Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка теоретических положений, направленных на раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, формулирование научно-обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

• Дать общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав.

• Определить основания их применения.

• Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.

Содержание работы

Введение

Глава 1. История правового регулирования и понятие объекта охраны авторского права

1.1 История правового регулирования охраны авторских прав договора..... 9

1.2 Понятие объекта правовой охраны

Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

2.1 Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды

2.2 Охрана и защита авторских прав

2.3 Классификация мер защиты авторских прав

2.4 Проблемы совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 102.21 Кб (Скачать файл)

 

Согласно п. 2 ст. 1260 ГК составителю  сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого  подобного произведения) принадлежат  авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

 

Авторским правом охраняются сборники и иные составные произведения. Сборник - это составное произведение, в состав которого входит несколько  произведений, как охраняемых авторским  правом, так и не охраняемых. Следует  отметить, что не всякий сборник  является объектом авторского права, поскольку  не всякая деятельность по его составлению  носит творческий характер. Так, например, не будут охраняться авторским правом телефонные справочники, составленные в алфавитном порядке, или сборники правовых актов, расположенные по времени  их издания.

 

Антология - это непериодический  сборник литературных произведений разных авторов, имеющих жанровую или  тематическую общность.

 

Под признаки охраняемого  авторским правом произведения подпадают  и интервью, хотя они прямо и  не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист  подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов. Таким образом, общими усилиями создается особый вид  произведения, включающий две неразрывные  части.

 

Особым образом регулируется вопрос о предоставлении правовой охраны письмам, дневникам и другим документам личного характера. Им предоставляется  правовая охрана нормами авторского права, однако помимо авторского права они охраняются также нормами Конституции, охраняющими неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Среди писем выделяют письма в редакцию. Они в отличие от писем частного характера могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в них содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона о средствах массовой информации редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

 

Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения  настоящего Закона. Редакция не обязана  отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью  компетенцию входит их рассмотрение.

 

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

 

Иногда применительно  к произведениям, охраняемым авторским  правом, применяется понятие сложного объекта, включающего несколько  охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, песни и т.д.). Однако такая характеристика не отражена в  законодательстве.

 

Аудиовизуальные произведения.

 

Особым образом законодатель выделяет субъектов авторского права  на аудиовизуальные произведения, под  которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременно с помощью слуха (лат. audio - слушаю) и зрительно (лат. video - вижу). Такие произведения состоят из серии  связанных между собой кадров (кинофильмы, телефильмы и т.д.). Согласно п. 1 ст. 1263 ГК аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии  связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения  их звуком), предназначенных для  зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических  средств. Они включают в себя кинематографические  произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы  и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или  последующей фиксации.

 

Согласно п. 2 ст. 1263 ГК авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без  текста, специально созданного для этого произведения. Следует отметить, что творческие усилия для создания аудиовизуального произведения проявляют не только указанные лица, поэтому наличие подобных ограничений представляется не совсем оправданным.

 

Аудиовизуальные произведения не следует рассматривать как  составные произведения, поскольку  использование отдельных видов  произведений для создания аудиовизуального не может рассматриваться как  их механическое сложение. Вместе с  тем согласно п. 5 ст. 1263 ГК каждый автор  произведения, вошедшего составной  частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор  произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право  на свое произведение, за исключением  случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или  другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

 

Аудиовизуальные произведения являются одним из наиболее распространенных объектов для посягательств так  называемых пиратов. В связи с  этим законодатель принял специальные  нормы, регламентирующие порядок реализации материальных носителей, в которых  они выражены. Особенности продажи  экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм определены в Правилах продажи отдельных видов товаров, установленных Постановлением Правительства  № 55 от 19.01.1998 (в ред. от 27.03.2007).

 

Согласно указанным Правилам не допускается продажа экземпляров  аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных при осуществлении  розничной торговли с использованием лотков и палаток.

 

При продаже экземпляров  аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных продавец обязан предоставить покупателю помимо сведений, указанных в пункте 11 Правил (наименование товара, фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический  адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать  товар), сведения об основных потребительских  свойствах товара; правила и условия  эффективного и безопасного использования  товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены  для конкретного товара, а также  сведения о необходимых действиях  покупателя по истечении указанных  сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных  сроков представляют опасность для  жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для  использования по назначению; цену и условия приобретения товара; недостатки товара и то обстоятельство, что  товар был в употреблении), следующую  информацию о предлагаемом к продаже  товаре, которая является обязательной и должна быть помещена на каждом экземпляре (упаковке):

 

наименование, место нахождения изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения, фонограммы, программы  для электронных вычислительных машин и базы данных, а также  номер лицензии на осуществление  деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм;

 

технические характеристики носителя, а также записи аудиовизуального произведения, фонограммы, программы  для электронных вычислительных машин и базы данных;

 

сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное  произведение, фонограмму, программу  для электронных вычислительных машин и базу данных;

 

номер регистрации программы  для электронных вычислительных машин или базы данных, если они  были зарегистрированы.

