Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

• Определить основания их применения.

• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права

1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора..... 9

1.2 Понятие объекта правовой охраны

Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды

2.2 Охрана и защита авторских прав

2.3 Классификация мер защиты авторских прав

2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 102.21 Кб (Скачать файл)

2.3 Классификация мер защиты  авторских прав 

 

Высший смысл любой  правовой системы заключается в  предоставлении надежной защиты при  нарушении конкретных субъективных правомочий. На сегодняшний день современное  российское законодательство, регулирующее авторское право, предусматривает  широкий арсенал разнообразных  средств защиты нарушенных авторских  прав. Однако законодатель традиционно  склонен использовать чересчур общий, а потому не совсем удачный термин "способы защиты" (ст. 12, 1250, 1251, 1252 ГК РФ), включая в данное понятие  самые различные правовые категории: меры защиты авторских прав, меры ответственности  за нарушение авторских прав, самозащиту авторских прав (которая, заметим, является не способом, а, скорее, формой защиты).

 

В литературе не раз высказывались  мнения касательно необходимости разделения способов воздействия на нарушителя: на меры защиты и меры ответственности. Так, по мнению С.С. Алексеева, юридическими гарантиями осуществления и защиты гражданских прав являются не только меры ответственности, но и меры защиты.

 

Безусловно, ведущую роль в механизме защиты авторских  прав играют именно меры защиты. Меры защиты авторских прав существенно различаются  в зависимости от субъекта, управомоченного  использовать те или иные меры, порядка  и последствий их применения. Тем  не менее в научной литературе, посвященной защите авторских прав, не существует единого подхода к  классификации таких мер.

 

Однако для начала определимся  с самим понятием мер защиты. Применительно  к авторскому праву уместно применить  следующее определение мер защиты:

 

меры защиты в авторском  праве - это средства правового воздействия, применяемые к обязанному субъекту авторских правоотношений независимо от его вины и направленные на защиту субъективного авторского права  или правопорядка в авторско-правовой сфере путем признания авторских  прав, восстановления имущественных  и личных неимущественных благ или  путем пресечения действий, нарушающих авторские права.

 

Меры защиты авторских  прав многочисленны и разнообразны, и, уже исходя из приведенного выше определения, их можно классифицировать по различным основаниям:

 

1. По субъекту, управомоченному  на реализацию мер защиты, можно  выделить:

 

1.1. Меры защиты, реализация  которых может быть осуществлена  лишь с помощью органов государственного  принуждения (например, взыскание  убытков за нарушение исключительных  авторских прав, публикация решения  суда о допущенном нарушении  авторских прав, признание авторства).

 

1.2. Меры защиты, реализация  которых может осуществляться  как с помощью органов государственного  принуждения, так и самим управомоченным  субъектом по согласованию с  обязанным лицом. Диспозитивность  метода гражданско-правового регулирования  предполагает возможность выбора  участниками авторских правоотношений  вариантов поведения не только  в процессе осуществления прав, но и в процессе исполнения  обязанностей. Добровольное исполнение  лицом обязанности, возникшей  вследствие нарушения авторского  права, зачастую исключает необходимость  вмешательства юрисдикционных органов.  Только в случае отказа лица  от добровольного исполнения  обязанности в дело вступает  аппарат государственного принуждения.  При этом добровольность исполнения  не влияет на характер самих  мер защиты, поскольку они остаются  санкциями и тогда, когда их  реализация не сопровождается  принуждением. К примеру, лицензиат,  нарушающий условия лицензионного  договора, может прекратить нарушение  после письменного обращения  лицензиара, добровольно возместить  причиненные нарушением убытки, и вмешательство органов государственной  власти не потребуется.

 

1.3. Меры защиты, реализация  которых возможна самими управомоченными  субъектами, т.е. меры самозащиты. Сюда, в частности, следует относить  предусмотренную гражданским законом  возможность отказа от исполнения  договора вследствие неисполнения  или ненадлежащего исполнения  обязательств контрагентом. Например, п. 1 ст. 1287 ГК РФ устанавливает  правило, согласно которому по  договору о предоставлении права  использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. Как видим, п. 1 ст. 1287 ГК РФ предусматривает возможность одностороннего отказа от договора, причем отказ от договора в данном случае выступает санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности. Во всех прочих случаях, когда прекращение обязательства есть одностороннее, предусмотренное законом действие, совершаемое в интересах одной из сторон при отсутствии правонарушения со стороны контрагента, односторонний отказ от договора мерой самозащиты не является.

