Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:56, лекция
Объект исследования данной работы являются правоотношения в сфере правового регулирования договора банковского вклада.
Предметом исследования являются нормы правового института, регулирующие, устанавливающие эти правоотношения в сфере банковских вкладов.
Итак, цель данной курсовой работы - исследовать договор банковского вклада, определить его сущность, его объектный и субъектный состав и присущие ему особенности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ И ВИДЫ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и правовая природа договора банковского вклада……….6
1.2. Элементы договора банковского вклада…………………..8
1.3. Виды банковских вкладов……………………………….….14
2. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА…………………………………………………………………….……19
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО ВКЛАДА..…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………..…25
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..….29
Особенности экономического
положения банков, огромные масштабы
проводимых через них платежей вызывают
объективную потребность
Исходя из этого, предлагается императивно установить, что банки обязаны возмещать клиентам суммы перевода и проценты на них за период задержки перевода средств, за исключением случаев, когда утрата основной суммы или просрочка перевода имели место по вине клиента. Иные убытки должны возмещаться банками при наличии их вины в форме умысла или грубой неосторожности.
В системе межбанковских
расчетов основной проблемой является
определение конструкции
С учетом практической неэффективности
такой конструкции в части
второй Гражданского кодекса РФ установлены
нормы о прямой ответственности
банков, допустивших нарушения правил
совершения расчетных операций, перед
клиентом, инициировавшим перевод средств
(ст. 866, п. 3 ст. 872, п. 3 ст. 874 ГК РФ). Особенностью
предусмотренною Кодексом механизма
является, во-первых, то, что предусмотренная
законом возможность возложения
ответственности на непосредственного
исполнителя не освобождает банк
инициатора перевода от ответственности
за действия этого лица, а во-вторых,
возложение ответственности на допустивший
нарушение банк возможно только в
судебном порядке и рассматривается
как право суда. Несомненны преимущества
такого подхода, устраняющего необходимость
длительного и
Банки, привлеченные к исполнению поручения клиента, не являются участниками договора банковского счета с клиентом, но ответственность банка инициатора перевода порождается действиями этих банков. Следовательно, ответственность привлеченных банков возникает одновременно с ответственностью банка, являющегося стороной по договору. Из сказанного вытекает право банка, обслуживающего инициатора перевода, требовать возложения на банки-посредники ответственности независимо от того, исполнил ли он сам свое обязательство перед клиентом (по возмещению суммы перевода, убытков и т.д.). Одновременно следует признать право клиента потребовать от банков выплаты неосновательно удерживаемых ими сумм перевода как суммы основной задолженности, а не убытков. Право клиента обратиться с требованием непосредственно к допустившему нарушение банку не зависит от того, обращался ли клиент с подобным требованием к банку-стороне по договору.
Возможность возложения прямой
ответственности не устраняет тою
обстоятельства, что допустивший
нарушение банк может отвечать перед
клиентом только на основаниях и в
размере, которые определены в межбанковских
соглашениях. В целях защиты прав
клиентов вносятся предложения по разработке
стандартных условий таких
Важную роль в процессе безналичных расчетов играют системы передачи информации о проведенных операциях. Органы и системы связи не являются участниками расчетных отношений, поскольку, передавая информацию, сами перемещения денежных активов не производят. Сбои в системе связи способны причинить значительные убытки, но из-за ограниченной ответственности органов связи возмещение этих убытков для банков весьма затруднительно. С учетом этого во многих правовых системах банки освобождаются от ответственности за убытки, вызванные действиями органов связи или иных коммуникационных систем.
В диссертации отмечается неэффективность такого подхода, снимающею с банков ответственность за действия систем, надлежащее функционирование которых в настоящее время во многом может быть обеспечено самими банками, и определяются принципы, на которых должны базироваться положения законодательства об ответственности банков за действия органов связи и иных систем передачи информации.
В ходе оформления и передачи информации при осуществлении безналичных расчетов велика возможность ошибок, искажающих нормальный ход исполнения поручений. Возникающие при этом правоотношения своеобразны и требуют специального рассмотрения.
Следствием ошибок, допускаемых банком плательщика либо башками-посредниками (списание средств со счета в сумме большей, чем указано в поручении; передача поручения в сумме, превышающей поручение клиента, или повторно, указание банком неверного наименования и реквизитов получателя), является неосновательное обогащение лица, которому средства были ошибочно зачислены на счет.
