Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

• Определить основания их применения.

• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права

1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора..... 9

1.2 Понятие объекта правовой охраны

Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды

2.2 Охрана и защита авторских прав

2.3 Классификация мер защиты авторских прав

2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 102.21 Кб (Скачать файл)

 

В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

 

Результат творческой деятельности становится объектом авторского права  при условии, что он выражен в  какой-либо объективной форме. Это  обусловлено тем, что поскольку  сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения  в объективной форме произведение не может быть воспринято другими  людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Требование объективной формы как  условия признания произведения объектом авторского права обусловлено  тем, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не написано на бумаге, никому не прочитано и  не опубликовано в печати, известно одному только автору. Лишь после того, как произведение будет выражено автором вовне, отделившись от автора каким-либо способом, оно получит  выражение в объективной форме.

 

Произведения охраняются независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что  само понятие художественного уровня является достаточно субъективным понятием.

 

Форма объективного существования  произведения может быть связана  с каким-либо материальным носителем (бумага, пленка, пластинка и т.д.) или не связана с ним (например, устное исполнение). В связи с  тем, что объект авторского права  нематериален, а его форма в  большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи. Особенно рельефно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства.

 

Устная форма также  является разновидностью объективной  формы, однако необходимо, чтобы можно  было воспроизвести такое произведение (магнитофонная запись, стенограмма  выступления и т.д.). Таким образом, объективная форма, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной  формы более широкое, чем понятие  материальной формы.

 

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет.

 

Конкретизация категорий  охраняемых авторским правом произведений, очевидно, вызвана тем, что провести грань между произведениями литературы, науки и искусства бывает достаточно сложно. К произведениям литературы можно отнести художественные произведения, выраженные в словесной форме, к  произведениями науки - любые произведения, основное содержание которых состоит  в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей нас  действительности, включая произведения научной литературы. К произведениям  искусства относятся все остальные  произведения художественного творчества, включая произведения живописи, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства  и т.д. Так, статья, посвященная проблемам  генетики, по своему содержанию должна быть отнесена к произведениям науки. Однако по своей форме это произведение литературы, поскольку выражена в  словесной форме и в письменном виде. Как было отмечено в литературе, "частные письма могут быть объектом авторского права, хотя бы отнесение  их к произведениям науки, литературы или искусства затруднительно. То же относится и к шахматным  и шашечным задачам и композициям".

 

Для того, чтобы произведение было признано объектом авторского права, необходимо наличие всех названных  признаков, и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется  и формального подтверждения  наличия этих признаков, квалификации произведения в качестве объекта  в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что  для возникновения и осуществления  авторского права не требуется регистрации  произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин "формальность" обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством. Анализируя национальные законодательства разных стран, к формальностям можно  отнести следующее: применение знака  охраны авторского права, регистрация  и депонирование произведений, регистрация  авторского договора.

 

Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и  состоит из трех элементов: латинской  буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования. В  соответствии с национальным законодательством  Испании и некоторых латиноамериканских стран (Аргентина, Колумбия и др.) условием авторского права на произведение является депонирование экземпляров всех публикаций.

 

Таким образом, проставление знака охраны целесообразно с  практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где  соблюдение формальностей является условием правовой охраны и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.

 

Вместе с тем для  обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в  авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе - РАО). За регистрацию взимается  плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и  дату регистрации.

 

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и  т.д. и заполнить специальную регистрационную  форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права  третьих лиц. Такое свидетельство  может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что  такая регистрация не создает  авторского права.

 

В последние годы появилась  практика использования нотариального  заверения как способа удостоверения  авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает  в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая, по существу, и удостоверяется нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодательства о нотариате нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а  лишь подтверждает, что подпись сделана  определенным лицом.

 

Следует также иметь в  виду, что в различных видах  произведений значение содержания и  формы для их правовой охраны неодинаково. Так, при создании научных произведений целью является не эмоциональное, а  рациональное воздействие. Творчество в основном концентрируется на содержании произведения. Что же касается формы  произведения, то она не обязательно  должна отличаться особой оригинальностью. В то же время произведения искусства  направлены на то, чтобы оказывать  прежде всего эмоциональное воздействие, и творчество в данном случае направлено в большей степени на форму  произведения.

 

Установить закрытый перечень объектов авторского права невозможно, поэтому законодатель нашел способ более четко обрисовать контуры  объектов, охраняемых авторским правом, пойдя от противного и указав те произведения, которые не могут быть объектами авторского права.

 

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК не являются объектами авторских прав:

 

1) официальные документы  государственных органов и органов  местного самоуправления муниципальных  образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные  решения, иные материалы законодательного, административного и судебного  характера, официальные документы  международных организаций, а  также их официальные переводы;

 

2) государственные символы  и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки  муниципальных образований;

 

3) произведения народного  творчества (фольклор), не имеющие  конкретных авторов;

 

4) сообщения о событиях  и фактах, имеющие исключительно  информационный характер (сообщения  о новостях дня, программы телепередач,  расписания движения транспортных  средств и тому подобное).

 

Отсутствие правовой охраны для официальных документов обусловлено  тем, что они изначально предназначены  для широкого использования, которое  должно быть беспрепятственным и  оперативным (хотя по своей сути обычно это авторские произведения, созданные  в порядке выполнения служебного задания). Поэтому не охраняются авторским  правом они только с того момента, когда получат официальный статус, т.е. будут утверждены соответствующим  государственным органом. Что касается сообщений о событиях и фактах, то им охрана не предоставляется в  связи с тем, что сообщения  не обладают признаками произведения, поскольку несут только информационную нагрузку. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. № 47 было особо подчеркнуто, что  программы телевидения и радио, как и информация о времени  их выхода в эфир, не являются объектами  авторского права.

 

Согласно п. 1 ст. 1264 ГК право  авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также  на проект официального символа или  знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Таким образом, проект официального документа, в том числе проект официального перевода такого документа, а также проект официального символа  или знака являются охраняемыми  произведениями.

 

Разработчик проекта официального документа, символа или знака  вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным  органом, органом местного самоуправления муниципального образования или  международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании  проекта разработчик вправе указать  свое имя.

 

Отдельно следует остановиться на произведениях народного творчества (фольклор - дословно в переводе с  английского "народная мудрость"). Это творчество охватывает бытующие в народе и созданные им поэзию, музыку, изобразительно- и декоративно-прикладное искусство. Э.П. Гаврилов определяет фольклор как коллективную творческую деятельность народа, воплощенную в произведениях  художественной словесности, музыки, танца, архитектуры декоративно-прикладного  искусства.

 

К нему обычно относят произведения, которые удовлетворяют всем необходимым  требованиям для предоставления правовой охраны, однако автор таких  произведений неизвестен (частушки, сказки и т.д.). Произведения фольклора играют важную роль в сохранении культурного  наследия любой страны.

 

Что касается сообщений о  событиях и фактах, имеющих информационный характер, то следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Закона РФ "О  средствах массовой информации" при распространении сообщений  и материалов информационного агентства  другим средством массовой информации ссылка на информационные агентства  обязательна. Следует отметить, что  провести грань между произведением, охраняемым авторским правом, и сообщением, имеющим информационный характер, бывает достаточно сложно, поскольку само сообщение бывает облечено в какую-либо объективную форму, имеет творческий характер и соответственно охраняется авторским правом. При наличии  комментариев, анализа и т.д. они  уже однозначно будут рассматриваться  в качестве произведений, охраняемых авторским правом.

 

Производные и составные  произведения.

 

Согласно п. 1 ст. 1260 ГК переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого  подобного произведения) принадлежат  авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

 

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  в ч. 4 ГК из перечня производных  произведений исключены аннотации, рефераты, обзоры и резюме, которые  могут носить характер самостоятельных  произведений.

 

В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых  все охраняемые элементы созданы  самим автором, производные произведения могут включать элементы уже существующих произведений.

 

Вопрос о том, имеет  ли место производное произведение, решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет  охраняться авторским правом (пример: создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут  охраняться авторским правом при  наличии достаточного творческого  начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.

Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов