Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 00:52, курсовая работа
Описание работы
К одному из важнейших факторов, которые являются определяющими при формировании гражданского общества можно отнести такой как характер взаимоотношений между государством и обществом. Выявление и анализ закономерностей при формировании гражданского общества при взаимодействии процессов самоорганизации общества с организационным моментом государственной власти приобретает в современном мире особую актуальность.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества.11 1.1. Понятие гражданского общества и роль процессов самоорганизации в его становлении …11 1.2. Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества …26 Глава II. Процессы формирования гражданского общества в России …39 2.1. Процессы самоорганизации в формировании гражданского общества в России …39 2.2. Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества ………………………………………………………….48 Глава III. Гражданское общество в России …..57 3.1. Перспективы развития гражданского общества в России……………….57 3.2. Приоритеты при формировании гражданского общества в России…………………………………………………………………………….73 Заключение …..75 Библиография. Законодательные акты Российской Федерации …..80 Литература…………………………...……………..…………………………..81 Электронные ресурсы…………………………….…………………………...88
Немного другой взгляд
на гражданское общество у исследователей
сравнивающих его с совокупностью общественных
неполитических организаций, таких, как благотворительные,
этнические, экологические, культурные
и тому подобные свободные объединения
людей, отделяя их от политических и экономических
организаций.28 Михаил Флямер при
определении гражданского общества не
включает в его понятие часть организаций
третьего сектора. По его мнению, внутри
каждого Государства образуются общественные
силы, которые правовой порядок понимают
как объект общегражданской политической
ответственности. И он считает, что эти
силы объединяются в общественных и правозащитных
организациях, юридических ассоциациях,
ориентирующихся на права человека. Иначе, общественные
организации не желающие принимать активное
участие в решении общегражданских проблем
остаются в обществе, но перестают играть
в нем значимые и ведущие роли.29
Одним из основных
понятий характеризующих гражданскую
культуру является понятие «гражданин»,
которое выражается в жизни общества через
его членов, активно влияющих на все процессы,
происходящие при изменении этого общества.
В гражданском обществе, рассматриваемом
как процесс взаимодействия и влияния
его членов на жизнедеятельность этого
общества, понятие «гражданин» может быть
раскрыто через понятие «участие», через
его деятельность в различных общественных
организациях и институтах.
В процессе развития
современного общества, появления и развития
сектора некоммерческих организаций понятие
гражданского общества приобретает все
новые интерпретации. Третий сектор включает
в себя различные группы населения и организации,
которые не ставят цели личного обогащения
непосредственно через участие в работе
таких групп и организаций или через владение
ими. Третий сектор рассматривается как
совокупность добровольных, активных
организаций взаимодействующих и оказывающих
определенное влияние на государственные
институты, частные деловые организации
и предприятия. Для всех организаций третьего
сектора характерна деятельность ради
общественного блага. Главной функцией таких
организаций является, в той или иной степени,
расширение пределов свободы и наделение
населения властью, вовлечение населения
в процесс социальных изменений, в развитие
социальной защиты.
Системы социальной
организации общества представляют, из
себя, многоуровневые модели которые состоят
их разнообразных подсистем взаимодействующих
между собой и находящиеся в состоянии
постоянного видоизменения. Общество, как социальная
система, обладая сложной многоуровневой
структурой, подвержено действию различных
факторов и в следствии этого, процесс
его функционирования и развития является многовариантным
и противоречивым. И в результате развития
общества последующие его состояния не
являются жестко детерминированными и предсказуемыми.
В процессе изучения развития общественных
отношений особое значение приобретает
анализ основных факторов обеспечивающих
стабильность, равновесие, поступательное
развитие общества, его жизнеспособность.
Этими основными факторами являются, с
одной стороны, процессы самоорганизации,
с другой, процессы организации и регулирования.
