Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью данной работы было исследование некоторых аспектов правового регулирования деятельности ООО. Мы попытались затронуть самые интересные с нашей точки зрения проблемы деятельности обществ этой организационно-правовой формы.
Пределы правоспособности общества определяет абз.2 п. 2 ст. 2 Закона: общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Наличие у ООО общей гражданской правоспособности предполагает, что оно вправе осуществлять любые виды хозяйственной и иной деятельности, иметь любые гражданские права и нести обязанности, связанные с ее осуществлением. В этом состоит одно из важнейших отличий хозяйственного общества от унитарного предприятия (§ 4 главы 4 ГК РФ) и некоммерческих, организаций (§ 5 главы 4 ГК РФ), обладающих специальной (уставной) правоспособностью, которая предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. То есть, такое юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности,которые прямо указаны в его уставе и соответствуют установленным в нем предмету и целям деятельности данного юридического лица.
Предусмотрена возможность своеобразного "самоограничения" общей правоспособности общества: если предмет и цели его деятельности определенно ограничены уставом, такое общество может осуществлять лишь те гражданские права и нести лишь те обязанности, которые не вступают в противоречие с указанными положениями устава. Таким образом, при упомянутых условиях общество в силу данного правила выступает носителем не общей, как у большинства хозяйственных обществ и товариществ, а специальной правоспособности.
На практике целесообразно
учитывать, что ограничение
Наличие у ООО общей правоспособности на практике означает, что в уставе не обязательно перечислять все мыслимые виды деятельности. С введением в действие ГК РФ необходимость в этом отпала, причем данный принцип в целом воспринят Законом. В заяв: лении о государственной регистрации общества по общему правилу достаточно указать виды деятельности, которые предполагается осуществлять, и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). После внесения соответствующей регистрационной записи в Единый государственный реестр юридических лиц обществу с ограниченной ответственностью будет выдана выписка из реестра, содержащая, в частности, сведения о видах его деятельности и кодах по ОКВЭД.
Для осуществления некоторых видов деятельности, указанных в законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации ООО. Прежде чем приступить к практическому осуществлению видов деятельности, являющихся лицензируемыми, общество должно получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе.
Предусмотренное федеральным законом лицензирование отдельных видов деятельности, которое относится к характеристике правоспособности, — особый случай своеобразного ограничения предпринимательской деятельности как граждан, так и юридических лиц. Но при лицензировании ограничивается не правоспособность субъекта предпринимательского права в зависимости от организационно-правовой формы или других обстоятельств, а его возможность осуществлять определенные виды деятельности без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение обязательно в силу требования закона. После получения необходимой лицензии юридическое лицо в полном объеме реализует свои гражданские права и несет обязанности при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования признается правонарушением (незаконным предпринимательством).
Пункт 3 ст. 2 Закона императивно определяет момент создания общества с ограниченной ответственностью — это момент его государственной регистрации в порядке, установленном законом..То есть помимо волеизъявления учредителей общества для его создания и приобретения правоспособности необходим юридический факт — государственная регистрация данного общества.
Общие правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в ст. 51 ГК РФ. Они предполагают осуществление такой регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации. В соответствии с п. 2 от. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
. Общества с ограниченной
ответственностью создаются,
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПУТЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Порядок учреждения ООО определяет ст. 11 Закона, которая развивает нормы, установленные п. 1 ст. 89 ГК РФ, и учитывает сложившуюся в процессе их реализации практику. В данной статье регулируется порядок создания общества путем учреждения. Нормы ст. 11 Закона являются императивными, однако, последовательность их расположения не полностью совпадает с последовательностью конкретных действий учредителей по созданию общества.
В соответствии, с п. 1 ст. 11 Закона учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества, являющиеся учредительными документами общества. Таким образом, у ООО по общему правилу должны быть два учредительных документа — учредительный договор и устав (ст. 89 ГК РФ и ст. 11 Закона). Это отличает данный вид хозяйственных обществ от акционерных обществ, имеющих только один учредительный документ — устав (ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Законом предусмотрено лишь одно исключение из общего правила на случай, когда у ООО один учредитель. Такое общество, учреждаемое одним лицом, имеет, как и АО,один учредительный документ — устав, но если в дальнейшем число его участников увеличится, между ними заключается учредительный договор, который наряду с уставом становится вторым учредительным документом общества.
