Некоторые вопросы правового регулирования деятельности ООО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы было исследование некоторых аспектов правового регулирования деятельности ООО. Мы попытались затронуть самые интересные с нашей точки зрения проблемы деятельности обществ этой организационно-правовой формы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ООО.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Инициатива созыва внеочередного  общего собрания участников общества может принадлежать субъектам, исчерпывающим образом перечисленным  в абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона, - исполнительному органу общества, совету директоров (наблюдательному совету), ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору, а также участникам общества, обладающим в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества. Другие лица не вправе инициировать созыв внеочередного общего собрания участников общества.

Правило о том, что участники  общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов  участников общества, вправе требовать  проведения вне очередного общего собрания, думается, недопустимо интерпретировать расширительно. Исходя из буквального толкования данной нормы, она не распространяется на случай, когда указанным количеством голосов обладает один участник ООО. Подтверждение данного вывода мы находим, в частности, в п. 4 а. 37 Закона, где установлено, что собрание, созванное участниками общества, открывает один из участников общества, инициировавших данное общее собрание.


Разъясняемое правило  закреплено Законом в целях обеспечения  интересов меньшинства участников общества и позволяет реально участвовать в управлении тем его участникам, доли которых в уставном капитале сравнительно невелики. В этом заключается одно из отличий ООО от АО, где в большей мере защищаются интересы крупных инвесторов. Для сравнения можно напомнить, что аналогичный вопрос в акционерном законодательстве Российской Федерации решается иначе. Федеральный закон "Об акционерных обществах" предусматривает право акционеров (акционера), владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций, потребовать созыва общего собрания акционеров (п. 1 ст. 55). Иными словами, в АО общее собрание может быть созвано по инициативе как одного, так и нескольких акционеров, обладающих достаточным для этого количеством голосов.

Обратим внимание, что  Закон не допускает возможности  установления в уставе меньшего, чем указано в п. 2 а. 35, количества голосов, минимально необходимого для возникновения у участников ООО права требовать созыва  внеочередного собрания.

Право созыва внеочередного  общего собрания участников общества принадлежит исполнительному органу общества — единоличному или коллегиальному, в зависимости от того, к компетенции какого исполнительного органа данное право отнесено уставом ООО. Исполнительный орган общества должен в течение пяти дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении. Решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников общества может быть принято исполнительным органом общества только в случае:

если не соблюден установленный  Законом порядок предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества;

если ни один из вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного общего собрания участников общества, не относится к его компетенции или не соответствует требованиям федеральных законов.

Таким образом, в п. 2 ст. 35 Закона в императивной норме установлены только два основания для принятия исполнительным органом решения об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников общества. Данные основания не подлежат расширительному толкованию.

Необходимо отметить, что, поскольку в указанном пункте говорится о соответствии вопросов, подлежащих включению в повестку дня, требованиям федеральных законов, оценивать эти вопросы на предмет соответствия требованиям подзаконных правовых актов недопустимо. Компетенция общего собрания участников общества определяется по правилам ст. 32, 33 и др. Закона, а также устава общества.

Согласно указанным  критериям принимается решение  о проведении или об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников общества. Особое правило установлено на случай, если один или несколько вопросов, предложенных инициатором внеочередного общего собрания для включения в повестку дня, не относятся, к компетенции общего собрания или не соответствуют требованиям федеральных законов. Такие вопросы не включаются в повестку дня, хотя решение о проведении внеочередного общего собрания исполнительный орган общества все же обязан принять.


Если исполнительным органом  в установленный срок не принято  решение о созыве внеочередного общего собрания участников общества или принято .решение об отказе в его проведении, созвать внеочередное общее собрание могут совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионная комиссия (ревизор), аудитор, участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества, — в зависимости от того, кому принадлежит инициатива созыва соответствующего внеочередного общего собрания.

Если один или несколько  вопросов, предложенных для включения  в повестку дня 
внеочередного общего собрания участников общества, не относятся к компетенции обще 
го собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных зако 
нов, данные вопросы не включаются в повестку дня.

Закон четко не определяет содержание требования о созыве внеочередного  общего собрания участников общества. Представляется, что оно должно включать точные формулировки вопросов, подлежащих вынесению на решение внеочередного собрания, мотивы, обусловившие постановку этих вопросов, и предложение о форме инициируемого внеочередного общего собрания, дате и времени его проведения. При этом требование, исходящее от участников общества, должно содержать также сведения о размерах их долей в уставном капитале ООО.

     Определенный интерес представляют правила принятия решения общим собранием участников ООО опросным путем.

  Статья 38 Закона определяет правила принятия решения общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью путем их опроса без проведения общего собрания в форме совместного присутствия участников общества. В ГК РФ нет подобных правил. В то же время ст. 38 Закона воспринимает определенные нормы, регулирующие соответствующие отношения в акционерных обществах (см., например, ст. 50 Федерального закона "Об акционерных обществах").


Согласно п. 1» ст. 38 Закона решение общего собрания участников общества может быть принято опросным путем. В отличие от акционерного законодательства, предъявляющего к заочному голосованию на общем собрании более жесткие требования, в частности об обязательном использовании при таком голосовании бюллетеня установленной формы, п. 1 ст. 38 допускает проведение заочного голосования путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Например, аутентичными текстами документа являются тексты, составленные на одном или более языках, рассматриваемые как одинаково подлинные и имеющие равную юридическую силу.

Следовательно, на практике можно использовать любые документы, предусмотренные для таких случаев соответствующим внутренним документом ООО. Не запрещено при этом и использование бюллетеней для голосования.

Правила принятия решений  общим собранием участников общества определяются соответствующей корпорацией самостоятельно с учетом правил, установленных в ст. 38 Закона. При этом путем опроса не могут приниматься решения по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов (подп. б п. 2 ст. 33 Закона), то есть по одному из обязательных вопросов повестки дня ежегодного общего собрания участников общества. Теоретически иные вопросы, включенные в повестку дня такого общего собрания, в ООО могут быть решены путем опроса, хотя вряд ли это оправданно. Для сравнения заметим, что п. 2 СТ. 50 Федерального закона "Об акционерных обществах" запрещает принимать путем проведения заочного голосования решения по указанным в этом пункте вопросам.

Целесообразно обратить внимание на то, что п. 2 ст. 38 Закона устанавливает  два специальных правила, применяемых При принятии решения общего собрания общества с ограниченной ответственностью опросным путем: а) для таких случаев полностью исключается применение норм, установленных в пл. 2, 3, 4, 5 и 7 ст. 37; б) исключается применение сроков, установленных в пп. 1, 2 и 3 ст. 36, но остальные правила соответствующих норм применяются в обязательном порядке.

Согласно п. 3 ст. 38 Закона ООО вправе и одновременно обязано урегулировать порядок проведения заочного голосования в своем внутреннем документе. Это может быть содержащий локальные нормы самостоятельный документ, специально посвященный регулированию соответствующих отношений. В то же время порядок проведения заочного голосования при принятии решений общего собрания участников общества вполне правомерно урегулировать и в отдельном разделе внутреннего документа, имеющего более общее значение (например, в положении об общем собрании участников общества, регламенте общего собрания и т. п.).

В п. 3 ст. 38 установлен перечень обязательных требований к содержанию указанного внутреннего документа или раздела внутреннего документа общества. В них следует предусмотреть обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам общества до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Статья 39 Закона содержит специальные  правила, регулирующие принятие решений  по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, единственным участником ООО. В обществе, состоящем из одного участника, все вопросы, отнесенные ГК РФ, Законом, а также уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, решаются единолично единственным участником общества и оформляются письменно.


В связи с этим ст. 39 исключает применение для обществ  с одним участником норм, содержащихся в ст. 34, 35, 36, 37, 38 и 43 Закона, поскольку иное решение несовместимо с самой организацией хозяйственного общества, имеющего только одного участника. Однако положения, касающиеся сроков проведения годового общего собрания участников общества, для обществ с единственным участником продолжают применяться. Дело в том, что в сроки, установленные ст. 34 Закона, обязательно должны быть утверждены годовые результаты деятельности ООО.

В заключении этой главы хотелось бы коснуться вопроса о коллегиальном исполнительном органе ООО.

В соответствии с п. 1 а. 41 Закона если уставом общества предусмотрено  образование наряду с единоличным  исполнительным органом также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников в количестве и на срок, которые определены уставом общества. При учреждении общества члены данного органа избираются учредителями соответствующего

хозяйственного общества.

Названная статья Закона развивает правила ст. 91 ГК РФ, уточняя и детализируя их. Нельзя не заметить и определенные несоответствия между нормами указанной статьи и положениями ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 91 ГК РФ в ООО в обязательном порядке создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), то есть Кодекс допускает возможность образования в обществе: а) одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов; б) только коллегиального либо только единоличного исполнительного органа. Как следует из п. 1 рассматриваемой статьи, Закон ограничивает применение данных правил Кодекса, допуская возможность существования коллегиального исполнительного органа только одновременно с единоличным исполнительным органом, то есть в данном спучае налицо коллизия двух специальных норм (п. 1 ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 41 Закона), регулирующих основы организации управления в ООО.

Согласно п. 3 ст. 87 ГК РФ Законом должны регулироваться правовое положение ООО, а также права и обязанности его участников. Следовательно, ГК РФ не предполагает, что Законом иначе, чем в ГК РФ, могут быть урегулированы основы организации управления в таком хозяйственном обществе. Кроме того, в п. 2 ст. 3 ГК РФ, определяющем иерархию актов гражданского законодательства, прямо указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в федеральных законах, принимаемых в соответствии с ГК РФ, должны соответствовать Кодексу.

Сходные, но более детальные  по сравнению с правилами рассматриваемой  статьи нормы, регулирующие деятельность коллегиального исполнительного органа, содержатся в акционерном законодательстве Российской федерации (ст. 70 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Те из них, которые не противоречат сути отношений, регулируемых ст. 41 и иными соответствующими нормами Закона, допустимо при необходимости применять по аналогии к ООО.

Коллегиальный исполнительный орган может быть образован в  ООО в целях осуществления текущего руководства его деятельностью. Данный орган подотчетен общему собранию участников общества, а в обществах, где образован совет директоров (наблюдательный совет), — также и совету директоров (см. п. 4 ст. 32 Закона).

Количество членов коллегиального исполнительного органа и срок их полномочий должны быть указаны в уставе соответствующей корпорации. В уставе могут регулироваться и иные основополагающие отношения, связанные с функционированием данного органа. На основе положений устава более детальное регулирование деятельности коллегиального исполнительного органа осуществляется в соответствующем внутреннем - документе общества (см. п. 2 ст. 41 Закона).

Информация о работе Некоторые вопросы правового регулирования деятельности ООО