Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:45, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.
Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:
изучения истории развития самого института опеки и попечительства,
рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,
дать им оценку,
Введение
Глава 1 Институт опеки и попечительства
История развития института опеки и попечительства
опекой
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
В настоящей работе был рассмотрен институт опеки и попечительства над несовершеннолетними как вид социальной заботы, под которой понимается деятельность по обеспечению потребностей лица, объективно не способного принять меры к самосохранению и защите своих прав и интересов, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица. Данный вид социальной заботы направлен на установление баланса участия государства и личности в ее жизнеобеспечении. Реализация этой идеи предполагает максимальное использование внутреннего ресурса личности. Право на социальную заботу представляет собой конституционное право личности и одновременно элемент содержания общей правоспособности гражданина.
Для фиксации права на социальную заботу среди основных прав человека и гражданина как в международных актах, так и в Конституции РФ может быть использована следующая формулировка: «Каждый, кто не способен самостоятельно принять меры к самосохранению, имеет право на социальную заботу. Органы государства обязаны выявлять таких лиц, а также обеспечивать предоставление им заботы за их счет или за счет других лиц, указанных в законе. При отсутствии такой возможности помощь и содержание управомоченному лицу обязано предоставить государство. Государство поощряет благотворительную деятельность, создает условия для осуществления социальной заботы отдельными гражданами и организациями».
Используемое в законодательстве, но не анализируемое в правовой науке понятие «устройство гражданина» можно рассматривать как один из видов социальной заботы. Устройство несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей - это закрепление органами государственной власти и местного самоуправления за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе несовершеннолетнего лица.
Влияние Конвенции о правах ребенка на Семейный кодекс РФ переоценивать не возможно. Выполняя ее требования, СК РФ ввел в текст специальную главу - «Права несовершеннолетних детей». Главное среди них - право ребенка жить и воспитываться в семье, о котором даже косвенным образом не упомянуто прежнее семейное законодательство. Тем самым был положен конец внедряющемуся годами тезису о передаче всех детей на воспитание государству, а не семье. Провозглашение данного права не является декларацией. Оно находит свое подтверждение в Семейном кодексе, прежде всего в п. 1 ст. 123 СК РФ, где сказано: «…дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. А при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей».
В свою очередь опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
) регулируется нормами
различной отраслевой
) предназначена для восполнения
недостающей дееспособности
) состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
) осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно;
) решает общегосударственные
задачи, поэтому ее установление
и надлежащее осуществление
Функции органов опеки и попечительства над детьми выполняют специально созданные органы, которые: а) выявляют детей, оставшихся без надзора; б) назначают над ними опеку (попечительство); в) контролируют правильность осуществления воспитателями обязанностей по отношению к ребенку и граждане, которые осуществляют возложенные на них обязанности по воспитанию ребенка и заботе о нем, реализуя при этом свои полномочия.
Содержание правоотношений между опекуном (попечителем) и опекаемым зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.
Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.
Подводя итог указанным в данной работе правам и обязанностям, стоящим перед опекунами (попечителями) по отношению к опекаемому, необходимо указать, что они во многом сходны с родительскими. Опекун (попечитель) обязан воспитывать ребенка - заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии, совместно проживая с ним; обеспечить получение ребенком основного общего образования, заботиться о его здоровье. Немаловажным фактором, формирующим полноценную личность, является общение. Законодательство специально регулирует порядок общения ребенка с родственниками, основываясь на том, что именно данные социальные связи для него наиболее полезны и необходимы. Также большое значение имеют нормы, касающиеся представительства и защиты прав и интересов ребенка - обязанность опекуна (попечителя), исполнение которой осуществляется с помощью юридических действий. Опеку совершает сделки от имени малолетних, а попечитель дает согласие подопечному на совершение сделок. Полный контроль за действиями опекуна (попечителя) осуществляет орган опеки и попечительства, что немаловажно. Данный процесс предусмотрен законодательством для недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). Так, в целях более строгого контроля за охраной имущественных прав подопечных опекуны и попечители ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечного сделки: требующие нотариального удостоверения (например, купли-продажи дома, квартиры, земельного участка и т.д.); связанные с разделом принадлежащего подопечному имущества или выделом принадлежащих ему доле в этом имуществе; по отчуждению принадлежащего подопечному имущества путем, например, его дарения или обмена; порождающие отказ от принадлежащих подопечному прав; по обмену жилой площади, сдаче ее внаем, в аренду; по передаче этого имущества в чье-либо безвозмездное пользование, в залог. Приведенный перечень сделок, требующий предварительного согласия органов опеки и попечительства, исчерпывающим не является. И несоблюдение данного условия влечет к недействительности совершенной сделки. Одной из главных задач перед опекуном (подопечным) является - охрана имущественных прав подпочечных, что предполагает не только бережное отношение опекуна и попечителя к их собственности, но и принятие мер к сохранности этого имущества.
