В заключение данной
главы подчеркнем, что гражданское общество
формируется на основе процессов самоорганизации,
интеграции и самоуправления,
выступает началом, обеспечивающим постоянное
обновление социальной системы, ее развитие
в новых формах и отношениях. Функционирование
гражданского общества, при этом, требует взаимосвязи
и взаимодействия с государственной властью.
Государственная
власть, в свою очередь, рассматривается
как подсистема, осуществляющая
организующую функцию и обеспечивающая
защиту общества от дезорганизационных
процессов. При этом, также как гражданское
общество не существует вне государства,
органы государственной власти не в состоянии
осуществлять регуляцию социальной системы
в той мере, которая полностью обеспечивает поддержание ее
целостности, стабильности. Необходима
творческая, созидательная, не ограничиваемая
государством деятельность граждан и их объединений
направленная на решение жизненно важных
проблем. Эту задачу можно
решить путем формирования, развития гражданского
общества, а также преобразования государственного
управления. Центральным элементом данных преобразований
выступает повышение эффективности деятельности
органов государственной
власти в таких сферах как: защита национальных интересов на международной
арене, обеспечение обороноспособности
страны, реализация конституционных норм,
борьба с преступностью и различными формами
экстремизма. Помимо этого необходимо
создание условий, расширение пространства
для функционирования институтов гражданского
общества, развития начал самоуправления.
Глава
II. Гражданское общество в России
2.1. Процессы
самоорганизации в формировании
гражданского общества в России
Противоречия исторического
развития российского государства
определяют неоднозначность видения перспектив
формирования
гражданского общества.
Мы можем констатировать то обстоятельство,
что
историческое наследие несет
в себе как значительные препятствия
формированию гражданского
общества, так и его предпосылки. Как
известно, на протяжении большей части
истории для России было
характерным доминирование
авторитарных начал над демократическими,
ограничение государственной властью
свободы личности и начал
самоуправления.
В то же время, еще в дореволюционный период
в
функционировании земских учреждений,
различных общественных
(благотворительных, культурно-просветительских, творческих)организаций,
кооперативных товариществ мы можем видеть
зачатки формирования институтов
гражданского общества. В советский период
истории в стране существовало большое
количество различных общественных организаций,
посредством которых граждане вовлекались
в активную социальную жизнь, решались
многие социальные проблемы, осуществлялся
процесс социализации подрастающего поколения. Положительный опыт
их функционирования следует рассматривать
как позитивный фактор
в плане построения современного российского гражданского общества.
В то же время, следует обратить внимание
на тот факт, что сеть общественных организаций,
существовавших в СССР, выступала, по сути,
дополнением к системе государственного
управления, а участие в них граждан, зачастую,
носило формальный характер.
Построение прогнозов
относительно будущего российского общества, в особенности в долгосрочной
перспективе, проблематично, вызывает острую полемику
в научной и политической среде. Тем не
менее, можно констатировать
наличие значительного прогресса в становлении
в России норм, институтов демократии
и рыночной экономики. Одним из результатов
преобразований является становление
системы социальных отношений, базирующихся
на более рациональном осознании индивидом своих экономических,
политических и прочих интересов, свободном
выборе им альтернатив поведения. Происходит
процесс формирования слоя людей,
сознание которых свободно от патерналистских
традиций и для которых нынешние
социально-экономические и политические
условия являются приемлемыми
для реализации жизненных планов.
Следует согласиться с мнением
политолога Володина А. Г. о том, что российские
граждане «.. .проявляют все меньше готовности
следовать советам лидеров общественного
мнения и предпочитают полагаться на собственные
анализ и оценку складывающейся
ситуации в регионе и стране»47. В настоящее время в полноценную
социальную жизнь вступают люди, мировоззрение которых, в большей
степени, складывалось уже в постперестроечный период. Они более
самостоятельны в решении возникающих
проблем, успешно осваивают различные
формы деятельности, позволяющие им достигать
успеха в складывающихся условиях.
Демократические
изменения, произошедшие в политической
сфере, предоставили гражданам
России достаточно широкий спектр возможностей для
политического участия. Прежде всего,
здесь следует отметить право граждан
избирать руководителей исполнительных
и представителей
законодательных органов власти, а также
быть избранными, свободу
создания политических организаций и
участия в их деятельности, возможность
открыто выражать свою политическую позицию, в том числе
посредством активных коллективных действий.
Ликвидация социальных институтов
авторитарного государства, расширение прав
граждан в осуществлении различных форм
экономической, политической, духовной
деятельности самым непосредственным
образом влияет на характер конкретно-исторических
возможностей и альтернатив развития
в управляемой подсистеме общества процессов самоорганизации.