Касаясь прав клиента-плательщика
на применение мер защиты своих прав
на денежные средства, автор приходит
к выводу, что обязанность банка
восстановить ошибочно списанные средства
на счете не должна связываться с
тем. имеется ли у банка возможность
отозвать поручение и стал ли перевод
окончательным в отношении
С точки прения автора, клиент-плательщик,
со счета которого в результате ошибки
банка были необоснованно списаны
средства, сохраняет основанное на
договоре долговое требование в отношении
банка, и это исключает возможность
признания данного клиента в
качестве кредитора в обязательстве
из неосновательного обогащения. Таким
кредитором в отношении фактического
получателя будет банк, поскольку
он принял на себя обязательства перед
получателем, не освободившись при
этом от обязательств перед плательщиком.
В тех случаях, когда право
клиента-плательщика в
Если ошибочный перевод
на счет получателя был произведен
не за счет дебетованных со счета плательщика
средств, а вследствие передачи поручения
банком плательщика либо банком-посредником
в сумме, большей, чем было указано
в поручении клиента, либо повторно,
то кредитором в обязательстве из
неосновательного обогащения в отношении
получателя будет являться банк плательщика.
В отношении последующих банков
у него есть право отзыва и возмещения
в случае, если перевод в отношении
банков не закончен. Если же банки выполнили
поручение и оно стало
С учетом требований п. 2 ст.
1107 ГК РФ при ошибочном зачислении
средств следует определить, должны
ли начисляться проценты на эту сумму,
либо с момента, когда получатель
узнал о неосновательном
Ошибочная запись на счете
о внесенных (зачисленных) суммах создает
возможность для пагубного для
денежной системы использования
в расчетах среде т, не отражающих
реальных сделок. Действующие банковские
правила, определяющие порядок и
условия исправления ошибок в
банковских проводках, весьма противоречивы
и во многом не соответствуют нормам
гражданского законодательства, которое
рассматривает сторнирование
Обязательства клиента, фактически
получившею средства, перед обслуживающим
его банком по поводу ошибочно зачисленных
на счет средств определяются как
обязательства из неосновательного
обогащения. Банк, включая в счет
клиента запись о несуществующем
долге перед ним, изменяет не только
объем имущества клиента, добавляя
к нему право требования на ошибочно
зачисленную сумму, но и изменяет
состав своею имущества, обременяя
его обязательствами перед
Характер отношений клиента
с банком свидетельствует о том,
что до момента использования
ошибочно зачисленных средств в
интересах клиента можно
Иные отношения возникают, если требования клиента о перечислении суммы или о ее выдаче исполняются банком в объеме зачисленных на счет средств. В этом случае клиент использует средства банка на сумму, превышающую внесенные им или для него в банк средства. Погашение денежных обязательств клиента перед его контрагентами или выдача наличных денег производится не за счет фактически отсутствующих долговых обязательств банка перед клиентом, а за счет самого банка. Имущество клиента реально увеличивается на денежную сумму, выданную ему наличными, либо сохраняется на сумму, на которую были погашены его обязательства перед третьими лицами. Клиент в данных случаях должен рассматриваться как лицо, получившее неосновательное денежное обогащение за счет банка.
Допустимо говорить о правомерности отказа банка производить операции в пределах ошибочно зачисленных сумм, если клиент не разрешает исправить ошибочную запись. Действия банка в этом случае осуществляются в рамках самозащиты гражданских прав (ст. 14 ГК РФ) .
Заключение
Немногие отрасли
К сожалению, причины этих потрясений были заложены при реформировании банковской системы и ускоренном, если не сказать авральном, создании коммерческих банков в 1991 1992 гг., когда государство практически не контролировало доступ на рынок банковских услуг и не могло обеспечить действенного надзора за деятельностью банков и “квази банков”.
“Свободы” предпринимательства в сфере банковского бизнеса нет и быть не может. “Коммерческие банки относятся к наиболее строго контролируемой сфере предпринимательской деятельности. Немногие области деловой активности проверяются столь часто и так неукоснительно органами контроля и регулирования, чтобы убедиться в том, что операции осуществляются в соответствии с действующими законами и административными актами. Интересы банков переплетаются с интересами общества, и надлежащее исполнение банками важнейших общественных функций предполагает регулирование их деятельности”?. “Хотя банки и могут самостоятельно осуществлять операции с риском, их деятельность строго регулируется во многих отношениях, что вызвано необходимостью удостовериться, что риск проводимых банком операций является оправданным, и что банки рационально размещают денежные средства и обеспечивают себе защиту как от общих, так и от отдельных рисков”^.
Контроль необходим для сохранения доверия населения к банковской системе, которое является предпосылкой ее существования. Государство и сами банки всеми доступными им способами стремятся удержать это доверие. Банкротство банка, особенно крупного, всегда влечет массовые банкротства клиентов. Банкротство банка на Западе - явление крайне редкое, чему способствует продуманная и четкая система правовых и организационных мер, обеспечивающих снижение риска невозможности произвести урегулирование между банками, оперативное реагирование контролирующих органов на факты рискованной кредитной политики банков и т. д.