Решения учредителей общества по вопросам, указанным в п. 1 ст. 11 Закона, могут быть оформлены письменно в качестве самостоятельных документов, являющихся приложением к протоколу собрания, или содержаться непосредственно в протоколе. В случае когда у общества один учредитель, он должен письменно оформить решение о создании общества и подписать его, а если такой учредитель является юридическим лицом - также и удостоверить решение круглой печатью. При этом результаты указанных решений должны быть отражены и в учредительном договоре: в частности, о составе органов общества, размерах долей участников и др. ( ст. 12 Закона).
Если ООО учреждается одним лицом, в решении об учреждении общества необходимо отразить: а) факт учреждения общества с определенным фирменным наименованием и местом нахождения; б) факт утверждения устава общества; в) принципы образования органов управления общества, на основе которых подготовлены соответствующие разделы устава, и факт принятия, учредителем на себя обязанностей единоличного исполнительного органа общества, если данное обстоятельство наличествует; г) размер уставного капитала, денежную оценку ценных бумаг, других вещей или имущественных либо иных прав, имеющих денежную оценку, либо денежную сумму, которые подлежат внесению учредителем в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества, и порядок оплаты уставного капитала. Так как при учреждении ООО одним лицом учредительный договор не заключается, целесообразно, чтобы решение о его учреждении, принимаемое единолично, содержало также права, обязанности и последовательность действий учредителя при создании общества.
Учредители общества избирают (назначают) исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов утверждают их денежную оценку (абз. 3 п. 1 ст. 11 Закона). Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 17 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 в качестве вклада в имущество хозяйственного «общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ и т. п.) или "ноу-хау" таким вкладом быть не может. Однако в качестве вклада возможно признание права пользования таким объектом, передаваемого обществу в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированным в порядке, предусмотренном законодательством.
Абзац 4 п. 1 ст. 11 Закона устанавливает императивные правила принятия решений, связанных с учреждением общества. Решение об утверждении устава общества, а также решение об утверждении денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов принимается учредителями единогласно. Иные решения принимаются учредителями в порядке, предусмотренном Законом и учредительными документами общества.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. ООО отвечает по обязательствам своих учредителей, связанным с учреждением общества, только при условии, что общее собрание участников впоследствии одобрит их действия (п. 2 ст. 11 Закона).
Речь идет о том, что, если учредители до государственной регистрации общества заключили с третьими лицами гражданско-правовые договоры (купли-продажи, аренды помещений и оборудования и т.д.) они отвечают по указанным обязательствам солидарно и не вправе рассчитывать на финансовое или иное участие в их расходах других лиц. Но если впоследствии общее собрание созданного общества признает целесообразными и необходимыми для его создания сделки,совершенные учредителями на свой риск,то это основание для возложения ответственности на созданное ими общество как юридическое лицо,выступающее в качестве самостоятельного участника гражданского оборота.Тогда ООО будет должником по сделкам,совершенным учредителями,перед кредиторами.
Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом. Понятие "федеральный закон", использованное в п. 3 ст. 11 Закона, следует толковать расширительно: оно охватывает как Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", так и любые другие федеральные законы, которыми могут быть определены особенности учреждения ООО с участием иностранных инвесторов. При этом Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" регламентирует, в частности, отношения, связанные с созданием и ликвидацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями (ст. 20), созданием и ликвидацией филиалов иностранных юридических лиц (ст. 21, 22). Содержание понятия "иностранный инвестор" раскрывает ст. 2 данного Закона.
Однако на практике, нужно иметь в виду, что Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. В силу этого обстоятельства особенности учреждения ООО с участием иностранных инвесторов определяются также другими федеральными законами, регулирующими, например, банковскую, страховую деятельность и некоторые другие специфические отношения.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Помимо документов, представляемых при государственной регистрации любых создаваемых на территории России юридических лиц, при регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в регистрирующий орган представляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица — учредителя ( ст. 12).
Основные положения об учредительных документах ,т.е.учредительном договоре и уставе ООО содержатся в ст. 12 Закона. Она основывается на нормах ст. 52 и 89 ГК РФ, но при этом устанавливает правила, отражающие специфику учредительных документов хозяйственного общества данного вида.
В учредительном договоре учредители обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества (см. п. 1 ст. 12 Закона).
Учредительный договор ООО, являющийся его учредительным документом, существенно отличается от договора о создании акционерного общества, который не относится к числу учредительных документов ( п. 1 ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об акционерных обществах»),так как имеет значение лишь договор о совместной деятельности. Отличие, прежде всего, состоит в том, что договор о создании АО необходим только при создании общества и утрачивает силу с момента его государственной регистрации в связи с исполнением сторонами своих обязательств, направленных на достижение указанной цели.
Информация о работе Некоторые вопросы правового регулирования деятельности ООО