Особенности правового статуса предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие правового статуса индивидуального предпринимателя; перечислить особенности налогообложения; рассмотреть порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя; также уделить внимание надзору и контролю за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение
1 Организация деятельности индивидуальных предпринимателей
1.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
1.2 Порядок государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей
1.3 Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина
2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.1 Общие вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.2 Применение индивидуальным предпринимателем
специальных налоговых режимов
2.3 Реформирование специальных режимов налогов и доходов
индивидуальных предпринимателей
3 Надзор и контроль за деятельностью индивидуальных
предпринимателей, ответственность индивидуальных
предпринимателей
3.1 Виды налоговых проверок и налоговый контроль за расходами
индивидуальных предпринимателей
3.2 Ответственность и защита прав индивидуальных
предпринимателей

Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Ряд авторов считает, что данную проблему можно решить, только отказавшись  от необходимости регистрации товарищей  в качестве индивидуальных предпринимателей1. Но в этом случае придется прибегнуть к искусственной теоретической конструкции, при которой каждый товарищ выступает в качестве органа товарищества как юридического лица, реализуя его компетенцию. Представляется, что более удачным решением данного вопроса является законодательное признание общей правоспособности индивидуальных предпринимателей.

Что касается руководителей акционерных  обществ (речь идет о единоличных  исполнительных органах), то в случае, если отношения между данным руководителем и юридическим лицом оформляются трудовыми отношениями, руководителя никак нельзя признать индивидуальным предпринимателем, поскольку отсутствует признак самостоятельности предпринимательской деятельности.

Иная ситуация складывается в случае, если полномочия исполнительного органа переданы по договору индивидуальному предпринимателю (управляющему) - абзац 3 пункта 3 статьи 103 ГК РФ; абзац 3 пункта 1 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах»2. В этом случае управляющий выступает уже в качестве предпринимателя, а не служащего, и здесь прослеживаются все признаки предпринимательской деятельности (отношения между управляющим и акционерным обществом регулируются особым гражданско - правовым договором, а не трудовым контрактом).

 

 

2 Особенности налогообложения предпринимательской деятельности гражданина

 

    1. Общие вопросы налогообложения предпринимательской деятельности гражданина

 

 

Индивидуальные предприниматели  являются налогоплательщиками и  плательщиками сборов, также они  могут быть налоговыми агентами.

В Российской Федерации  установлены следующие виды налогов  и сборов: федеральные налоги и  сборы, налоги и сборы субъектов  Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и  сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и законами субъектов  России, вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов России и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов России. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом, порядок и  сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Налоги, которые должен уплачивать индивидуальный предприниматель:

- налог на добавленную  стоимость;

- единый социальный  налог;

- налог на доходы  физических лиц;

- налог с продаж.

Налоговым кодексом РФ закреплена возможность установления специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленных  Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных  налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым  кодексом.

К специальным налоговым  режимам, которые могут применяться к индивидуальным предпринимателям, относятся:

1) упрощенная система  налогообложения субъектов малого  предпринимательства;

2) система налогообложения  в свободных экономических зонах;

3) система налогообложения  в закрытых административно – территориальных образованиях;

4) система налогообложения  при выполнении договоров концессии.

Права предпринимателей как плательщиков налогов и сборов:

- получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков;

- использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах и сборах;

- представлять свои  интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- требовать соблюдения  налоговой тайны и т.д.

Обязанностью предпринимателей как плательщиков налогов и сборов является:

- уплачивать законно установленные налоги;

- предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы в случаях и  порядке, предусмотренных Налоговым  кодексом;

- выполнять требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных ли налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- нести иные обязанности,  предусмотренные законодательством  о налогах и сборах.

Специальные налоговые  обязанности предпринимателей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или  закрытии счетов – в 10-дневный  срок;

- обо всех случаях  участи в российских и иностранных  организациях, - в срок не позднее  одного месяца со дня начала  такого участия;

- об изменении своего  мест нахождения или места  жительства – в срок не позднее  10 дней с момента такого изменения.

Индивидуальные предприниматели  являются налоговыми агентами, т.е. лицами, на которых в соответствии с Налоговым  кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Обязанности индивидуальных предпринимателей как лиц, обязанных  перечислять налоги за своих работников:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного  месяца письменно сообщать в  налоговый орган по месту своего  учета о невозможности удержать  налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных  налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов,  в том числе персонально по  каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы  по формам, установленным государственными  органами и органами местного  самоуправления, служащие основаниями  для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые  проверки в порядке, установленном  настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов  для дачи пояснений в связи  с уплатой (удержанием и перечислением)  ими налогов либо в связи  с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции  по счетам налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  в банках и налагать арест  на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) осматривать (обследовать)  любые используемые налогоплательщиком  для извлечения дохода либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от  места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

7) определять суммы  налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные  фонды), расчетным путем на основании  имеющейся у них информации  о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей  устранения выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки  по налогам и сборам, а также  взыскивать пени в порядке,  установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать соответствие  крупных расходов физических  лиц их доходам;

11) требовать от банков  документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения  налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения  налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые  посты в порядке, установленном  настоящим Кодексом;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

Информация о работе Особенности правового статуса предпринимателя