 

В отношении экземпляров  фильмов продавец обязан предоставить покупателю также следующую информацию:

 

номер и дата выданного  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке прокатного удостоверения;

 

наименования фильма, страны и студии, на которой снят фильм, год его выпуска;

 

основные фильмографические  данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей и др.);

 

продолжительность фильма (в  минутах);

 

рекомендации по возрастному  ограничению зрительской аудитории  в соответствии с прокатным удостоверением (при их наличии).

 

Экземпляры аудиовизуальных  произведений, фонограмм, программ для  электронных вычислительных машин  и баз данных до подачи в торговый зал (размещения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, включая осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, а также наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе,

 

При передаче оплаченного  товара покупателю продавец проверяет  целостность его упаковки, а по требованию покупателя предоставляет  ему возможность ознакомиться с  фрагментами аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных  вычислительных машин и базы данных. Торговые залы должны быть технически оснащены, для того чтобы предоставить покупателю возможность проверить  качество приобретаемых экземпляров  аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

 

Продажа экземпляров аудиовизуальных  произведений, фонограмм, программ для  электронных вычислительных машин  и баз данных осуществляется только в упаковке изготовителя.

 

 

Глава 2. Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов

2.1 Нарушение авторских  и смежных прав: содержание и  виды 

 

От того, насколько четко  определены условия использования  установленных в законодательстве средств защиты авторских и смежных  прав, в первую очередь основания  их применения, зависят возможности  практической реализации интересов  конкретных правообладателей.

 

Нарушение авторских или  смежных прав представляет собой  прежде всего гражданское правонарушение и выступает основанием применения гражданско-правовых способов защиты. Определение понятия, установление границ такого нарушения имеют важное значение также для административных и уголовных санкций. Именно нормы  гражданского законодательства раскрывают содержание соответствующих прав, за нарушение которых может наступить  административная либо уголовная ответственность.

 

В части IV ГК РФ основные нормы, относящиеся к защите авторских  и смежных прав, размещены в  главе 69 "Общие положения" и  касаются защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в целом. В статьях 1251 и 1252 перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные  для защиты личных неимущественных  авторских и смежных прав, с  одной стороны, и предназначенные  для защиты исключительных прав - с  другой. Содержание указанных оснований  применения способов защиты не раскрывается. Данные способы являются общими для  защиты абсолютных авторских и смежных  прав. Они образуют самостоятельный  блок, отличный от круга способов защиты относительных прав, принадлежащих  авторам и субъектам смежных  прав.

 

По Закону об авторском  праве авторам и исполнителям предоставлен комплекс личных неимущественных  прав и имущественных прав на использование  соответствующих объектов. Производители  фонограмм и организации вещания  обладают только исключительными имущественными правами.

 

Аналогичная схема авторских  и смежных прав закреплена в части IV ГК РФ. Вместе с тем есть отличия. Статья 1323 неимущественными правами  наделяет изготовителей фонограммы. Часть IV ГК РФ предусматривает новые  виды смежных прав: право изготовителя базы данных и право публикатора  на произведение науки, литературы или  искусства. Статья 1334 предоставляет  изготовителю базы данных исключительное имущественное право. В соответствии со ст. 1339 публикатору произведения принадлежат те же права на использование  произведения, что и автору, за некоторыми исключениями. Кроме того, публикатор наделяется личным неимущественным  правом на имя.

 

Включенные законодателем  в данную схему авторские и  смежные права носят абсолютный характер. Таким правам противостоит общая обязанность неопределенного  круга лиц воздерживаться от их нарушения.

 

Вместе с тем автор  и субъекты смежных прав могут  обладать некоторыми правами, находящимися за пределами обозначенной схемы. Это  право на вознаграждение, а также  принадлежащие автору право следования и право доступа к произведениям  изобразительного искусства. Указанные  права являются относительными. Они  представляют собой права требования, с которыми корреспондируют конкретные обязанности, определяемые содержанием  соответствующего права. Если при нарушении  абсолютного права меры защиты и  ответственности могут быть применены  к любому нарушителю, то при нарушении  относительного права отвечает только строго определенное лицо.

 

Право на вознаграждение в  ГК РСФСР 1964 г. (ст. 479) было названо среди  авторских прав, в Основах гражданского законодательства Союза ССР и  республик 1991 г. оно закреплялось как  самостоятельное право автора, а  также исполнителя (ст. 135, 141). В Законе об авторском праве и в части IV ГК РФ законодатель отказался от такого подхода.

 

Данное право неразрывно связано с правом на использование  произведений и объектов смежных  прав. Как отмечает А.П. Сергеев, в  абстрактном виде, вне связи с  каким-либо конкретным способом использования  произведения, право на вознаграждение не существует. Приведенное утверждение  справедливо и в отношении  способов использования объектов смежных  прав. Поскольку принадлежащее автору или субъекту смежных прав право  на использование охраняемых объектов является имущественным, на правомерном  пользователе лежит обязанность  по выплате вознаграждения, если в  договоре между ним и обладателем  авторских или смежных прав не предусмотрено иное. Общее правило о презумпции возмездности договора, установленное п. 3 ст. 423 ГК РФ, распространяется и на договоры, по которым передаются или предоставляются права на использование произведений или объектов смежных прав.

Информация о работе Понятие и гражданско-правовые проблемы защиты прав авторов