Особенности правового статуса предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие правового статуса индивидуального предпринимателя; перечислить особенности налогообложения; рассмотреть порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя; также уделить внимание надзору и контролю за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение
1 Организация деятельности индивидуальных предпринимателей
1.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
1.2 Порядок государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей
1.3 Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина
2 Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.1 Общие вопросы налогообложения индивидуальных предпринимателей
2.2 Применение индивидуальным предпринимателем
специальных налоговых режимов
2.3 Реформирование специальных режимов налогов и доходов
индивидуальных предпринимателей
3 Надзор и контроль за деятельностью индивидуальных
предпринимателей, ответственность индивидуальных
предпринимателей
3.1 Виды налоговых проверок и налоговый контроль за расходами
индивидуальных предпринимателей
3.2 Ответственность и защита прав индивидуальных
предпринимателей

Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Переход на уплату единого  налога на вмененный доход не освобождает  индивидуальных предпринимателей от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как и в случае упрощенной системы, не зависит от режима налогообложения и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном страховании.

Кроме того произошли изменения законодательства в части социального обеспечения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, перешедших на упрощенную систему налогообложения либо уплачивающих единый налог на вмененную деятельность, и их работников - в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан». Появление данного Закона было обусловлено тем, что отчисления от специальных налогов не обеспечивали покрытия расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию. Это касалось прежде всего пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Вместе с тем указанные граждане в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» подлежат обязательному социальному страхованию. Следовательно, им должно быть гарантировано право на получение пособий по временной нетрудоспособности и материнству наравне с иными категориями работников. В то же время работодатели должны иметь равные обязанности по осуществлению обязательного социального страхования своих работников. С этой целью Законом о пособиях вводятся следующие изменения.

Во-первых, устанавливается  специальный порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной  нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Теперь пособия по временной нетрудоспособности указанной категории работников выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования РФ лишь в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, а в остальной части - за счет средств работодателя. При этом исчисление, назначение и выплата пособия производятся по тем же правилам, что и иным работающим гражданам. Другие пособия по обязательному социальному страхованию указанным гражданам выплачиваются в общеустановленном порядке за счет средств Фонда социального страхования РФ. Согласно ст. 3 Закона о пособиях работодатель вправе добровольно вносить в Фонд социального страхования РФ взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности. Тогда пособие по временной нетрудоспособности целиком выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ. Тариф взносов в указанный Фонд установлен в размере 3,0% налоговой базы, определяемой по правилам исчисления единого социального налога (выплаты, начисленные в пользу работников).

Во-вторых, Закон о  пособиях предусматривает возможность  добровольного присоединения к  системе обязательного социального  страхования на случай болезни и в связи с материнством граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера). Для этой категории граждан тариф взносов в Фонд социального страхования РФ установлен в размере 3,5% налоговой базы, установленной НК РФ по единому социальному налогу для данной категории плательщиков. В случае уплаты страховых взносов указанные лица обеспечиваются всеми видами пособий по обязательному социальному страхованию, установленными законодательством. Причем право на получение пособия по обязательному социальному страхованию возникает при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на протяжении шести месяцев.

На наш взгляд, законодательство, регулирующее порядок применения упрощенной системы налогообложения и единого  налога на вмененный доход, недостаточно полно отражает потребности субъектов  малого предпринимательства, и в первую очередь это касается освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Субъекты малого бизнеса зачастую не могут автоматически уменьшать цену своей продукции на 20% при получении освобождения от уплаты НДС, что приводит к отказу от работы с ними субъектов бизнеса, уплачивающих НДС, из-за невозможности осуществления его зачета. Следствием этого является сокращение видов деятельности, в которых экономически целесообразно использование упрощенной системы налогообложения. Как правило, все сводится к конечной цели продвижения товара на рынке к потребителю, т.е. к розничной торговле либо к оказанию услуг населению. В настоящее время в отношении этих видов предпринимательской деятельности субъектами Российской Федерации все больше используется налогообложение в виде единого налога на вмененный доход. Причем от него предприниматель не вправе отказаться, а торгово-закупочная деятельность, осуществляемая с целью последующей продажи, становится экономически нецелесообразной. Поэтому есть опасения, что количество индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в ближайшем будущем может сократиться.

В связи с этим полагаем, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, необходимо ввести не обязательный, а добровольный, уведомительный порядок освобождения от обязанностей плательщика НДС с учетом суммы уплаченного НДС в расходах при исчислении единого налога. Аналогичный порядок предусмотрен п. 1 ст. 145 НК РФ для случая, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. Поскольку в современной редакции НК РФ допускает применение упрощенной системы налогообложения при ограничении оборота, возможность освобождения от уплаты НДС целесообразно увязать с возможностью применения упрощенной системы налогообложения. Наряду с этим полагаем необходимым также установить несложную процедуру обратного перехода к уплате налога на добавленную стоимость, тем более что законодательство такой механизм допускает (ст. 145 НК РФ).

Таким образом, ст. 346.11 НК РФ нуждается в уточнении и  дополнении. Предлагаем свой вариант  ее редакции: «Организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при направлении уведомления установленного образца до первого числа следующего месяца освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость действует до окончания налогового периода либо до первого числа месяца, в котором налогоплательщик выпишет своему покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенным налогом на добавленную стоимость. Налогоплательщики, начиная с первого числа первого месяца следующего налогового периода, при неподаче соответствующего уведомления в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября или со дня выписки счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях».

Кроме этого, на наш взгляд, следует отменить существующую ежемесячную отчетность по НДС для предпринимателей, освобожденных от его уплаты. Применение упрощенной системы налогообложения, на которую налогоплательщик может перейти добровольно, и налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, на который налогоплательщика переводят принудительно (при соблюдении определенных условий), показало, что добровольность перехода на уплату единого налога на вмененный доход и обратно, к обычной системе, является необходимой мерой. Это связано с тем, что в регионах этот налог часто рассматривается как бюджетообразующий источник. Региональные власти зачастую устанавливают слишком высокие, непосильные размеры платежей. На практике получается так, что принудительный порядок перехода на данный вид налогообложения ставит предпринимателя перед выбором: либо уплачивать соответствующий налог, либо вообще отказаться от занятия этим видом деятельности. Возможность добровольного выбора системы налогообложения сделает такое завышение невыгодным и для регионального бюджета. Условия перехода для предпринимателей должны быть оговорены в рамках НК РФ. При этом необходимо одновременно внести изменения и в ст. 18 НК РФ, определив единый налог на вмененный доход не как специальный режим, а как альтернативный вид налогообложения, четко обозначив основные понятия по нему, в частности объекты и субъекты налогообложения.

Налоговое бремя по единому  налогу на вмененный доход для  налогоплательщиков с примерно равным уровнем доходов может значительно  различаться по регионам, а также  внутри одного региона (субъекта Федерации). Очевидно, что необходимо стремиться к законодательному установлению и обеспечению относительно равных условий ведения бизнеса и одинаковой фискальной нагрузки для всех участников рынка. По нашему мнению, на региональном уровне по единому налогу на вмененный доход должны определяться только льготы, налоговые платежи в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты.

Полагаем, что такие  наиболее сложные проблемы, как базовая  доходность и коэффициенты, должны регламентироваться нормами специального федерального закона.

 

 

    1. Реформирование специальных режимов налогов и доходов индивидуальных предпринимателей

 

 

Для упрощенной системы  налогообложения, во-первых, изменилась процедура перехода на упрощенную систему  налогообложения, поскольку ст. 346.13 гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» установлено, что индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на указанную систему, подают в налоговый орган по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу, соответствующее заявление.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему  налогообложения, вправе подать заявление  о переходе на упрощенную систему  налогообложения одновременно с  подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Для унификации взаимоотношений  между налогоплательщиками и  налоговыми органами, связанных с  применением упрощенной системы  налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ, Приказом МНС России1 утверждены некоторые формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в частности форма № «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения». Данный Приказ носит для налогоплательщиков рекомендательный характер, тем не менее представляется целесообразным использование налогоплательщиками разработанной формы заявления при переходе на упрощенную систему.

Таким образом, переход  к упрощенной системе налогообложения  или возврат к общему режиму налогообложения  осуществляется индивидуальными предпринимателями, как и прежде, добровольно, но сам порядок перехода претерпел определенные изменения.

Налогоплательщики, применяющие  упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим  налогообложения. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Налогоплательщики, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как они утратили право на применение упрощенной системы налогообложения.

В отличие от организаций для индивидуальных предпринимателей, принявших решение применять упрощенную систему налогообложения ст. 346.12 НК РФ не установлено ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев, предшествующих переходу на упрощенную систему. Однако п. 3 данной статьи определены категории индивидуальных предпринимателей, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся, в частности:

1) нотариусы, занимающиеся  частной практикой;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

3) индивидуальные предприниматели,  являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и осуществляющие  свою деятельность в соответствии  с Федеральным законом о рынке ценных бумаг;

4) индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

5) индивидуальные предприниматели,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции;

6) индивидуальные предприниматели,  переведенные на уплату единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности  в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

7) индивидуальные предприниматели,  переведенные на уплату единого  сельскохозяйственного налога, установленного гл. 26.1 НК РФ;

8) индивидуальные предприниматели,  средняя численность работников  у которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке,  устанавливаемом Государственным  комитетом Российской Федерации  по статистике, превышает 100 человек.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход  либо на уплату единого сельскохозяйственного  налога, теряют право на применение упрощенной системы налогообложения  в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты следующих налогов: налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на добавленную стоимость; налога с продаж; налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, состоящих с индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период, которым признается календарный год.

Информация о работе Особенности правового статуса предпринимателя