Опека и попечительство могут рассматриваться не только как форма устройства граждан, как система правоотношений, но и как институт законодательства, т.е. система норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека и попечительство - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах. И наверно необходимо считать основными началами (принципами) института опеки и попечительства:
) установление опеки и
попечительства в отношении
) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;
подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;
) достойный уровень жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
) обеспечение максимальной
защиты нарушенных прав и
) государственную поддержку лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
) исполнения органами
опеки и попечительства
Между тем исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, чаще всего родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и попечителям, но и работникам органов опеки и попечительства.
Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.
Одной из причин нецелесообразности института опеки и попечительства является то, что нет единого акта, регулирующего данные правоотношения. Необходимо систематизировать нормы об опеке и попечительстве и преобразовать их совокупность в единую систему. И с учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм целесообразно принятие федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
. О правах ребенка: Конвенция от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15 октября 1990 года) // Права человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор О.О.Миронов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 9-10, 22-23.
. О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов: Соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994г. // Права человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор О.О.Миронов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 75-76.
. Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 года) // Права человека: сборник документов / сост. доктор юридических наук, профессор О.О.Миронов. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 125, [3]c. Ст. 75-76.
. Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993 года. - М.:
ООО «Издательство Айрис-пресс»
. Семейный кодекс Российской Федерации от 25 декабря 1995г. № 223-ФЗ - М.: Проспект, 2008. - 64с.
. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИГ «Весь», 2005. - 992с.
. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года (с изм. и доп. на 18 октября 2007 года) // Российская газета. - 2007. - 14 ноября.- № 254.
. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 192с.
. О внесении изменений
в законодательные акты
. О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием
. О праве граждан Российской
Федерации на свободу
. О внесении изменений
и дополнения в статью 8 Федерального
закона «О дополнительных
. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изменениями от 28 февраля 2008г.) // СЗ РФ от 3 марта 2008г. № 9. Ст. 813.
.Об основах системы
профилактики и безнадзорности
правонарушений
. О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-
. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17 января
г.№ 2202-1 (с изменениями от 24 июля 2009г.) // Российская газета. - 2007. -
августа. - № 165. Ст. 34.
. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ (с изм. и доп. от 4 декабря 2009 года) // Российская газета. - 2007. - 8 декабря. - № 276. Ст. 17.
. О трудовых пенсиях В Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (с изм. и доп. от 1 декабря 2007 год) // Российская газета. - 2007. - 5 декабря. - № 272. Ст. 5.
. О государственных пособиях гражданам, имеющих детей: Федеральный закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ (с изменениями от 25 октября 2009г.) // Парламентская газета. - 2007. - 2 ноября. - № 147. Ст.10.
. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 (с изм. и доп. от 14 декабря 1995 года) // Российская газета. - 1995. - 26 декабря. - № 245. Ст. 41.
. О приватизации жилищного фонда в РФ: Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 (с изменениями от 30 июня 2006 года) // СЗ РФ от 3 июля 2006г. № 27. Ст. 2881. Ст.9-10.
. Об отдельных мерах
социальной поддержки детей-
. Об организации и
. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием:
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002г. № 217 (с изменениями от 11 апреля 2006 года) // Российская газета. - 2006г. № 80. Ст. 11.
. Об утверждении Перечня
заболеваний, при наличии которых
лицо не может усыновить