Институт опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.
Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:
изучения истории развития самого института опеки и попечительства,
рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,
дать им оценку,

Содержание работы

Введение
Глава 1 Институт опеки и попечительства
История развития института опеки и попечительства
опекой
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 131.96 Кб (Скачать файл)

) дача разрешения на  изменение имени ребенка, а также  присвоенной ему фамилии на  фамилию другого родителя в  случаях, установленных законодательством;

) разрешение разногласий, возникающих между опекуном ребенка, осуществляющим его воспитание  совместно с несовершеннолетними  родителями, и несовершеннолетними  родителями

) назначение представителя  для защиты прав и интересов  детей в случае разногласий между родителями и детьми;

) возложение обязанности  на родителей (одного из них) не  препятствовать общению ребенка  с близкими родственниками в  случае отказа родителей (одного  из них) от предоставления близким  родственникам ребенка возможности  общаться с ним;

) дача разрешения на  контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены  судом, в случаях, установленных  законодательством;

) вынесение акта об  отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других  лиц, на попечении которых он  находится, при непосредственной  угрозе жизни ребенка или его  здоровью;

) отобрание ребенка у  родителей (одного из них) или  у других лиц, на попечении  которых он находится, при непосредственной  угрозе жизни ребенка или его  здоровью;

) дача согласия на установление  отцовства лица, не состоящего  в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания  ее недееспособной, невозможности  установления места нахождения  матери или в случае лишения  ее родительских прав;

) принятие решения об  объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация);

) проведение обследования  условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на  его воспитание, при рассмотрении  судом споров, связанных с воспитанием  детей;

) дача согласия на обмен  жилыми помещениями, занимаемыми  по договорам социального найма, в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей  данных жилых помещений;

) дача разрешения на  передачу жилых помещений государственного  и муниципального жилищного фонда, занимаемых по договорам социального  найма, в которых проживают исключительно  несовершеннолетние в возрасте  до 14 лет, им в собственность в случаях, установленных законодательством;

) дача согласия на передачу  жилых помещений государственного  и муниципального жилищного фонда, занимаемых по договорам социального  найма, в которых проживают исключительно  несовершеннолетние в возрасте  от 14 до 18 лет, им в собственность  в случаях, установленных законодательством;

) принятие решения о  согласии на социальное обслуживание  лиц, не достигших 14 лет, при временном  отсутствии их законных представителей;

) дача предварительного  разрешения на отказ от наследства  в случае, когда наследником является  несовершеннолетний;

) обращение в суд по  вопросам, установленным законодательством, и (или) участие в рассмотрении  судами дел, в том числе:

о лишении родительских прав;

об ограничении родительских прав;

о восстановлении в родительских правах;

о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них);

о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы несовершеннолетнего;

об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками;

о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста;

о разрешении споров об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

о разрешении споров, связанных с воспитанием детей;

об ограничении или о лишении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

по иным вопросам;

) иные полномочия в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и области.

. В отношении детей, оставшихся  без попечения родителей, орган  опеки и попечительства в соответствии  с законодательством осуществляет  следующие полномочия:

) выявление детей, оставшихся  без попечения родителей, решение  вопросов закрепления за ними  жилых помещений, ведение учета  таких детей и исходя из  конкретных обстоятельств утраты  попечения родителей избрание  формы устройства детей, оставшихся  без попечения родителей, а также  осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования;

) проведение обследования  условий жизни ребенка в случаях, установленных законодательством, и при установлении факта отсутствия  попечения его родителей или  его родственников обеспечение  защиты прав и интересов ребенка  до решения вопроса о его  устройстве;

) исполнение обязанностей  опекуна (попечителя) детей, оставшихся  без попечения родителей, до их  устройства на воспитание в  семью, в учреждения для детей-сирот  или детей, оставшихся без попечения  родителей, или при избрании иных  форм устройства, установленных  законодательством;

) защита прав выпускников  воспитательных учреждений, лечебных  учреждений, учреждений социальной  защиты населения и других  аналогичных учреждений, в которых  они находились на полном государственном  попечении;

) определение порядка  учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей;

) учет иностранных граждан  и лиц без гражданства, желающих  усыновить (удочерить) детей, являющихся  гражданами Российской Федерации;

) дача согласия на усыновление (удочерение) ребенка несовершеннолетних  родителей, не достигших возраста  шестнадцати лет, при отсутствии  их родителей или опекунов (попечителей);

) установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения  родителей, и назначение опекуна (попечителя);

) дача рекомендаций опекунам (попечителям) по определению способов  воспитания ребенка, находящегося  под опекой (попечительством);

) осуществление надзора  за деятельностью опекунов (попечителей);

