Особенности правового статуса предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие правового статуса индивидуального предпринимателя; перечислить особенности налогообложения; рассмотреть порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя; также уделить внимание надзору и контролю за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение
1 Организация деятельности индивидуальных предпринимателей
1.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
1.2 Порядок государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей
1.3 Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина
2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.1 Общие вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.2 Применение индивидуальным предпринимателем
специальных налоговых режимов
2.3 Реформирование специальных режимов налогов и доходов
индивидуальных предпринимателей
3 Надзор и контроль за деятельностью индивидуальных
предпринимателей, ответственность индивидуальных
предпринимателей
3.1 Виды налоговых проверок и налоговый контроль за расходами
индивидуальных предпринимателей
3.2 Ответственность и защита прав индивидуальных
предпринимателей

Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем Законом  о государственной регистрации установлено два правила, обеспечивающих в данном случае интересы и индивидуального предпринимателя. Во-первых, содержащиеся в государственном реестре сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Во-вторых, регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Для этого  в регистрирующий орган, которым  на основании Постановления Правительства РФ является Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы (инспекции), представляются следующие документы:

- подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной  Правительством РФ;

- копия паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- копия свидетельства  о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, или копия иного  документа, подтверждающего дату  и место рождения указанного лица (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

- копия документа,  подтверждающего право физического  лица, регистрируемого в качестве  индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копия  документа, подтверждающего адрес  места жительства физического  лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

- нотариально удостоверенное  согласие родителей, усыновителей  или попечителя на осуществление  предпринимательской деятельности  физическим лицом, регистрируемым  в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении таким лицом брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным (в случае если лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

- документ об уплате  государственной пошлины.

Перечисленные документы  представляются заявителем непосредственно  или направляются почтой с объявленной  ценностью и описью вложения. При  этом следует иметь в виду, что в последнем случае все копии документов необходимо заверить в нотариальном порядке; этого не требуется, если заявитель представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган с приложением подлинника соответствующего документа. Однако в любом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается (высылается) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (получения документов регистрирующим органом - в случае, если они направлены по почте). В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации.

Законом о государственной регистрации в дополнение к двум ранее существовавшим основаниям для отказа в государственной регистрации (непредставление всех необходимых для государственной регистрации документов либо их представление в ненадлежащий регистрирующий орган, которые являются общими и применяются в равной мере как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям) установлено, что не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1). По своей правовой природе - это дополнительные основания для отказа в государственной регистрации, которые распространяются только на физических лиц, направивших заявление о регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.

Одна из целей принятия Федерального закона - необходимость выявления «мертвых душ», т.е. те, которые по тем или иным основаниям прекратили свою деятельность, но не направили заявления о прекращении их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Поэтому ст. 3 Федерального закона предусмотрено, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г., в течение одного года, т.е. в срок до 1 января 2005 г., обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы согласно перечню, приведенному в п. 1 этой статьи, в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона о государственной регистрации, для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей необходимых сведений.

В случае неисполнения индивидуальным предпринимателем этой обязанности его регистрация в качестве ПБОЮЛ утрачивает силу с 1 января 2005 г. Иными словами, с этой даты он теряет право заниматься предпринимательской деятельностью. Однако это не означает невозможность приобретения статуса индивидуального предпринимателя в дальнейшем. В этом случае физическое лицо должно заново проходить процедуру государственной регистрации.

Нововведения Закона о государственной регистрации  коснулись и оснований прекращения  регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Общей тенденцией является расширение перечня таких оснований и их конкретизация.

Предусмотренные Законом  основания можно разделить на три группы: а) по решению самого индивидуального предпринимателя  в добровольном порядке; б) при наступлении указанных в Законе юридических событий, с которыми связана физическая невозможность действовать в качестве ПБОЮЛ; в) по инициативе третьих лиц.

При принятии индивидуальным предпринимателем решения о прекращении  своей деятельности в качестве ПБОЮЛ государственная регистрация осуществляется на основании направляемых им в регистрирующий орган двух документов: заявления по форме, установленной Правительством РФ, и квитанции об уплате государственной пошлины.

Во вторую группу входит единственное основание - смерть лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае государственная регистрация осуществляется при поступлении в регистрирующий орган в установленном порядке сведений о регистрации факта смерти физического лица. Представляется, что в аналогичном порядке должна осуществляться государственная регистрация и при объявлении индивидуального предпринимателя умершим (соответствующим документом будет являться решение суда об объявлении гражданина умершим).

В последней группе, помимо таких оснований, как принятие судом  решения о признании индивидуального  предпринимателя несостоятельным (банкротом); вступление в силу приговора суда, которым назначено наказание  в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа, особо хочется выделить возможность прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Этот вопрос приобретает  особую актуальность, поскольку согласно сложившейся арбитражной практике «нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств». Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации), по мнению ВАС РФ, здесь неприменима. По этим основаниям Президиум ВАС РФ указал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено1. Примечателен тот факт, что в обоих случаях иски о ликвидации ПБОЮЛ заявляли территориальные органы МНС РФ за неоднократные нарушения индивидуальными предпринимателями налогового законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации  территориальные органы МНС РФ вправе обратиться в суд с требованием  о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений, направление в составе документов для государственной регистрации подложного паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении и т.п. Таким образом, как и ранее, территориальные органы МНС РФ не могут принудительно ликвидировать ПБОЮЛ за нарушения им налогового или иного законодательства, не связанного с регламентацией отношений, возникающих в процессе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Соответствующие полномочия органы МНС РФ могут реализовать только при выявлении нарушений, возникших в процессе государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Означает ли принудительная ликвидация окончательную и бесповоротную  невозможность для физического  лица заниматься предпринимательской  деятельностью в будущем? Анализ п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации позволяет прийти к выводу, что физическое лицо после принудительной ликвидации его как индивидуального предпринимателя вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в этом качестве лишь спустя один год со дня принятия регистрирующим органом решения о принудительной ликвидации. Здесь правомерно поставить вопрос: есть ли легальная возможность продолжить осуществление предпринимательской деятельности в течение указанного годичного срока? Да, есть, поскольку физическое лицо может заниматься предпринимательской деятельностью не в качестве ПБОЮЛ, а, зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, в котором выступит единственным учредителем1.

 

 

    1. Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина

 

 

Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятельности является использование статуса индивидуального предпринимателя. Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: статья 18 ГК РФ включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Ограничение указанного права возможно только по решению суда по основаниям, предусмотренным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства2.

Так, в качестве предпринимателя  не могут быть зарегистрированы должностные лица органов государственной власти, а также служащие государственного аппарата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ право гражданина на занятие  предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Только формально юридический  признак государственной регистрации  до конца четко позволяет отделить предпринимательскую деятельность гражданина от его обычного повседневного  выступления в имущественном обороте в качестве потребителя.

Согласно пункту 1 статьи 51 ГК РФ государственная  регистрация должна производиться  в порядке, определяемом законом  о регистрации юридических лиц (к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, если законом специально не установлено иное п. 3 ст. 23 ГК РФ). Осуществление регистрации возложено Гражданским кодексом на органы юстиции.

Информация о работе Особенности правового статуса предпринимателя