перед своими
избирателями и в случае неудовлетворительной
деятельности досрочно складывать с них
полномочия.