При самоорганизации
общества происходят процессы произвольного
спонтанного формирования элементов общества,
системы и подсистем общественных отношений,
а также связей и взаимоотношений между
ними. Формирование элементов общества
происходит спонтанно, не подчиняясь никакой
системе. К.Х. Делокаров подразумевал под
самоорганизацией способность к саморазвитию
используя не только информацию поступающую
извне, но и свои внутренние возможности.30
В процессе
самоорганизации функционирование систем
этого процесса регулируются больше динамическими
соотношениями, а не жесткими механическими
структурами, благодаря своей внутренней
пластичности и гибкости. По утверждению
академика Н.Н. Моисеева любое состояние
социальной системы может качественно
изменяться под действием различных факторов
и именно это приводит к резкому ускорению всех процессов самоорганизации
общества.31 Неотъемлемым элементом процесса
самоорганизации является способность
к самовосстановлению. Гражданское общество
в процессе своего развития при наличии
способности к самоорганизации и под влиянием
определенных факторов способно самостоятельно
изменить собственную структуру.
Самоорганизующейся
системой выступает общество в целом,
но процессам самоорганизации также подвержены
и составляющие его подсистемы. В результате
функционирования этих процессов возникает
формирование различных структур, устойчивых
отношений и связей.
Главными
трудностями, возникающими при исследовании
гражданского общества, является тот факт,
что при теоретическом анализе феномена
«гражданское общество» исследователи
сталкиваются с неоднозначностью, противоречивостью
мнений, суждений относительно сущности
исследуемого вопроса, его понятия. Не смотря на наличие накопленного социальными
науками значительного опыта изучения феномена гражданского
общества, до сих пор ещё отсутствует общая
терминологическая база, статус гражданского общества.32
Противоречия,
возникающие при изучении гражданского
общества, в основном связаны отсутствием
общепринятого понятия и общей терминологической
базы. Существует противоречие между пониманием
гражданского общества как:
- а) все
индивиды составляющие общество
отличаются высоким уровнем развития
специфических духовных качеств;
- б) все совокупности организаций, объединений, институтов
и связей, существующих вне
сферы управленческого воздействия государственной
власти.
В первом
подходе отличительными чертами гражданского
общества будет являться политическая
зрелость и активность граждан, устойчивость
большинства населения к идеологическому
воздействию, общество будет стремиться
к демократическим ценностям. Граждане
в этом случае надеются на собственные
силы и возможности, в помощь государства
они не верят, это общество индивидуалистов.
Во втором
случае гражданское общество представляет
большой коллектив единомышленников,
в котором преобладают горизонтальные
социальные связи и отношения. В основном
здесь действуют независимые от государства
общественные ассоциации и организации.
Основу мировоззрения в таком обществе
представляет духовная свобода, ответственность,
готовность сотрудничать с другими людьми,
а также защищать свои личные интересы.
Гражданское общество в данном понимании,
не совпадает с социумом в целом, а может,
рассматривается только как его составляющая
его часть. А элементы такого гражданского
общества могут присутствовать даже в
тоталитарном государстве, только они
будут не развитыми и искаженными.33
Многие
исследователи гражданского общества
видят его основу в индивидуализме, суверенитете
личности и свободе. Но есть и такие, которые
в противоположность вышеизложенному,
склоняются к коллективному гражданскому
обществу и деятельности в нем различных
организаций и объединений граждан. О
наличии гражданского общества нужно
судить не по деятельности в нем отдельно
взятых граждан, а по наличию в обществе
практики сотрудничества между гражданами,
коллективных действий, создания общественных
объединений.
На сегодня
ученые еще не пришли к единому мнению
по поводу субъектов гражданского общества о включении
в него политических партий и объединений,
а также возможности отнесения к нему
структур бизнеса.
Взаимодействие
личности и государства опосредуется
самоорганизующимся обществом. Следует
отметить, что произвольно возникающие и независимо,
самостоятельно функционирующие общественные
организации служат не только реализации
различных интересов личностей
и средством взаимодействия между людьми,
но и оказывают координирующее воздействие
на государственную власть.
И.А. Ильин
считает, что в результате социальной
самоорганизации и самоуправления государство
превращается в государство-корпорацию,
в котором общество живет от одинакового
интереса к общему по принципу солидарности.
Противоположностью государству-корпорации
может выступать государство-учреждение,
в котором государство берет на себя опеку
над гражданами.34 Но государство-корпорация
не может существовать если у его граждан
нет правосознания.
В ходе
своего развития идея гражданского общества
приобретала все новые черты на каждом
этапе эволюции человечества и научной
мысли и теперь включает в себя огромное
множество теоретических положений, которые
служат основанием для современных представлений
в данной области научного знания.
В результате
самоорганизации общества возникают самоуправляющиеся
объединения граждан, которые выступающие
субъектами гражданского общества.
А.Ю. Сунгуров определяет концепцию гражданского
общества через участие, деятельность
граждан в различных общественных организациях
и институтах.35 В коллективном исследовании «Гражданское общество:
истоки и современность» авторы считают,
что общность интересов объединяет различные
ассоциации и организации в единое гражданское
общество. Это могут быть организации
и ассоциации фермеров, предпринимателей,
рабочих, творческих работников, женские, молодежные
и иные организации.36 Задача
этих коллективов состоит в том, чтобы
помогать человеку в реализации своих
возможностей. Кроме того субъектами гражданского
общества могут выступать средства массовой
информации, ассоциации малых предприятий,
политические партии, корпоративные организации
к которым можно отнести профсоюзы и организации
бизнеса.37
Выступая
субъектами гражданского общества, граждане
и их объединения вступают в различные
виды общественных отношений, это могут
быть политические отношения, экономические,
отношения на уровне местного самоуправления,
религиозные, социальные и многие другие.38 Отличительной
чертой любых взаимодействий и отношений
в гражданском обществе выступают такие
черты, как равноправие субъектов,
толерантность, добровольность.
Наличие
в обществе определенного количества независимых, самоуправляющихся
объединений и организаций, безусловно
взаимодействующих и имеющих определенные
связи между собой еще не может быть доказательством существования
гражданского общества.
Гражданское
общество сможет стать реальностью, когда
все общественные организации, ассоциации
и объединения вместе с их связями и отношениями
станут функционировать как единая целостная
система, специальные свойства которой
не будут выводиться из свойств отдельных
объектов составляющих ее. Таким свойством,
прежде всего, будет способность к установлению
необходимого взаимоотношения между людьми,
определенными образцами, шаблонами поведения
граждан, закреплению в массовом
сознании ценностных установок. Тогда
в обществе будет формироваться такой
тип личности, для которой будет характерна
готовность к сотрудничеству, соблюдение правовых
норм, высокая степень социальной активности
и ответственности, потребность в личной
свободе и уважение свободы других людей. Также
важнейшим свойством гражданского общества
как единой системы общественных отношений
будет являться то, что оно сможет создавать
условия собственного существования при взаимодействии
с государственной властью как управляющей
подсистемой. По мнению
Г.Г. Дилигенского, когда гражданское общество
сможет быть той силой, которая будет оказывать
давление на власть оно может быть реальным.39 Таким образом, обеспечивается
дальнейшее функционирование и развитие
институтов, составляющих гражданское
общество.
1.2. Организующее
значение государственной власти
для формирования гражданского общества
При формировании
гражданского общества и поддержания
стабильности всей системы в самом обществе
происходят различные процессы, это могут
быть процессы самоорганизации или процессы
спонтанного, произвольного формирования
различных обществ, ассоциаций, объединений,
между ними устанавливаются устойчивые
связи и отношения, но в социальной жизни
все эти процессы имеют свои пределы. Чтобы,
в гражданском обществе поддерживалось
единство и сплоченность, чтобы оно находилось
в устойчивом состоянии не обойтись без
организационных процессов. Поэтому для
устойчивого функционирования гражданского
общества необходимы социальные подсистемы,
которые будут осуществлять организующую
функцию.
