Институт опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.
Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:
изучения истории развития самого института опеки и попечительства,
рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,
дать им оценку,

Содержание работы

Введение
Глава 1 Институт опеки и попечительства
История развития института опеки и попечительства
опекой
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 131.96 Кб (Скачать файл)

В настоящей работе был рассмотрен институт опеки и попечительства над несовершеннолетними как вид социальной заботы, под которой понимается деятельность по обеспечению потребностей лица, объективно не способного принять меры к самосохранению и защите своих прав и интересов, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица. Данный вид социальной заботы направлен на установление баланса участия государства и личности в ее жизнеобеспечении. Реализация этой идеи предполагает максимальное использование внутреннего ресурса личности. Право на социальную заботу представляет собой конституционное право личности и одновременно элемент содержания общей правоспособности гражданина.

Для фиксации права на социальную заботу среди основных прав человека и гражданина как в международных актах, так и в Конституции РФ может быть использована следующая формулировка: «Каждый, кто не способен самостоятельно принять меры к самосохранению, имеет право на социальную заботу. Органы государства обязаны выявлять таких лиц, а также обеспечивать предоставление им заботы за их счет или за счет других лиц, указанных в законе. При отсутствии такой возможности помощь и содержание управомоченному лицу обязано предоставить государство. Государство поощряет благотворительную деятельность, создает условия для осуществления социальной заботы отдельными гражданами и организациями».

Используемое в законодательстве, но не анализируемое в правовой науке понятие «устройство гражданина» можно рассматривать как один из видов социальной заботы. Устройство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей - это закрепление органами государственной власти и местного самоуправления за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе несовершеннолетнего лица.

Влияние Конвенции о правах ребенка на Семейный кодекс РФ переоценивать не возможно. Выполняя ее требования, СК РФ ввел в текст специальную главу - «Права несовершеннолетних детей». Главное среди них - право ребенка жить и воспитываться в семье, о котором даже косвенным образом не упомянуто прежнее семейное законодательство. Тем самым был положен конец внедряющемуся годами тезису о передаче всех детей на воспитание государству, а не семье. Провозглашение данного права не является декларацией. Оно находит свое подтверждение в Семейном кодексе, прежде всего в п. 1 ст. 123 СК РФ, где сказано: «…дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. А при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей».

В свою очередь опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

) регулируется нормами  различной отраслевой принадлежности: гражданским, семейным, а также административным  и уголовным правом;

) предназначена для восполнения  недостающей дееспособности подопечного  лица (например, представительство  в суде), а также, в необходимых  случаях, - и для обеспечения иных  его интересов (например, дополнительная  цель опеки над детьми - их воспитание);

) состоит в выполнении  опекуном (попечителем) юридических  или (и) фактических действий в  интересах подопечного;

) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно;

) решает общегосударственные  задачи, поэтому ее установление  и надлежащее осуществление должны  обеспечиваться организационной  и контрольной деятельностью  органов государственной власти  и местного самоуправления.

Функции органов опеки и попечительства над детьми выполняют специально созданные органы, которые: а) выявляют детей, оставшихся без надзора; б) назначают над ними опеку (попечительство); в) контролируют правильность осуществления воспитателями обязанностей по отношению к ребенку и граждане, которые осуществляют возложенные на них обязанности по воспитанию ребенка и заботе о нем, реализуя при этом свои полномочия.

Содержание правоотношений между опекуном (попечителем) и опекаемым зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.

Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.

Подводя итог указанным в данной работе правам и обязанностям, стоящим перед опекунами (попечителями) по отношению к опекаемому, необходимо указать, что они во многом сходны с родительскими. Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка - заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии, совместно проживая с ним; обеспечить получение ребенком основного общего образования, заботиться о его здоровье. Немаловажным фактором, формирующим полноценную личность, является общение. Законодательство специально регулирует порядок общения ребенка с родственниками, основываясь на том, что именно данные социальные связи для него наиболее полезны и необходимы. Также большое значение имеют нормы, касающиеся представительства и защиты прав и интересов ребенка - обязанность опекуна (попечителя), исполнение которой осуществляется с помощью юридических действий. Опеку совершает сделки от имени малолетних, а попечитель дает согласие подопечному на совершение сделок. Полный контроль за действиями опекуна (попечителя) осуществляет орган опеки и попечительства, что немаловажно. Данный процесс предусмотрен законодательством для недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). Так, в целях более строгого контроля за охраной имущественных прав подопечных опекуны и попечители ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечного сделки: требующие нотариального удостоверения (например, купли-продажи дома, квартиры, земельного участка и т.д.); связанные с разделом принадлежащего подопечному имущества или выделом принадлежащих ему доле в этом имуществе; по отчуждению принадлежащего подопечному имущества путем, например, его дарения или обмена; порождающие отказ от принадлежащих подопечному прав; по обмену жилой площади, сдаче ее внаем, в аренду; по передаче этого имущества в чье-либо безвозмездное пользование, в залог. Приведенный перечень сделок, требующий предварительного согласия органов опеки и попечительства, исчерпывающим не является. И несоблюдение данного условия влечет к недействительности совершенной сделки. Одной из главных задач перед опекуном (подопечным) является - охрана имущественных прав подпочечных, что предполагает не только бережное отношение опекуна и попечителя к их собственности, но и принятие мер к сохранности этого имущества.

Опека и попечительство могут рассматриваться не только как форма устройства граждан, как система правоотношений, но и как институт законодательства, т.е. система норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека и попечительство - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах. И наверно необходимо считать основными началами (принципами) института опеки и попечительства:

) установление опеки и  попечительства в отношении нуждающихся  в этом граждан;

) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ  от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;

подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;

) достойный уровень жизни  граждан, находящихся под опекой  или попечительством;

) обеспечение максимальной  защиты нарушенных прав и интересов  подопечных;

) государственную поддержку  лиц, осуществляющих деятельность  по защите прав и законных  интересов подопечных, и стимулирование  такой деятельности.

) исполнения органами  опеки и попечительства возложенных  на них функций.

Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, чаще всего родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства.

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.

Одной из причин нецелесообразности института опеки и попечительства является то, что нет единого акта, регулирующего данные правоотношения. Необходимо систематизировать нормы об опеке и попечительстве и преобразовать их совокупность в единую систему. И с учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие федерального закона «Об опеке и попечительстве».

 

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

 

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.

. О правах ребенка: Конвенция  от 20 ноября 1989 года (вступила в силу  для СССР 15 октября 1990 года) // Права  человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор  О.О.Миронов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 9-10, 22-23.

. О гарантиях прав граждан  в области выплаты социальных  пособий, компенсационных выплат  семьям с детьми и алиментов: Соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994г. // Права человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор О.О.Миронов. - М.: Издательство  «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 75-76.

. Европейская социальная  хартия (Страсбург, 3 мая 1996 года) // Права  человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор  О.О.Миронов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 75-76.

. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года. - М.: ООО «Издательство Айрис-пресс», 2005. - 63с.

. Семейный кодекс Российской  Федерации от 25 декабря 1995г. № 223-ФЗ - М.: Проспект, 2008. - 64с.

. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. // Свод Кодексов и Законов  Российской Федерации. - СПб.: ИГ «Весь», 2005. - 992с.

. Жилищный Кодекс Российской  Федерации от 29 декабря 2004 года (с  изм. и доп. на 18 октября 2007 года) // Российская газета. - 2007. - 14 ноября.- № 254.

. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 192с.

. О внесении изменений  в законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон 22 августа 2004 года № 122-ФЗ // Российская газета. - 2004. - 31 августа. - № 188. Ст. 14.

. О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием разграничения  полномочий: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ // Российская  газета. - 2007. - 25 апреля . - № 87. Ст.21.

. О праве граждан Российской  Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах  Российской Федерации: Федеральный  закон от 25 июня 1993года № 5242-1 (с  изменениями от 18 июля 2006года) // Российская  газета. -2006. - 27июля. -№ 162. Ст.46.

. О внесении изменений  и дополнения в статью 8 Федерального  закона «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей»: Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N 17-ФЗ (с изменениями  от 22 августа 2004г.) // Российская газета. - 2004. - 31 августа. - № 188. Ст. 7.

. Об образовании: Закон  РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изменениями  от 28 февраля 2008г.) // СЗ РФ от 3 марта 2008г. № 9. Ст. 813.

.Об основах системы  профилактики и безнадзорности  правонарушений несовершеннолетних: Федеральный Закон от 24 июня 1999г. (с изменениями от 1 декабря 2007г.) // Парламентская газета. -2010. - 11 декабря. - № 174-176.Ст.35.

. О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей: Федеральный закон от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004г.) // Российская газета. - 2004. - 31 августа. - № 188. Ст. 30-31.

. О прокуратуре Российской  Федерации: Федеральный закон РФ  от 17 января

г.№ 2202-1 (с изменениями от 24 июля 2009г.) // Российская газета. - 2007. -

августа. - № 165. Ст. 34.

. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ (с изм. и доп. от 4 декабря 2009 года) // Российская газета. - 2007. - 8 декабря. - № 276. Ст. 17.

. О трудовых пенсиях В Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (с изм. и доп. от 1 декабря 2007 год) // Российская газета. - 2007. - 5 декабря. - № 272. Ст. 5.

. О государственных пособиях  гражданам, имеющих детей: Федеральный  закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ (с изменениями от 25 октября 2009г.) // Парламентская газета. - 2007. - 2 ноября. - № 147. Ст.10.

. Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан: Закон  Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 (с изм. и доп. от 14 декабря 1995 года) // Российская газета. - 1995. - 26 декабря. - № 245. Ст. 41.

. О приватизации жилищного  фонда в РФ: Закон Российской  Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 (с изменениями от 30 июня 2006 года) // СЗ РФ от 3 июля 2006г. № 27. Ст. 2881. Ст.9-10.

. Об отдельных мерах  социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в Иркутской области: Закон Иркутской области от 22 декабря 2004г. № 107-ОЗ (с изменениями  от 9 марта 2007 года) // Ведомости Законодательного  собрания Иркутской области от 21 марта 2007г. № 29. Ст. 22.

. Об организации и осуществлении  деятельности по опеке и попечительству  в Иркутской области: Закон Иркутской  области от 25 декабря 2007г. N 143-ОЗ (данный  Закон вступил в силу с 1 января 2008 года) // Газета областная. - 2007. - 28 декабря. - № 152 (274). Ст. 16.

. О государственном банке  данных о детях, оставшихся без  попечения родителей, и осуществлении  контроля за его формированием и использованием:

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002г. № 217 (с изменениями от 11 апреля 2006 года) // Российская газета. - 2006г. № 80. Ст. 11.

. Об утверждении Перечня  заболеваний, при наличии которых  лицо не может усыновить ребенка, принять под опеку (попечительство), взять в приемную семью: Постановление  Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 542 // СЗ РФ от 6 мая 1996 года. № 19. ст. 2304. Ст. 10.

Информация о работе Институт опеки и попечительства