Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.
• Определить основания их применения.
• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.
Введение
Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права
1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора..... 9
1.2 Понятие объекта правовой охраны
Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов
2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды
2.2 Охрана и защита авторских прав
2.3 Классификация мер защиты авторских прав
2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав
Заключение
Библиографический список
В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
Результат творческой деятельности
становится объектом авторского права
при условии, что он выражен в
какой-либо объективной форме. Это
обусловлено тем, что поскольку
сам объект (произведение) существует
нематериально, то без выражения
в объективной форме
Произведения охраняются независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что само понятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием.
Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с тем, что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.
Устная форма также
является разновидностью объективной
формы, однако необходимо, чтобы можно
было воспроизвести такое
Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.
Конкретизация категорий
охраняемых авторским правом произведений,
очевидно, вызвана тем, что провести
грань между произведениями литературы,
науки и искусства бывает достаточно
сложно. К произведениям литературы
можно отнести художественные произведения,
выраженные в словесной форме, к
произведениями науки - любые произведения,
основное содержание которых состоит
в выработке и систематизации
объективных знаний об окружающей нас
действительности, включая произведения
научной литературы. К произведениям
искусства относятся все
Для того, чтобы произведение
было признано объектом авторского права,
необходимо наличие всех названных
признаков, и тогда произведение
будет охраняться без какой-либо
дополнительной регистрации; не требуется
и формального подтверждения
наличия этих признаков, квалификации
произведения в качестве объекта
в каком-либо государственном органе.
Закон прямо указывает на то, что
для возникновения и
Однако автор произведения
вправе, но не обязан для оповещения
о своих правах использовать знак
охраны авторского права, который помещается
на каждом экземпляре произведения и
состоит из трех элементов: латинской
буквы C в окружности, имени автора
и первого года опубликования. В
соответствии с национальным законодательством
Испании и некоторых
Таким образом, проставление знака охраны целесообразно с практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где соблюдение формальностей является условием правовой охраны и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.
Вместе с тем для
обеспечения идентификации
При регистрации произведений
автор должен представить клавир,
текст, кассету с записью и
т.д. и заполнить специальную
В последние годы появилась
практика использования нотариального
заверения как способа
Следует также иметь в
виду, что в различных видах
произведений значение содержания и
формы для их правовой охраны неодинаково.
Так, при создании научных произведений
целью является не эмоциональное, а
рациональное воздействие. Творчество
в основном концентрируется на содержании
произведения. Что же касается формы
произведения, то она не обязательно
должна отличаться особой оригинальностью.
В то же время произведения искусства
направлены на то, чтобы оказывать
прежде всего эмоциональное
Установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.
Согласно п. 6 ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы
государственных органов и
2) государственные символы
и знаки (флаги, гербы, ордена,
денежные знаки и тому
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях
и фактах, имеющие исключительно
информационный характер (сообщения
о новостях дня, программы
Отсутствие правовой охраны
для официальных документов обусловлено
тем, что они изначально предназначены
для широкого использования, которое
должно быть беспрепятственным и
оперативным (хотя по своей сути обычно
это авторские произведения, созданные
в порядке выполнения служебного
задания). Поэтому не охраняются авторским
правом они только с того момента,
когда получат официальный
Согласно п. 1 ст. 1264 ГК право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Таким образом, проект официального документа, в том числе проект официального перевода такого документа, а также проект официального символа или знака являются охраняемыми произведениями.
Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.
Отдельно следует остановиться
на произведениях народного
К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.). Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного наследия любой страны.
Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О средствах массовой информации" при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационные агентства обязательна. Следует отметить, что провести грань между произведением, охраняемым авторским правом, и сообщением, имеющим информационный характер, бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, имеет творческий характер и соответственно охраняется авторским правом. При наличии комментариев, анализа и т.д. они уже однозначно будут рассматриваться в качестве произведений, охраняемых авторским правом.
Производные и составные произведения.
Согласно п. 1 ст. 1260 ГК переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.
По сравнению с ранее
действовавшим
В ряде случаев произведение
создается на основе уже существующих
произведений (несамостоятельные
Вопрос о том, имеет
ли место производное
Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов