Лишение родительских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Специалисты самых различных отраслей наук единодушно отмечают как бесспорный факт потерю семьей своего авторитета и ослабление традиционных семейных устоев, когда «традиционные, защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в угрозу для незрелой личности ребенка».
По данным Российского детского фонда, около 35 млн. детей (23, 9 % населения РФ) остаются самой незащищенной частью российского общества. Это позволяет относить проблему реализации защиты прав и интересов несовершеннолетних детей к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщества.

Содержание работы

1. Общая характеристика родительских прав и обязанностей
1.1.Основания возникновения родительских прав и обязанностей
1.2.Содержание родительских прав
1.3. Законодательство лишения родительских прав в семейном праве РФ
2. Правовое регулирование лишения родительских прав
2.1. Основание лишения: практика законодательства и пути его совершенствования
2.2. Правовые последствия лишения родительских прав
3. Осуществление и защита родительских прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

diplomka (1).docx

— 121.52 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, при раздельном проживании родителей равенство  также заведомо и объективно не может  быть обеспечено.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, кроме того, обеспечение  интересов детей должно быть предметом  основной заботы их родителей (ст. 65 СК РФ). Закон не определяет понятия  «интересы ребенка» и вряд ли это  возможно. Пленум Верховного суда РФ в  постановлении от 20 апреля 2006 №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняет, что под интересами детей, в частности, при усыновлении ребенка следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для его воспитания и развития.

В юридической литературе данный принцип формулируется как  «необходимость учета интересов  ребенка». По мнению Старосельцевой М.М. правильнее говорить о том, что осуществление родительских прав не должно противоречить интересам детей, в связи с этим соответствующий принцип может быть сформулирован как «непротиворечие интересам детей». Интересы детей не должны быть единственным мерилом «качества семейного воспитания. Таким образом, следующий принцип осуществления родительских прав должен быть сформулирован как «Учет интересов родителей при осуществлении ими родительских прав».

В юридической науке выделяется еще один принцип, близкий по содержанию к вышеназванному, но имеющий самостоятельное значение. Интересы родителей должны соответствовать интересам ребенка, и только тогда осуществление родительских прав будет надлежащим. «В соответствии со ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий». Представительство интересов детей как раз означает то, что интересы родителей не должны противоречить интересам детей.

Самостоятельное значение имеет  принцип, в соответствии с которым  родители не должны злоупотреблять своими правами. В качестве самостоятельного принципа должен быть указан также - осуществление  родительских прав в соответствии с  их назначением. Родители, наделенные правами и обязанностями в  отношении детей, должны четко представлять, с какой целью они их осуществляют, каким образом закон формализует  их «родительскую миссию».

Представляется необходимым  отметить преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами в сфере воспитания детей. Это  означает, что только родители и  больше никто, даже самые близкие  родственники, не говоря уже о посторонних  лицах, могут решать вопросы, связанные  с воспитанием своих детей.

Достаточно серьезной  проблемой реализации родителями преимущественного  права на воспитание ребенка является осуществление своих полномочий лицами, на воспитание которых передан  ребенок (опекунами, попечителями и  др.). Федеральный закон от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  предоставил родителям легальную  возможность передать в административном порядке свои полномочия по воспитанию ребенка третьему лицу. В соответствии со ст. 13 названного закона родители могут  подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного  лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна  или попечителя.

Итак, исходя из вышеизложенного  можно включить в принципы осуществления  родительских прав следующие: единство родительских прав и обязанностей; равенство родительских прав обоих  родителей; непротиворечие интересам детей; учет интересов родителей; совпадение интересов детей и родителей; недопущение злоупотребления родительскими правами; осуществление родительских прав в соответствии с их назначением; преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами.

Названные принципы регламентируют значительную сферу семейных отношений, составляющих предмет отрасли семейного  права, - отношения между родителями и детьми.

 

2.2 Ограничения  и пределы осуществления родительских  прав

 

Основная идея семейного  воспитания, суть осуществления родительских прав воплощаются в п. 1 ст. 63 СК РФ посредством установления сложной  правовой конструкции - предоставления родителям права воспитывать  детей и возложения на них обязанности  воспитывать своих детей. Все  вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью  и отцом паритетно, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого.

Между тем, как справедливо  отмечает М.С. Кокорина, процесс семейного воспитания значительно сложнее. Во-первых, закон называет лишь основные правомочия (педагогические) действия родителей, которые могут осуществляться разнообразными актами поведения, но в пределах, установленных законом. Во-вторых, не все педагогические действия родителей получили правовую форму, например, экологическое, половое, художественное, правовое воспитание и т.д. Поэтому, совершая конкретные акты поведения в названных сферах воспитания, родители действуют под общим воздействием правовых норм, и в пределах, установленных для осуществления родительского права на воспитание. Таким образом, необходимо определить и нормативно закрепить пределы осуществления родительских прав, которыми следует руководствоваться при оценке правомерности актов поведения родителей.

В науке семейного права  высказываются различные мнения относительно проблематики пределов осуществления  родительских прав. В частности, М.С. Кокорина утверждает, что: «Критерием (пределом), которым следует руководствоваться при оценке правомерности тех или иных действий родителей при осуществлении ими своего права на воспитание, следует считать интересы детей». В качестве обоснования своей позиции она предлагает классифицировать правовые нормы, охватываемые понятием «интересы ребенка», на три группы.

