Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:45, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.
Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:
изучения истории развития самого института опеки и попечительства,
рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,
дать им оценку,
Введение
Глава 1 Институт опеки и попечительства
История развития института опеки и попечительства
опекой
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 Семейного кодекса. Где сказано: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботой их родителей».
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, граждан, находящихся под опекой, признается место жительство их законных представителей - опекунов. То есть по месту регистрации законных представителей на территории России. Данное положение территориальной подсудности определено еще и тем, что по месту нахождения ребенка, суд быстрее разрешит дело и привлечет к участию органы опеки и попечительства.
Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому по общему правилу они должны жить вместе (п.2 ст.36 ГК). Исключение ГК делает только для подростков, достигших шестнадцати лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства при условии, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Чаще всего живут отдельно дети, чье поведение, поступки свидетельствуют об умении распоряжаться своей самостоятельностью. Это обычно работающие или обучающиеся в средних, высших учебных заведениях несовершеннолетние. Но в любом случае попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного.
В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения органа опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями проживания опекаемого. Поскольку ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что, во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун (попечитель). Таким образом, опекун имеет высокий, но не полный уровень ответственности.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. К источникам средств существования подопечного, предоставляемых ему государством, относятся денежные средства на содержание опекаемых детей, а в случаях, когда они не выплачиваются - пособия, причитающиеся гражданам, имеющим детей на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря (ст. 60 СК РФ). Согласно ст.3 Соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994г. «гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Причем каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицами, имеющими детей».
Решение о выплате денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), принимается на основании письменного заявления опекуна (попечителя) (приложение 11), которое принимается исполнительным органом государственной власти области по управлению в области социальной защиты по месту жительства опекуна (попечителя) в пятнадцатидневный срок со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Список документов, необходимых для назначения денежных средств на опекаемого (подопечного) ребенка:
.Заявление о назначении денежных средств.
.Копия свидетельства о рождении ребенка.
. Копии документов, подтверждающих
факт отсутствия попечения над
ребенком единственного или
. Справка с места жительства
ребенка о совместном его
. Справка об обучении
в образовательном учреждении
ребенка до 16 лет. 6. Выписка из
решения органа опеки и
. Справка органа социальной
защиты населения о
Выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) осуществляется через организации федеральной почтовой связи, либо путем зачисления этих средств на банковские счета опекуна (попечителя) в кредитные организации.
Однако денежные пособия выплачиваются не на всех детей, находящихся под опекой, а только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых:
лишены или ограниченны в родительских правах;
признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлены умершими;
имеют заболевание, препятствующее выполнению ими родительских обязанностей (туберкулез, инфекционные, психические заболевания, при которых больные признаны недееспособными либо ограниченно дееспособными, инвалидность 1 и 2 групп);
отбывают наказание или содержатся под стражей в период следствия;
объявлены в розыск как утратившие связь с родственниками или как уклоняющиеся от уплаты алиментов.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (например, находятся в длительных служебных командировках), а также на детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов (профессиональных училищах, колледжах, школах-интернатах).
Выплата пособия осуществляется с месяца принятия под опеку (попечительство) ребенка до достижении им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного типа - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет, поэтому попечители обязаны дважды в год, до 15 октября и до 15 марта, предоставлять в орган опеки и попечительства справки с места его учебы).
О расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, опекуны и попечители обязаны предоставлять отчеты в отдел опеки и попечительства.
Выплата денежных средств опекуну (попечителю) прекращается по следующим основаниям:
достижение совершеннолетия;
передача ребенка на воспитание в приемную семью;
устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие аналогичные учреждения;
усыновление ребенка;
трудоустройство несовершеннолетнего;
вступление подпочечного в брак;
объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Материальную базу для подопечного составляют и получаемые им алименты, которые в соответствии с п.1 ст.84 СК выплачиваются его опекуну (попечителю), которые расходуют их на содержание, воспитание и образование ребенка.
Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается. Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), могут назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия в связи со смертью кормильца. Например, пособия выплачиваются детям погибших родителей при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.
На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты указанных пособий опекуном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки. Кроме того, опекун или попечитель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка. Ежемесячное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на подопечного ребенка других социальных выплат.
Поскольку ребенок имеет право на собственные доходы (п. 3 ст.60 СК РФ),
эти доходы в свою очередь служат созданию условий его содержания. Порядок распоряжения причитающимися подопечному средствами определяется ст.26 и 28 ГК. Также об этом сказано в ст. 60 СК РФ, где «ребенок имеет право на содержание от своих родителей», «ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка».
Дети старше 16 лет, оставившие учебу, могут зарегистрироваться в центре занятости, как ищущие работу, и получать пособие по безработице, размер которого, в настоящее время составляет для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей более 8000 рублей ежемесячно (приложение 10).
На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
б) предоставление путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно;
в) обеспечение обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) на основании единого билета, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда обучающихся в образовательных учреждениях находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности; внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ;
г) выплата обучающимся в федеральных государственные образовательных учреждениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов РФ.
Также необходимо сказать о льготах по оплате за обучение отдельным категориям учащихся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей: детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств г. Иркутска. Во-первых, «освободить от оплаты за обучение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», во-вторых, установлена 50%-ная скидка по оплате за обучение: «детям, находящимся под опекой (попечительством)».
Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на требованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 Закона об образовании. В п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994г. № 650, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения.
Для постановки государственным либо муниципальным вузом на полное государственное обеспечение ребенка-сироту либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, ему необходимо представить администрации вуза, следующие документы:
заявление о постановке на полное государственное обеспечение;
копия паспортных данных;
документы, подтверждающие отсутствие родителей (усыновителей): копии свидетельств о смерти, решения суда о признании их недееспособными, о лишении родительских прав и т.п.;
документы, подтверждающие, что обучающийся снят с полного государственного обеспечения по месту жительства (обучения);
иные документы, подтверждающие, что обучающийся является сиротой либо ребенком, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Опекун (попечитель) обязан учитывать мнение ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
Опекуны (попечители), а также иные работники общего и среднего специального образования в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992г. «Об образовании» обязаны обеспечить гуманистический характер образования и воспитания, свободное развитие личности обучающихся несовершеннолетних.
Такая же обязанность возложена на сотрудников уголовно-исполнительной системы (ст. 138 УИК), органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специальные учреждения открытого и закрытого типа органов управления, образования, центры временного содержания для несовершеннолетних и др.).