Для исключения
конфликтных ситуаций, сохранения стабильности
в общественной жизни граждан, регулирования
отношений между отдельными людьми, их
объединениями и различными организациями,
для координации их действиями необходимо
целенаправленное воздействие на различные
сферы жизни граждан, на поведение, как
отдельных индивидов, их коллективов так
и организации в целом. Процессы управления
и организации существуют во всех сферах
жизни общества и осуществляются на всех
уровнях. Так, например, государственное
управление осуществляется в масштабах
всей страны. И для того, чтобы государство
процветало и развивалось, оно определяет
основные направления развития общества,
принимает решения по основным общественно
важным проблемам и воплощает эти решения
в жизнь. Для осуществления стабильности
в обществе регулирует процессы взаимодействия
в обществе, ищет пути достижения общественных
целей.
Чтобы осуществлять
управление и организацию, необходима
власть и уже посредством реализации этой
власти предполагается управления обществом
путем принуждения, подчинения. В современном
обществе существуют различные виды власти,
начиная с внутрисемейной и заканчивая
политической. Государственная власть
качественно отличается от всех иных видов
власти, она имеет верховенство внутри
страны и превосходит над всеми прочими
видами власти. Государственная власть
имеет суверенитет, означающий ее верховенство
внутри страны, в праве независимо решать
проблемы, возникающие внутри страны.
Для поддержания правопорядка государство
издает законы и нормы, которые обязательны
для всего населения страны и следит за
надлежащим исполнением законов. Кроме
того государственная власть обладает
такой чертой как универсальность, это
означает, что она распространяет свое
воздействие на все сферы общественной
жизни. Государственная власть имеет право
карать и миловать, ей принадлежит монополия
на использование принуждения и даже физического
насилия. При этом использование государственной
властью принуждения признается всеми
субъектами, по отношению к которым применяется,
то есть носит легитимный характер и имеет
правовое закрепление в законодательной
базе государства. Для реализации власти
в государстве существуют и функционируют
специальные органы, институты и учреждения,
такие как законодательное
собрание, аппарат государственных служащих,
суд, армия и многие другие
посредством которых государство осуществляет
свои властные полномочия. Процессы организации
и функционирования общественной деятельности
не исчерпываются только управлением.
Особое значение для формирования гражданского
общества играет такой процесс организации
как, создание условий для самостоятельного
функционирования всех элементов общественных
отношений. Управленческая деятельность
органов государственной власти по отношению
к гражданскому обществу имеет свои ограничения
и это связано, прежде всего, с тем, что
гражданское общество формируется и функционирует
в первую очередь на основе процессов
самоорганизации. Поэтому, для успешного
развития и функционирования гражданского
общества органы исполнительной власти
должны в первую очередь создавать условия
для реализации прав, свобод, потребностей
граждан. К.С. Вельский утверждает, что
исполнительная власть может быть создана
только для служения обществу, а не для
обслуживания своих собственных интересов. Совокупность
органов исполнительной власти создаются
для установления взаимодействия с гражданским
обществом на основе существующей законодательной, нормативной
и правовой базы. Но поскольку
все институты гражданского общества,
такие как политические партии, средства
массовой информации, общественные движения
и объединения, ассоциации являются независимыми
образованиями в государстве, то эти взаимоотношения
не имеют
административного управленческого характера.
Поэтому их отношения с властью строятся
не на основе управления, а на базе реализации
функций этой ветви власти.40 Создание
условий для свободного развития общества,
функционирования процессов его самоорганизации,
является основной задачей органов власти,
и в этой деятельности будет реализовываться
функция организации по отношению к гражданскому
обществу.