 

2. По объекту, на защиту  которого направлена их реализация, меры защиты в авторском праве  можно подразделить на:

 

2.1. Меры защиты субъективных  авторских прав. Большинство правонарушений  в авторско-правовой сфере посягает  на какое-либо конкретное субъективное  право управомоченного субъекта. Ввиду того что субъективное  авторское право является элементом  авторского правоотношения, которое,  в свою очередь, выступает составной  частью правопорядка в авторско-правовой  сфере, очевидно, что нарушение  конкретного субъективного права  опосредованно нарушает и указанный  правопорядок в целом. Тем не  менее, если управомоченное лицо  не воспользуется предоставленной  ему законом мерой защиты, правонарушение  останется без последствий.

 

2.2. Меры защиты правопорядка  в авторско-правовой сфере. В  случае посягательства не на  конкретное субъективное авторское  право, а непосредственно на  правопорядок в авторско-правовой  сфере как таковой (как правило,  такое возможно при нарушении  запретов, установленных законодательством  об авторском праве, не связанных  с охраной конкретного субъективного  права), гражданско-правовые санкции  приводятся в действие в силу  прямого указания закона. Реализующиеся  при этом меры защиты авторских  прав направлены на восстановление  правопорядка и приведение поведения  участников авторских правоотношений  в соответствие с законом.

 

3. По последствиям, вызываемым  реализацией мер защиты, последние  можно разделить на:

 

3.1. Правоустановительные  меры защиты - т.е. такие меры, в  результате реализации которых  происходит установление факта  принадлежности авторских прав  субъекту авторско-правовых отношений.  Такой мерой является признание  субъективного авторского права.  Применение данной меры защиты  способствует устранению неопределенности  во взаимоотношениях субъектов  авторского права и создает  условия для реализации иных  прав, а также служит средством предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих нормальному осуществлению авторских прав.

 

3.2. Правовосстановительные  меры защиты - направлены на восстановление  положения, существовавшего до  нарушения права (либо на восстановление  существовавшего положения при  отсутствии правонарушения). Сюда  традиционно относятся такие  меры защиты авторских прав, как  возмещение убытков, публикация  решения суда о допущенном  нарушении авторских прав.

 

3.3. Пресекательные меры  защиты - направлены на пресечение  действий, нарушающих авторское  право, установление запрета на  осуществление нарушающих авторские  права действий.

 

4. В зависимости от нормативно-правового  акта, в котором они закреплены, можно выделить общие (универсальные), специальные и особенные меры  защиты:

 

4.1. Универсальные - применяются  для защиты всех гражданских  прав (в том числе авторских  и смежных прав). Универсальные  меры защиты и меры ответственности  содержатся в основном в ст. 12 Гражданского кодекса Российской  Федерации. Возможность применения  универсальных мер защиты для  защиты авторских прав прямо  предусмотрена ст. 1250 ГК РФ.

 

4.2. Специальные - применимы  только для защиты авторских  и смежных прав. Ранее подобные  меры были закреплены в ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №  5351-1 "Об авторском праве и  смежных правах". На сегодняшний  день специальные меры защиты  и меры ответственности закреплены  в ст. 1251, 1252 ГК РФ. Некоторые из  них дублируют ст. 12 ГК РФ (например, признание права, возмещение убытков), некоторые характерны только  для авторского права (например, выплата компенсации, публикация  решения суда о допущенном  нарушении авторских прав).

 

4.3. Особенные - применяются  для защиты отдельных объектов  авторских и смежных прав. Например, до вступления в силу части  четвертой Гражданского кодекса  РФ ст. 18 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 "О правовой охране  программ для ЭВМ и баз данных" закрепляла способы защиты, предоставляемые  автору программы для ЭВМ или  базы данных и иным правообладателям.

 

5. В связи с тем, что,  кроме гражданско-правовых мер  защиты, авторские и смежные права  обеспечиваются также административно-правовой  и уголовно-правовой защитой,  возможна классификация мер защиты  по отраслевому признаку, в соответствии  с которым можно выделить:

 

5.1. Гражданско-правовые меры  защиты и меры ответственности  в авторском праве.

 

5.2. Меры защиты, предусмотренные  административным законодательством  (например, ст. 7.12 КоАП РФ).

 

5.3. Меры защиты, предусмотренные  уголовным законодательством (ст. 146 УК РФ).

 

6. В зависимости от того, какое право нарушено, возможно  подразделение мер защиты и  мер ответственности на:

 

6.1. Меры защиты, применяемые  для защиты личных неимущественных  прав автора. В ГК РФ эти  меры содержатся в ст. 1251.

 

6.2. Меры защиты и меры  ответственности, применяемые для  защиты исключительных (имущественных)  прав (ст. 1252 ГК РФ).

 

7. В зависимости от характера  источника, которым предусмотрены  те или иные меры защиты  и меры ответственности, можно  выделить:

 

7.1. Меры защиты, предусмотренные  между народными договорами и  соглашениями.

 

7.2. Меры защиты, предусмотренные  национальным законодательством.

 

8. В зависимости от того, были ли стороны связаны договорными  обязательствами:

 

8.1. Меры защиты, применяемые  при внедоговорном нарушении  авторских и смежных прав (признание  права, возмещение убытков).

 

8.2. Меры защиты, применяемые  при нарушении договорных обязательств  в авторско-правовой сфере (изменение  или прекращение договора).

 

Следует отметить, что нормы  авторского права осуществляют не только защиту субъективных авторских прав от правонарушений, но и охрану на случай возможности таковых. В авторском  праве имеется ряд норм, которые  охраняют конкретное субъективное авторское  право, не связывая эту охрану с правонарушением. Таким свойством обладают, например, правоохранительные и превентивные меры, которые охраняют и защищают правопорядок в авторско-правовой сфере.

 

К правоохранительным мерам  относятся меры, направленные на сохранение принадлежащих субъектам авторского права прав (например, ст. 1281 ГК РФ гарантирует  сохранение исключительного права  на произведение в течение всей жизни  автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

 

К превентивным мерам относятся  меры, направленные на установление возможности  приобретать субъективные авторские  права преимущественно перед  всеми другими лицами (например, в соответствии с п. 2 ст. 1284 в случае продажи принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов в целях  обращения взыскания на это право  автору предоставляется преимущественное право его приобретения). К превентивным мерам также относятся меры охраны, направленные на предупреждение возможного нарушения авторского права (например, признание неоспариваемого права  авторства).

 

Превентивные и правоохранительные меры являются специальными мерами охраны авторского права и реализуются  независимо от воли сторон в силу прямого  указания закона. Эти меры по-своему тоже способствуют защите авторских  прав, но главная их цель - сохранить  то субъективное авторское право, которое  уже имеется, или способствовать приобретению того субъективного авторского права, на которое у лица имеется  больше оснований, нежели чем у других.

 

Меры защиты, в свою очередь, являются средствами воздействия на правонарушителя и преследуют цель пресечь действия, уже нарушающие авторские права или правопорядок в авторско-правовой сфере. В силу этого по своей юридической природе  меры защиты в авторском праве  являются гражданско-правовыми санкциями.

 

Классификация мер защиты авторских прав имеет существенное юридическое и практическое значение, так как позволяет отграничить  одни меры защиты от других, выявить  особенности применения тех или  иных мер защиты, что способствует более грамотному законотворчеству и эффективному правоприменению.

2.4 Проблемы совершенствования  законодательства в сфере защиты  авторских и смежных прав 

 

Российское законодательство в сфере регулирования такого института гражданского права, как  авторские и смежные права, несмотря на принятие части четвертой Гражданского кодекса (хотя, несомненно, стоит признать, что законодатель при принятии четвертой  части ГК РФ ужесточил ответственность  за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, стремясь при гармонизации российского законодательства с  международным построить отношения  авторов и потребителей на возможно более паритетных началах, закрепив комплекс мер государственной защиты, направленных на обеспечение баланса  конституционных гарантий свободы  творчества и защиты прав авторов  научных, научно-технических, творческих и иных результатов как в части  защиты выявленного ими содержания этих результатов (средствами патентного права), так и в части защиты формы изложения этих результатов (средствами авторского права)), на сегодняшний  день не свободно от недостатков и  нуждается в дальнейшем совершенствовании, при этом, в частности, "вопрос о терминологии представляет собой  проблему, требующую скорейшего разрешения".

 

Следует отметить, что на отсутствие четких и однозначных  дефиниций правовых понятий, используемых в законодательстве об авторских  и смежных правах, обращали внимание многие юристы задолго до принятия части четвертой ГК РФ, к сожалению, в нормах части четвертой Гражданского кодекса, посвященной правовому  регулированию интеллектуальной собственности, вступившей в силу с 1 января 2008 г., указанные  дефиниции и правовые конструкции  остались неизменными.

Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов