Особенности правового статуса предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие правового статуса индивидуального предпринимателя; перечислить особенности налогообложения; рассмотреть порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя; также уделить внимание надзору и контролю за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение
1 Организация деятельности индивидуальных предпринимателей
1.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
1.2 Порядок государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей
1.3 Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина
2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.1 Общие вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.2 Применение индивидуальным предпринимателем
специальных налоговых режимов
2.3 Реформирование специальных режимов налогов и доходов
индивидуальных предпринимателей
3 Надзор и контроль за деятельностью индивидуальных
предпринимателей, ответственность индивидуальных
предпринимателей
3.1 Виды налоговых проверок и налоговый контроль за расходами
индивидуальных предпринимателей
3.2 Ответственность и защита прав индивидуальных
предпринимателей

Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

- в иных случаях,  предусмотренных Налоговым кодексом.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Товаром признается любое  имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей  налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей  налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Сроки уплаты налогов  и сборов устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов  и сборов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Кодексом применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым  органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном  Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма  налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка  налогоплательщик или налоговый  агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.

Конкретный порядок  уплаты налога устанавливается применительно  к каждому налогу1.

 

 

2.2 Применение  индивидуальным предпринимателем  специальных налоговых режимов

 

 

Порядок уплаты индивидуальными  предпринимателями налогов и  обязательных платежей зависит в  первую очередь от режима налогообложения, который используется ими при  осуществлении предпринимательской деятельности. В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлены следующие режимы налогообложения: общий режим; упрощенная система налогообложения учета и отчетности; уплата единого налога на вмененный доход.

С введением в действие с 1 января 2001 г. части второй НК РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, была возложена обязанность уплачивать единый социальный налог, который объединил отчисления во внебюджетные фонды обязательного государственного страхования. Ставка единого социального налога для индивидуальных предпринимателей определялась как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1. Тариф ставки был установлен п. 3 ст. 237 НК РФ, что трансформировало единый социальный налог в налог с оборота.

В соответствии с Федеральным законом  «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 индивидуальные предприниматели с 1 января 2002 г. стали дополнительно уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа с установленными минимальным и максимальным размером (за себя и за нанятых работников). Таким образом, по состоянию на 1 января 2002 г. в соответствии со ст. 235 НК РФ и ст. 6 Закона о пенсионном страховании индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование сразу по двум основаниям: во-первых, с выплат в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам; во-вторых, с доходов от своей предпринимательской деятельности.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. введена в действие глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Тем самым были внесены значительные изменения в порядок уплаты налогов и взносов, направляемых на обязательное социальное страхование. Теперь упрощенная система налогообложения, учета и отчетности стала распространяться на индивидуальных предпринимателей и организации, средняя численность работников в которых за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, и с оборотом не более 15 млн. руб. в год независимо от вида осуществляемой деятельности. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе и возврат к применяемой ранее, предоставляется на добровольной основе, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Сам же налогоплательщик, применяющий упрощенную систему, не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, уплачиваемого за ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации). В отношении обязательного пенсионного страхования при определении базы, ставки и порядка уплаты соответствующих страховых взносов следует руководствоваться уже нормами не НК РФ, а пенсионного законодательства, главным образом - Закона о пенсионном страховании.

Изменения произошли также и в определении объекта налогообложения. Если до введения главы 26.2 НК РФ налогообложение выражалось в уплате вместо установленных налогов стоимости патента, то теперь патент упразднен.

Объектами налогообложения являются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком и сохраняется в течение всего  срока применения упрощенной системы. В соответствии с выбранным объектом налогообложения устанавливаются  налоговые ставки - 6 или 15%.

Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта  налогообложения доходы, сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такая возможность не предусмотрена. Для данной категории налогоплательщиков в ст. 346.18 НК РФ предусмотрена возможность уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Убыток при этом не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Оставшаяся часть его может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 таких периодов.

Налогоплательщик, который  применяет в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, платит налог  всегда, даже если налоговый период он завершает с убытком. Для этого  законодателем введен минимальный налог. Сумма его исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. При этом расходы не учитываются, и получается, что 1% исчисляется от всего оборота. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Получается так, что в любом случае придется уплатить налог в сумме, составляющей не менее 1% от поступившей выручки.

Таким образом, режим  в виде упрощенной системы налогообложения  по своей сути идентичен общему режиму налогообложения: зависимость размера уплачиваемого налога от полученного дохода прямая. Фактически получается, что отличие от ранее существовавшего порядка заключается лишь в объединении нескольких налогов в один и в изменении ставок.

В целях наиболее полного  регулирования вопросов перехода на уплату единого налога на вмененный  доход предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  своими нормативными правовыми актами определять особенности его взимания, в т.ч. устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета единого налога. Согласно указанному Закону налог устанавливается и вводится в действие соответствующими актами субъектов Федерации и обязателен к уплате на их территориях для организаций и индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие Закона о едином налоге, т.е. в отличие от упрощенной системы налогообложения устанавливается не добровольный, а обязательный порядок перехода на уплату данного налога при осуществлении видов деятельности, для которых он установлен.

Статья 1 Закона о едином налоге устанавливала перечень налогов, не взимаемых с плательщиков единого  налога на вмененный доход. Однако в  первоначальной редакции указанной статьи была допущена ошибка. Там, в частности, говорилось, что «со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. Получалось, что это относится вообще ко всем налогоплательщикам, зарегистрированным на этих территориях, независимо от уплаты единого налога на вмененный доход. При введении в действие части первой НК РФ эта неточность была устранена.

С 1 января 2001 г. во внебюджетные фонды социального страхования платежи организаций зачислялись из суммы единого социального налога в следующих размерах: Пенсионный фонд РФ - 18,35%; Фонд обязательного медицинского страхования РФ - 2,2175%; Фонд социального страхования РФ - 3,425%. Всего 24,05% от суммы единого социального налога. Сумма единого налога, поступающая от индивидуальных предпринимателей, распределялась так: в Пенсионный фонд РФ - 18,35%, в Фонд обязательного медицинского страхования РФ - 2,2175%. Всего 25% от общей суммы.

С 1 января 2003 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется главой 26.3 НК РФ. Теперь единый социальный налог индивидуальными предпринимателями вновь уплачивается в составе единого налога. Выплаты, производимые индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц (работников), облагаются единым социальным налогом только в том случае, если эти выплаты не связаны с осуществлением деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного исходя из базовой доходности с использованием корректирующих коэффициентов, установленных для субъекта Российской Федерации. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Информация о работе Особенности правового статуса предпринимателя