Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью данной работы было исследование некоторых аспектов правового регулирования деятельности ООО. Мы попытались затронуть самые интересные с нашей точки зрения проблемы деятельности обществ этой организационно-правовой формы.
ГЛАВА 4.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
4.1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ООО.
Юридические лица в гражданском обороте действуют через создаваемые органы управления. Это так называемые номинативные субъекты права, не признаваемые законодателем, но фактически олицетворяемые с реальными участниками правоотношений.
На создание организационной структуры управления влияют различные факторы. С внешней стороны главнейшим фактором выступает организационно-правовая форма самого юридического лица. Причиной этого является стремление законодателя к четкому закреплению организационной структуры субъекта в нормативных актах, регулирующих его правовое положение. В целом это уменьшает возможность спорных ситуаций относительно определения структуры управления конкретным юридическим лицом, но на практике тем не менее подобные конфликты встречаются. Например, при создании в обществе с ограниченной ответственностью параллельных единоличных исполнительных органов - президента и генерального директора. Естественно, что при отсутствии четких положений, закрепленных в уставе общества, конфликт может стать неуправляемым. Однако подобные примеры, скорее всего, являются характерными именно для общества с ограниченной ответственностью. Подобные казусы вызваны не столько несоблюдением законодательства (где даются четкие требования относительно системы органов управления обществом), сколько желанием отразить те сложные внутренние взаимоотношение, которые возникают между участниками этого общества. В рамках иных организационно-правовых форм отноше- ния между участниками являются в большей степей юридически безразличными, чем в обществе с ограниченной ответственностью. Это еще раз подтверждает идею о смешанном характере общества с ограниченной ответственностью, сочетающего в себе черты как объеди- нения капиталов, так и объединения лиц и выполняющего в настоящее время те же функции, что в свое врем возлагались на полное товарищество — объединение коллективных интересов в рамках юридического лица как самостоятельного субъекта права, позволяющего тем не менее участникам активно принимать участие в управлении делами общества.
Однако, было бы неверным связывать тип управления юридическим лицом с его организационно-правовой формой. Значительную роль здесь играет отнесение субъекта к тому или иному классификационному типу, основанному на членстве, и субъекту, создаваемому пpи отсутствии членства его учредителей. В первом случае мы обнаруживаем необходимость создания высших коллегиальных органов управления, позволяющих отразить волеизъявление большинства участников (общее собрание),во втором случае создание подобных органов не предполагается,и управление,как правило,основывается на принципах единоначалия.
По общему правилу юридическое лицо приобретает юридические права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы(п.1 ст.53 ГК РФ).Органы юридического лица представляют собой его составную часть,которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица,руководит его деятельностью.
Система органов управления и контроля ООО закреплена в ст.32 Закона.Необходимо обратить внимание на то,что четырехзвенная система управления(общее собрание,совет директоров,коллегиальный исполнительный орган,единоличный исполнительный орган)устанавливается в обществе по желанию его участников.В обязательном порядке должны действовать только два управленческих органа - общее собрание участников общества и единоличный исполнительный орган общества(или его функции должны быть переданы управляющему).Поэтому вслучаях,когда совет директоров или коллегиальный исполнительный орган в обществе не создаются,их полномочия относятся к компетенции соответственно общего собрания участников общества и генерального директора.
4.2.ЕДИНОЛИЧНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН В ООО.
Особое место среди
органов юридического лица занимает
первый руководитель(генеральный
Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами, порядок их деятельности – законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Эти порядки могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, усмотрения его собственника, учредителей, участников.
В обществе с ограниченной ответственностью
руководитель избирается общим собранием участников
на срок, определенный уставом (ч. 2 п. 1
ст. 91 ГК, ч. 1
п.1 ст.40 ФЗ«Об обществах с ограниченной
ответст-
венностью»).
Генеральный директор (президент и др.)ООО руководит текущей деятельностью общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества,в том числе с правом передоверия,организует ведение протокола общего собрания участников общества,издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении,применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания,осуществляет иные полномочия,не отнесенные законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества,совета директоров(наблюдательного совета)общества и коллегиального исполнительного органа общества(ст.ст.32,37,40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Директор(генеральный директор) ООО несет ответственность перед обществом за убытки,причиненные обществу их виновными действиями(бездействием),если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами(п.2 ст.44 ФЗ « Об обществах с ограниченной ответственностью» ).
4.3.ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА,,КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
Высшим органом общества является общее собрание участников общества, которое может быть очередным или внеочередным (п. 1 ст. 32 Закона). Все участники общества наделены правами: присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Если положениями учредительных документов общества или решениями его органов ограничиваются указанные права участников общества, соответствующие правила следует считать ничтожными (не влекущими юридических последствий).
Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данная норма п. 1 ст. 32 Закона является диспозитивной, поэтому уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Как известно, ГК РФ не предусматривает образование в ООО совета директоров (наблюдательного совета). Такие советы в обязательном порядке создаются в акционерных обществах, число владельцев голосующих акций в которых равно пятидесяти или превышает это число24. Однако п. 2 ст. 32 Закона допускает, что уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В таком случае компетенция этого органа общества определяется уставом общества в соответствии с Законом. Имеются в виду, в частности, нормы, установленные в абз. 3 п. 2 ст. 32 Закона.
Если устав общества относит решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов данного органа и компетенция его председателя определяются уставом общества.
Во многом порядок образования и функции совета директоров (наблюдательного совета) ООО схожи с порядком образования и функциями аналогичных органов в акционерных обществах. Как показывает практика деятельности акционерных обществ, советы директоров (наблюдательные советы) иногда создаются в обществах, число участников которых менее пятидесяти. Поэтому есть опыт деятельности таких советов в сравнительно небольших обществах. Необходимость их создания нередко обусловлена территориальной удаленностью участников общества, стремлением оперативно решать принципиальные вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания25.
Если в ООО образован совет директоров (наблюдательный совет), то на практике целесообразно учитывать, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 состава совета директоров (наблюдательного совета). Кроме того, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета). Соответствующие правила п. 2 ст. 32 Закона закреплены в императивных нормах, поэтому иные положения не могут быть предусмотрены в уставе и внутренних документах общества.
24 См. подробнее: Комментарий
к Федеральному закону "Об акционерных
обществах" в новой редакции / Под
ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова
М. Ю., 2007, с 387.
25 См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью", с. 198.
Компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Законом (п. 1 ст. 33 Закона). Участники общества вправе самостоятельно определить, какие именно вопросы они будут рассматривать на своих собраниях, если на этот счет отсутствуют предписания императивных правовых норм, установленных в ГК РФ, Законе и других федеральных законах.
При этом участники общества,
определяя в уставе компетенцию
общего собрания,
обязаны отнести к ней вопросы, которые
по Закону должны решаться только общим
собранием участников общества. Речь идет,
прежде всего, о вопросах, относящихся
к
исключительной компетенции общего собрания,
которые перечислены в п. 2 ст. 33 Зако
на. Такого рода вопросы не могут быть
переданы общим собранием на решение совета
директоров (наблюдательного совета) общества,
за исключением случаев, предусмотрен
ных Законом, а также на решение исполнительных
органов общества.
На практике нередки
случаи, когда участники некритически
относятся к проекту раз-
дела устава, в котором определяются вопросы,
рассматриваемые общим собранием.
В результате перегруженность компетенции
общего собрания второстепенными вопросами,
не имеющими принципиального характера,
может отрицательно сказаться на их
оперативном решении. И наоборот, при определении компетенции общего собрания следует учитывать особенности конкретной организации, предприятия (имущественного комплекса), общие интересы всех участников общества.
Важно учитывать и то, что чем больше полномочий будет иметь общее собрание, тем меньше будет объем компетенции других управленческих органов. В связи с этим целесообразно найти такую "золотую середину", которая давала бы всвможность полноценно функционировать совету директоров (наблюдательному совету и генеральному директору (директору), не снижая их ответственности за решение соответствующих вопросов управления обществом29.
Общее собрание участников общества может быть очередным и внеочередным. Статья 34 Закона устанавливает конкретные правила проведения очередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. В ГК РФ подобные нормы отсутствуют. В ст. 34 Закона сочетаются императивные нормы, устанавливающие обязательные для хозяйственного общества правила, и диспозитивные нормы, относящие решение определенных вопросов к ведению общего собрания участников общества. Подобным же образом регулируются отношения, возникающие в связи с ежегодным общим собранием акционеров (ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах").
См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью", с. 203.
Внеочередное общее собрание участников общества,» как и очередное является высшим органом общества (а. 32 Закона) и реализует компетенцию общего собрания участников общества, установленную в а. 33 и других статьях Закона, а также в уставе общества. В то же время к компетенции внеочередного общего собрания ,видимо,нецелесообразно относить рассмотрение вопросов, которые логично рассматривать на ежегодном общем собрании участников общества (например, об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов и др.).
Согласно п. 1 ст. 35 Закона внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных ситуациях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников. Таким образом, конкретный перечень оснований созыва и проведения внеочередного общего собрания участников ООО должен быть установлен в уставе соответствующего общества. Кроме того, Закон допускает, что если проведения внеочередного общего собрания требуют интересы общества или его участников, то внеочередное общее собрание проводится и в иных случаях. Следовательно, в уставе общества нельзя установить закрытый (исчерпывающий) перечень оснований созыва и проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Информация о работе Некоторые вопросы правового регулирования деятельности ООО