) дача разрешения на  раздельное проживание попечителя  с подопечным, достигшим шестнадцати  лет;

) дача разрешения на  расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе  доходов, причитающихся подопечному  от управления его имуществом, в случаях, установленных законодательством;

) дача разрешения опекуну  на совершение, а попечителю - на  дачу согласия на совершение  сделок по отчуждению, в том  числе обмену или дарению, имущества  подопечного, сдаче его внаем (в  аренду), в безвозмездное пользование  или в залог, сделок, влекущих  отказ от принадлежащих подопечному  прав, раздел его имущества или  выдел из него долей, а также  любых других сделок, влекущих  уменьшение имущества подопечного;

) освобождение, отстранение  опекунов (попечителей) от исполнения  ими своих обязанностей в случаях, установленных законодательством;

) подбор приемных родителей;

) согласование предварительного  выбора ребенка (детей) для передачи  на воспитание в приемную семью;

) оказание приемной семье  необходимой помощи, содействие  в создании нормальных условий  жизни и воспитания ребенка (детей);

) принятие решения о  передаче ребенка на патронатное  воспитание либо об отказе  в передаче;

) составление заключения  о возможности осуществления  патронатного воспитания конкретным  лицом;

) дача согласия на снятие  детей, оставшихся без попечения  родителей, с регистрационного учета  по месту жительства или по  месту пребывания;

) дача согласия на отчуждение  и (или) передачу в ипотеку жилого  помещения, в котором проживают  оставшиеся без родительского  попечения несовершеннолетние члены  семьи собственника (о чем известно  органу опеки и попечительства), в случаях, установленных законодательством, а также осуществление контроля  за обеспечением сохранности  жилых помещений, закрепленных за  оставшимися без родительского  попечения несовершеннолетними, а  также жилыми помещениями, находящимися  в их собственности;

) направление в установленном  порядке сведений о проживающих  в жилом помещении несовершеннолетних  членах семьи собственника данного  жилого помещения, оставшихся без  родительского попечения, в орган, осуществляющий государственную  регистрацию прав на недвижимое  имущество и сделок с ним;

) дача разрешения на  распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными  родителями ребенка (детей) в случаях, установленных законодательством;

) дача согласия на перевод  детей, оставшихся без попечения  родителей, из одного образовательного  учреждения в другое либо на  изменение формы обучения до  получений ими общего образования, а также на исключение таких  лиц из любого образовательного  учреждения;

) участие в пределах  своей компетенции в проведении  индивидуальной профилактической  работы с определенными законодательством  категориями несовершеннолетних, если  они являются сиротами либо  остались без попечения родителей  или иных законных представителей;

) дача согласия на зачисление  детей, оставшихся без попечения  родителей, в списки воинских  частей в качестве воспитанников;

) осуществление полномочий  законного представителя в случаях, установленных уголовно-процессуальным  законодательством;

) обращение в суд по  вопросам, установленным законодательством, и (или) участие в рассмотрении  судами дел, в том числе:

об установлении усыновления (удочерения) детей;

об отмене усыновления (удочерения) ребенка;

по иным вопросам;

) иные полномочия в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и области.

Финансирование расходов, связанных с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству, производится за счет средств бюджета субъектов РФ, федеральных бюджетов, внебюджетных фондов и иных законных источников предусмотренных в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Правовая основа гарантий прав ребенка заложена в Конституции РФ. В ч. 1 ст. 17 закреплено общее положение о том, что в Росси признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Одной из основных гарантий защиты прав ребенка является - наличие ответственности за не соблюдение закона. Так, п. 4 ст. 122 СК РФ предусматривает ответственность руководителей воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства за неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

2.2 Требования, предъявляемые  к опекуну (попечителю)

 

Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним. Орган опеки и попечительства в течение трех дней с момента получения сведений о лишении ребенка родительского попечения обязан обследовать условия жизни ребенка. Орган опеки и попечительства заполняет анкету на ребенка, оставшегося без попечения родителей, которую в семидневный срок передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений о ребенке в региональный банк данных о детях. Анкета ребенка подписывается работников органа опеки и попечительства. К анкете ребенка прикладывается его фотография. Копия анкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится.

В течение месяца со дня поступления информации о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории региона, Если такой возможности нет, то сведения о ребенке направляются федеральному оператору.

При наличии заслуживающего внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает у кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеки и попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Такая ситуация может сложиться, к примеру, временное помещение ребенка в специализированное учреждение (приют, реабилитационный центр и т.д.) до решения вопроса о выборе формы устройства несовершеннолетнего. Таким образом, администрация учреждения, в которое ребенок помещен временно, не может выполнять функции законного представителя несовершеннолетнего. Права и обязанности законного представителя остаются за органами опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Информация о работе Институт опеки и попечительства