Под самоорганизацией, подразумевается
произвольное, спонтанное формирование
устойчивых практик, осуществляемых людьми,
паттернов массового поведения, а также
возникающих на их основе социальных связей,
отношений и структур. Совокупность радикальных
изменений, произошедших за
последнее десятилетие в экономической,
социальной, политической, духовной
сферах образуют многообразие условий
и факторов формирования
гражданского общества в России. В целом,
их можно характеризовать как благоприятные
для становления гражданского общества.
В течение двух последних
десятилетий в России образовалась широкая
сеть некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в различных сферах социальной жизни.
На настоящий момент существует свыше
350 тысяч некоммерческих организаций.
«Третий сектор» ежегодно предоставляет
разнообразные бесплатные услуги 20 миллионам
россиян. В стоимостном выражении они оцениваются
примерно в 12 миллиардов рублей. Большинство
активистов «третьего сектора» работают
в нем как волонтеры, однако
около 70 тысяч НКО имеют штатных сотрудников-профессионалов
для работы на постоянной основе и оборудованные
офисы48. По состоянию на 19 июня 2013 года,
по данным Министерства юстиции Российской
Федерации, зарегистрирована 71 политическая
партия, 54 из которых имеют право принимать
участие в выборах в соответствии с требованиями
Федерального закона № 95-ФЗ «О политических
партиях»49. Сегодня партии не только пытаются
участвовать в выборах различного уровня.
Отдельного внимания заслуживает деятельность
политических партий, направленная на
формирование участковых избирательных
комиссий со сроком полномочий пять лет
и резерва их составов. Таким образом,
с каждым днем политические партии становятся
все более и более значимыми игроками
на политическом поле. Функционируют различные
структуры территориального
общественного самоуправления (товарищества собственников жилья,
домовые комитеты и т. п.), выступающие
формой самоорганизации граждан по месту
их жительства для самостоятельного решения
актуальных вопросов местного значения.
На настоящий момент в информационном
пространстве России функционирует большое
количество печатных изданий и электронных
средств массовой информации различной
тематической направленности, учрежденных
и финансируемых как
государственными, так и негосударственными структурами. Наконец,
развивается важный для становления гражданского
общества такой сегмент экономической
подсистемы социума как малый и средний
бизнес. Исследование, целью
которого было выявление динамики финансовой
устойчивости бизнеса и настроений предпринимателей,
было проведено в апреле-мае МСП Банком.
Эксперты опросили 1214 руководителей малых
и средних предприятий из 16 регионов России
(по два региона из каждого федерального
округа). Доля средних компаний (101–250 работников,
годовая выручка – не более 1 млрд. руб.)
в выборке составила 3%, остальные 27% –
представители малого бизнеса (16–100 работников,
годовая выручка в пределах 400 млн. руб.)50. Среди отраслей наибольшую
уверенность продемонстрировали строители.
Опрос показал, что довольных своими успехами
за 2012 год предпринимателей стало меньше.
По сравнению с 2011 годом доля предпринимателей,
оценивших финансовое состояние своих
компаний по итогам 2012 года как «хорошее»
и «очень хорошее», снизилась с 28,5% до 20,9%,
а доля негативных оценок, напротив, выросла
с 14,7% до 17,2%. Микропредприятия, как и в
2012 году, считают себя менее финансово
устойчивыми, чем малые и средние компании51. 2010 год суммарный
прирост оборота предприятий малого и
среднего бизнеса составил 31,7%, то в 2011
году этот показатель вырос всего лишь
на 8,1%, а в 2012 году – только на 3,8%, то есть
даже не достиг уровня инфляции. Авторы
исследования делают вывод, что замедляются
не только темпы роста оборота предприятий
малого и среднего бизнеса, но и их инвестиций
в развитие51.
Среди представителей
различных научных, политических, предпринимательских
кругов, руководителей органов государственной
власти ширится понимание необходимости
формирования гражданского общества в
России. Получило широкое распространение,
с их участием, публичное обсуждение проблем
формирования гражданского общества. Отражением данного
явления выступает большое количество конференций, симпозиумов,
«круглых столов» посвященных данной
теме, проводимых, как
на региональном, так и на федеральном
уровнях.
В то же время, приведенные
цифры и факты свидетельствуют, прежде всего, о количественных
характеристиках процесса формирования гражданского общества.
Несмотря на то, что они выступают объективным отражением социального
явления, тем не менее, по ним нельзя в достаточной мере
судить о качественном состоянии данного
процесса. Более того, с ними вступают
в противоречие факты, свидетельствующие
о наличии серьезных проблем в формировании
гражданского общества. К примеру, большая
доля материальных ресурсов, которыми
располагают российские НКО - гранты зарубежных
государственных и частных фондов. Финансирование
из российского бюджета, гранты и пожертвования россиян
покрывают лишь незначительную долю расходов
НКО52. Таким образом,
без финансовой поддержки из-за рубежа
российские некоммерческие организации
в настоящее время не смогут эффективно осуществлять свою
деятельность. Это обстоятельство определяет
высокую степень неустойчивости, неопределенности
положения российского «третьего
сектора». Структуры местного самоуправления
в значительной степени имеют ограниченные
финансовые возможности для того, чтобы эффективно
решать стоящие перед ними задачи. На сегодняшний
день, из средств собираемых на территории
городов, в городской казне
остается, как правило, не более 30%, тогда
как в дореволюционной России эта
цифра доходила до 60%53. Кроме того, структуры местного
самоуправления зависят, во многом, от
региональных властных структур,
в ведении которых находится распределение
финансовых средств, направляемых из федерального
бюджета. Профсоюзы не выступают
организациями, являющимися институтом
самоорганизации различных слоев трудящегося
населения, эффективно защищающим его
интересы, не способствуют формированию действенной
системы социального партнерства. Зачастую,
профсоюзы служат инструментом достижения
политических целей их руководства, а
также являются контролируемыми и управляемыми
работодателями. Это приводит к снижению
авторитета профсоюзных организаций среди
рабочих и в обществе в целом. В России
пока еще не стали эффективным
средством выражения интересов населения политические партии,
в условиях демократии являющиеся важнейшим инструментом разработки
путей развития государства и общества, вовлечения граждан
в политику, основой кадрового резерва
властных структур. В настоящее время
они, в основном, осуществляют деятельность в целях реализации
интересов ограниченного числа представителей местного сообщества.
Как правило, это люди, обладающие властными полномочиями и
большими финансовыми ресурсами (представители
крупного бизнеса, органов власти, руководители
крупных организаций и т.
д.)54. На местном уровне
деятельность политических партий, прежде всего,
связана с проведением предвыборных кампаний,
нежели с вовлечением людей в политику.
Также, у большинства политических партий
и движений отсутствует региональная
инфраструктура.
В связи с вышеизложенным
возникает вопрос о качественных характеристиках
процесса формирования гражданского общества.
Для гражданского общества, необходимо стремление
индивидов к решению жизненных проблем,
формированию условий собственного существования
путем добровольной кооперации без
участия структур государственной власти,
либо при участии их в качестве равноправного
партнера. При этом, данное стремление
должно быть устойчивым и характерным
для максимально большего количества
людей.
На настоящий момент,
выборы являются фактически основным механизмом реализации
гражданского участия и организации массового
политического действия. Поэтому, электоральное
поведение населения заслуживает особого
внимания и детального исследования. По нашему мнению, выборы
и электоральное поведение также играют
важную роль в формировании гражданского
общества. Кроме того, следует отметить
значение в качестве поворотного этапа
в переходе к демократии "учредительных
выборов", то есть цикла выборов после
отказа от авторитарного режима. В. Я. Гельман
выделяет три функции таких выборов: 1)
институциональную (формируют систему
политических институтов); 2) бихевиоральную
(формируют предпочтения и паттерны поведения
избирателей, тем самым, определяя контуры
новой партийной системы); 3) трансформационную
(создают основу легитимации новых политических режимов
и существенно ограничивают возможности возврата к старым
или перехода к новым недемократическим
формам правления)55.
В жизни каждого
человека в отдельности и общества в целом
ценностные установки играют чрезвычайно
важную роль, выступая обобщенными целями
и средствами их достижения, образуя смысловое
основание паттернов повседневного поведения.
Соответственно, таким образом, они в значительной
мере определяют перспективы и возможности
формирования гражданского общества.
Для развития последнего необходимо
не только наличие условий, обеспечивающих
возможность активного гражданского участия,
но и наличие в массовом сознании соответствующих
идеалов, убеждений и предпочтений. Нормы,
отношения гражданского общества должны
занимать высокое положение в иерархии
базовых ценностей (ценностей-целей) как
можно большего количества людей.
Кроме того, им должны соответствовать инструментальные
ценности (ценности-средства), выступающие
в качестве мотивов повседневных действий
и поступков. В таком случае, определение
путей построения гражданского общества
следует предварить анализом комплекса
преобладающих в массовом сознании ценностей-целей
и ценностей-средств.
Следует отметить,
что в общественном сознании сохраняют
доминирующее значение установки на развитие
частного предпринимательства,
утверждение демократии, формирование
правового государства и гражданского
общества. Социолог В. В. Петухов обращает
внимание на то, что такие понятия, как
«демократия» и «гражданское общество»
на уровне ассоциативного восприятия
вызывают скорее положительные, нежели
отрицательные чувства. Так, 45% респондентов
рассматривают понятие «демократия» скорее
позитивно, тогда как только 15% - скорее
негативно. Понятие «гражданское общество»
44% населения оценивают со знаком
«плюс» и лишь 5% со знаком «минус»56. Таким образом, отношение
к гражданскому обществу, как социальной
идее, носит положительный характер.
В то же время, следует отметить, что само понятие «гражданское
общество» остается не вполне ясным и
однозначно трактуемым (даже в научных
кругах, тем более среди больших масс общественности).