В первую входят нормы-принципы (ч. 1 ст. 65 СК РФ), где существование родительского права на воспитание оправдывается тем, что оно существует для ребенка и должно осуществляться в пределах интереса ребенка.

Во второй группе интересы ребенка играют конкретизирующую функцию. Речь идет об использовании понятия «интересы ребенка» с целью уточнения, что должно иметь место: например, в ч. 1 ст. 65 СК РФ указывается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей…; согласно ч. 2 данной статьи все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

В третью группу М.С. Кокорина выделяет те нормы, где интересы детей формируют поведение родителей в исключениях из общего правила или под их общим правовым воздействием, которые допускаются самой семейно-правовой нормой. Пример: положение ч. 1 ст. 65 СК РФ, где говорится, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

М.С. Кокорина делает весьма категоричный и, полагаем, не совсем обоснованный вывод: «Иными словами, «интересы ребенка» служат и мерилом, и пределом воспитательных действий родителей, за рамками которого их действия следует рассматривать не только как злоупотребление правом, но и порой, как преступление».

Конечно, родители должны руководствоваться  интересами детей, но не в исключительной степени. В некоторых случаях  родители могут принимать решения, руководствуясь только личными интересами, намереваясь обеспечить защиту своих  родительских прав, но при этом предполагается и учет интересов ребенка. Например, требуя возврата ребенка от третьих  лиц, удерживающих его не на основании  закона или судебного решения.

В СК РФ отсутствуют какие-либо специальные принципы взаимоотношений  родителей и детей. Не вызывает сомнений то, что полная правовая регламентация  отношений между родителями и  детьми невозможна.

2.3 Формы и способы  осуществления родительских прав

 

Основной целью осуществления  родительских прав является создание максимально благоприятных условий  для развития ребенка, становления  его личности. Представляется, что  осуществление родительских прав следует  понимать как поведение правообладателя (родителя), соответствующее содержанию принадлежащих ему родительских прав и обязанностей.

Научная дискуссия по вопросу  о содержании прав родителей обсуждается  многими авторами. Родители не вправе передавать свои родительские права  другим лицам, то есть данные права  являются неотчуждаемыми. При этом если родители помещают детей в детские  воспитательные или образовательные  учреждения (например, школа с полным пансионом), или в некоторых случаях  передают на воспитание иным лицам, то их действия рассматриваются лишь «как один из способов осуществления родителями права на воспитание».

Необходимо упомянуть  и новое для семейного законодательства личное неимущественное родительское право, введенное ФЗ «Об опеке  и попечительстве» - право единственного  родителя несовершеннолетнего ребенка  определять на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, которое так же имеет особенности  реализации. Так согласно п. 5 ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства может отказать в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем в случае, если такое  назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо законным интересам детей.

Отношения между родителями и детьми регулируются нормами различного отраслевого законодательства. В  частности, ст. 156 УК РФ предусматривает  уголовное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Под  «неисполнением обязанностей» подразумевается  неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию, соединенное  с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложены  обязанности по его воспитанию. Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается  нечеткое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно  неполное их осуществление. Следует  отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего  является преступлением только в  том случае, если оно соединено  с жестоким обращением с несовершеннолетним.

По данным МВД РФ, по собранным  материалам уголовные дела по ст. 156 УК РФ возбуждаются лишь в 20% случаев. Не принято относить к случаям неисполнения родительских прав, соединенного с  жестоким обращением с ребенком, факты непредоставления ребенку пищи, одежды и обуви со стороны тех родителей, которые не имеют места работы, но получают пособия на детей и расходуют их на приобретение спиртных напитков. В данной ситуации правоприменители руководствуются правилами, установленными в ст. 65 СК РФ, любое отступление от которых уже представляет собой ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Весьма интересным и значимым представляется вопрос об определении  содержания понятий «ненадлежащее  осуществление родительских прав», «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», «ненадлежащее воспитание»  и т.п. Данные понятия используются учеными при исследовании правоотношений между родителями и детьми, судьями  при оценке поведения родителей, упоминается данное понятие и  в постановлении Пленума Верховного суда РФ №10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием  детей».

Понятие «ненадлежащее» выполнение обязанностей по воспитанию законодатель использует при регулировании алиментных обязательств между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей), в частности, последние могут быть освобождены  от исполнения алиментной обязанности, если отчим (мачеха) выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынка (падчерицы) ненадлежащим образом (ст. 97 СК РФ).

Понятие «злоупотребление родительскими  правами» определено в постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных  с воспитанием детей». Согласно п. 11 данного постановления под злоупотреблением родительскими правами следует  понимать использование этих прав в  ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. В частности, в судебной практике приводится пример последствий злоупотребления родительскими правами: «…один семиклассник (лидер хоккейной команды) покончил жизнь самоубийством из-за того, что родители запретили ему играть в хоккей, пока он не окончит музыкальную школу».

Достаточно часто злоупотребление  родительскими правами заключается  в расходовании денежных средств, предназначенных  для нужд ребенка. Известны случаи, когда родители, зачастую злоупотребляющие спиртными напитками, живут на детские  пособия, не заботясь о детях, не уделяя никакого внимания их воспитанию и  содержанию, оставляют ребенка без  пищи и тепла.

Информация о работе Лишение родительских прав