Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 05:17, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является определение правового статуса контрольно-счетных органов, анализ нормативной базы и практики их деятельности, разработка предложений по решению правовых проблем организации и деятельности контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации.
Введение 3
1. Общая характеристика контрольно-счетных палат в Российской Федерации 7
1.1. Правовой статус контрольно-счетных палат в Российской Федерации 7
1.2. Состав и структура контрольно-счетных палат Российской Федерации 20
1.3. Вопросы сотрудничества контрольно-счетных палат Российской Федерации с участниками финансово-бюджетных отношений 26
2. Организация деятельности контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации 36
2.1. Принципы, цели и задачи организации деятельности контрольно-счетных палат в Российской Федерации 36
2.2. Полномочия контрольно-счетных палат Российской Федерации 44
2.3. Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля 53
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Введение 3
1. Общая характеристика контрольно-счетных палат в Российской Федерации 7
1.1. Правовой статус контрольно-счетных палат в Российской Федерации 7
1.2. Состав и структура контрольно-счетных палат Российской Федерации 20
1.3. Вопросы сотрудничества контрольно-счетных палат Российской Федерации с участниками финансово-бюджетных отношений 26
2. Организация деятельности контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации 36
2.1. Принципы, цели и задачи организации деятельности контрольно-счетных палат в Российской Федерации 36
2.2. Полномочия контрольно-счетных палат Российской Федерации 44
2.3. Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля 53
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Актуальность
темы исследования обусловлена изменениями,
происходящими в бюджетной
Эта система
должна отслеживать степень выполнения
принятых на себя обязательств на основе
установленных показателей
Для выполнения этой непростой задачи система государственных контрольных органов должна быть структурно и методологически единой, функционально определенной, с четко прописанными правами, охватывающими всю совокупность бюджетных ресурсов, направленных в экономику. Это позволит, с одной стороны, исключить излишнее дублирование, оптимизировать государственные затраты на обеспечение функционирования контрольных органов и, с другой стороны, существенно повысить их эффективность.
Таким
образом, возникает ряд проблем,
решение которых зависит, прежде
всего, от позиции законодателя. Например,
необходимость целостной
Действующее федеральное законодательство практически не регламентирует организацию финансового контроля на региональном, а тем более на муниципальном уровне.
В настоящее время существуют как бы три основных контура финансового контроля, функционирующих практически самостоятельно. Это:
- президентский
финансовый контроль во главе
с Контрольным управлением
- внутренний
финансовый контроль
- внешний
финансовый контроль - контроль независимый,
осуществляемый от лица
Есть также контрольные структуры и у органов государственной исполнительной власти.
Множественность контрольных органов объективно приводит к дублированию. Эта проблема могла бы быть эффективно решена путем закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее БК РФ)1 положений по разделению целей, задач и полномочий между федеральными, региональными и местными органами внутреннего финансового контроля, с одной стороны, и органами внешнего финансового контроля - с другой.
Степень
научной разработанности темы
исследования. Институт региональных
контрольно-счетных органов
Вопросы организации и функционирования данного института финансового контроля - не самая популярная тематика в юридической литературе. Среди ученых, уделявших внимание рассматриваемой тематике можно назвать A.A. Васильев, О.В. Роньжина, C.B. Степашин, Д.Н. Усатов, С.О. Шохин и др. В определении финансового контроля, его места в сфере финансово-экономической жизни страны и особенностей его осуществления мы обратились к научным трудам А.Г. Андреева, А. Анисимова, В.Г. Белолипецкого, П.М. Годме, О.Н. Горбуновой, JT.E. Горемыкина, C.B. Землюкова, В.М. Родионовой, А.Д. Соменкова, Н.И. Химичевой, Е.Б. Чернобровкиной, В.В, Шевлокова, В.И. Шлейникова.
Объектом
исследования является правовая природа
контрольно-счетных органов
Цели
и задачи исследования. Основной целью
исследования является определение
правового статуса контрольно-
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать
правовые основы деятельности
контрольно-счетных палат в
2. Рассмотреть
организацию деятельности
Теоеретической базой исследования выступают работы С.С. Алексеева, А.Е. Алехина, В.М. Баглая, В.П. Горегляда, Н. Баскаковой, А.А, Васильева, Е.Н. Кондрата, М.Ю. Михеева, А.А. Ялбулганова и др.
Методологическую основу исследования составили: диалектический метод, а также общенаучные и специально юридические методы исследования, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, статистический, а так же иные методы научного познания.
Эмпирическую
и нормативную базу исследования
составили Конституция
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов на федеральном уровне регламентировано Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»4. В частности, в статье 2 данного закона охарактеризовано правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов, устанавливая ряд принципов такого регулирования.
Первый принцип фиксирует, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации6.
Сущность
законодательства по организации финансового
контроля на уровне субъектов РФ и
муниципальных образований
Новым шагом в создании системы общих принципов организации власти в субъектах РФ стал Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 131-ФЗ).7
В статье 34 Федерального закона № 131-ФЗ содержатся общие положения об органах местного самоуправления. Органы местного самоуправления определены в ч. 1 ст. 2 данного Закона как избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В основе
рассматриваемых норм лежит положение
ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, согласно которому
структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно.
Следует также отметить, что в
ст. 6 «Соответствие структур и административных
средств задачам органов
- местные
органы власти должны иметь
возможность, не нарушая более
общих законодательных
- статус
персонала органов местного
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный
орган муниципального
- местная
администрация (исполнительно-
- контрольный
орган муниципального
- иные
органы и выборные должностные
лица местного самоуправления, предусмотренные
уставом муниципального
В качестве целей образования контрольного органа муниципального образования в ч. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ названы контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. При этом в данной норме указаны возможные названия такого органа: контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие.
Часть 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, определяя возможные способы создания контрольного органа муниципального образования, указывает, что такой орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования. Порядок образования контрольного органа муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования.
В части
3 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено,
что результаты проверок, осуществляемых
контрольным органом
Часть 4 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Необходимо
отметить, что ряд положений, регламентирующих
создание и деятельность контрольных
органов муниципальных
Так,
контрольные и финансовые органы
муниципальных образований
В статье
270.1 БК РФ предусмотрено, что органы
местной администрации вправе создавать
подразделения внутреннего
Информация о работе Организация деятельности контрольно-счетных палат субъектов Российской Федерации