Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
• Определить основания их применения.
• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.
Введение
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора..... 9
1.2 Понятие объекта правовой охраны
Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов
2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды
2.2 Охрана и защита авторских прав
2.3 Классификация мер защиты авторских прав
2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав
Заключение
Библиографический список
Так, например, "автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (исполнение)", однако определение понятий "творчество" и "произведение" законом не раскрывается, что, как мы укажем далее, приводит к сложностям при практическом применении.
Понятия "фонограмма" нормы
нового Кодекса не дают, вместе с
тем, анализируя ст. 1322 ГК РФ, можно сделать
вывод, что фонограмма - есть "запись
звуков исполнения или других звуков
либо отображений этих звуков". Такое
определение нельзя признать удачным,
поскольку понятия "исполнения"
и "звука" не тождественны друг другу,
а в современной музыкальной
сфере оперируют такими понятиями,
как "семплеры" и "семплы" - представление
звуков в виде цифрового ряда. В
результате "появление новых творческих
возможностей за счет получения промежуточных
высот звука между тонами и
любых звуковых оттенков ставит вопрос
о пересмотре критерия оригинальности
в отношении музыкального произведения",
что в правоприменительной
По нашему мнению, хотя в вышеуказанном случае неверное применение нормы закона не повлекло нарушения прав истца, отношение законодателя к правовым дефинициям должно быть более ответственным в целях недопущения в "легальных" определениях разночтений и неточностей.
В этой связи следует отметить,
что цитирование - включение одного
или нескольких отрывков из произведения
одного автора в произведение другого
автора может иметь свои нюансы не
только в сфере музыкальной индустрии.
Так, например, нормы ст. 1274 ГК РФ, перечисляя
разрешенные законом случаи свободного
использования произведения без
согласия автора или иного правообладателя
и без выплаты вознаграждения,
но с обязательным указанием имени
автора, произведение которого используется,
и источника заимствования, не указывают
возможности так называемого
цитирования произведений изобразительного
искусства, графики, дизайна и других
объектов творчества авторов, что также
является упущением законодателя. Вместе
с тем на практике такие случаи
возникают. Так, С.Ю. Андреев, зарегистрированный
кандидатом в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации четвертого созыва по Адмиралтейскому
одномандатному избирательному округу
№ 206 Санкт-Петербурга, обратился в
суд с заявлением об отмене регистрации
Ю.А Рыбакова - кандидата по тому
же избирательному округу в связи
с допущенными нарушениями п.
1 ст. 64 ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" - нарушением
законодательства об интеллектуальной
собственности. В обоснование заявления
указал на то, что 28 октября 2003 г. в типографии
ООО "Фирма курьер" тиражом 70 000
экземпляров по заказу Ю.А. Рыбакова
был изготовлен агитационный печатный
материал "Право и милосердие",
на второй странице которого помещена
статья "Лишнее звено. Домкомы Сергея
Андреева". В качестве иллюстрации
к этой статье помещено изображение
первой страницы его, С.А. Андреева, агитационного
печатного материала. Оригинал-макет
листовки является произведением, авторские
права на которое принадлежат
ему, и является его интеллектуальной
собственностью. Делая справедливый
вывод о правомерности
Продолжая тему использования произведения автора, следует коснуться такого понятия, как переработка, т.е. создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) - ч. 9 ст. 1270 ГК РФ. Согласно как нормам ныне действующего ГК РФ (ст. 1270), так и ранее действовавшего Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 16), исключительное право на произведение, в том числе на его переработку, принадлежит автору произведения, при этом производное (переработанное) произведение также признается объектом авторского права, в свою очередь, его автор осуществляет свои права при условии соблюдения права автора произведения, используемого для создания производного произведения (ст. 1260 ГК РФ).
Рассмотрим конкретный пример.
"Верхневолжское аэрогеодезическое
предприятие" в 2001 г. совместно с
ООО "Двина" составило, подготовило
к печати и выпустило в свет
атлас города Кирова, на экземплярах
которого было указано, что обладателем
исключительных авторских прав на картографическую
основу атласа является предприятие. Издательство
на рекламном приглашении
Следует отметить, что вопрос квалификации объекта как охраноспособного либо как неохраноспособного, вопрос об охраняемости идей, образов и т.п. является одной из проблем в сфере правового регулирования авторских и смежных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1259 ГК РФ (ранее п. 4 ст. 6, ст. 8 Закона об авторских и смежных правах) авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Идеи становятся охраняемыми,
когда перерастают в форму
произведения. Однако ни Закон об авторском
праве и смежных правах, ни ныне
действующая часть четвертая
ГК РФ не дает четкого и однозначного
определения формы
Как пишет А.П. Сергеев, "творческие усилия автора переработки выражаются в придании произведению новой внешней формы, отражающей оригинал", т.е. оригинальной должна быть сама подача произведения (объекта авторского права). Кроме того, как мы указывали выше, Постановление ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15 в п. 21 подчеркивает, что охраняемым является не содержание, а форма произведения. В российской доктрине эта точка зрения нашла всеобщее признание. Однако судебно-арбитражная практика при решении данного вопроса последовательностью не отличается.
В информационном письме ВАС
РФ № 47 от 28 сентября 1999 г. указано, что
отличительными признаками объекта
авторского права являются: новизна,
творчество, оригинальность (уникальность,
неповторимость) произведения <9>. По
замечанию профессора Э.П. Гаврилова,
"оригинальность" - тесно связанное
с творческим характером, но тем
не менее самостоятельное
Продолжая тему охраноспособности объектов, следует отметить, что согласно абз. 2 ч. 6 ст. 1259 ГК РФ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований не относятся к объектам авторского права, а значит, не охраняются законом. Пленум ВС РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. № 15 в п. 22 раскрывает данную норму, указывая, что "официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации", а право на официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его регистрации". И судебная практика идет по пути, указанному Верховным Судом РФ, отказывая в правовой защите подобных объектов (см., например, Определение ВС РФ от 19 марта 2007 г. N 46-Г07-14), что, с нашей точки зрения, не верно, так как, по сути, предлагает автору объекта (герба, символа и т.п.) отказаться от своих авторских прав в пользу государства, муниципального образования, что недопустимо. Стоит отметить, что в юридической науке подобный подход справедливо критикуется, поскольку до внесения в государственный регистр подобного рода объекты являются охраноспособными, поэтому, как указывает, например, профессор Э.П. Гаврилов, "перевод их в категорию неохраняемых авторским правом объектов может производиться только с согласия автора, причем - может быть - с выплатой вознаграждения.
Разные позиции занимают российские суды при применении нормы ст. 1276 ГК РФ. В частности, нормы указанной статьи допускают без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Так, решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2008 г. установлено, что в период избирательной кампании по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) кандидатом Б. был распространен печатный материал под названием "Наш Набережный" (формат А2 - двусторонний, тиражом 8000 экземпляров, дата выпуска 21 января 2008 г.). На его первой странице (в правом верхнем углу) расположена фотография мемориала на площади Победы в г. Якутске. Им же был изготовлен и распространен агитационный материал (плакат) с надписью "Б. Человек, проверенный временем" (формат А3, тиражом 1000 экземпляров, дата выпуска 18 января 2008 г., изготовленный ООО РИЦ "Офсет"), где помимо фотографии самого кандидата расположена фотография скульптуры (стелы), которая находится на площади Победы в городе Якутске.
Из имеющейся в материалах
дела пояснительной записки
Между тем Верховный Суд
РФ в Определении от 26 февраля 2008
г. № 74-Г08-10, отменяя указанное решение,
занимает диаметрально противоположную
позицию, указывая, что изображение
стелы и площади Победы свободно
используется в различных печатных
изданиях, открытках, интернет-сайтах
и, кроме того, не является "основным
объектом" данного плаката, так
как издание и распространение
последнего преследовало цель побуждения
избирателей проголосовать за кандидата
в депутаты, изображенного на нем.
Поэтому при таких
Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов