Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:43, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования работы с обращениями граждан в администрации Костромского муниципального района.
Введение …………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Право граждан на обращение в органы государственной власти
1.1. Нормативно-правовое регулирование работы с обращениями граждан.....8
1.2. Право граждан на обращение и порядок их реализации .............................17
1.3. Обязанность государственных и муниципальных органов при работе с обращениями граждан...........................................................................................31
Глава 2. Анализ организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Костромского муниципального района ……………...........................................…………11
2.1. Анализ организации рассмотрения обращений граждан................….........15
2.2. Совершенствование рассмотрения обращений граждан в администрации Костромского муниципального района…………………….......................……...40
Заключение …………………………………..........…………………………. 56
Список литературы …………………………………..................………..…59
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Право граждан на обращение в органы государственной власти
1.1. Нормативно-правовое регулирование работы с обращениями граждан.....8
1.2. Право граждан на обращение и порядок
их реализации .............................
1.3. Обязанность государственных и муниципальных
органов при работе с обращениями граждан.......................
Глава 2. Анализ организации работы
по рассмотрению обращений граждан в администрации
Костромского муниципального района …………….........................
2.1. Анализ организации рассмотрения
обращений граждан................…......
2.2. Совершенствование рассмотрения
обращений граждан в администрации Костромского
муниципального района……………………................
Заключение …………………………………..........…………………
Список литературы ………………………………….................
Приложение …………………………………………...…………………….….
Введение
Конституция Российской Федерации наряду с другими правами и свободами человека и гражданина в статье 33 установила, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации данная конституционная норма в том или ином виде продублирована.
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения).
В России развитие законодательства о праве граждан на обращения насчитывает многолетнюю историю. Как известно, наиболее распространенной формой обращения заинтересованных лиц к органам государственной власти в условиях российского самодержавия была челобитная - письменное или устное обращение одного или нескольких человек (иногда целых сословий) передаваемая в собственные руки какого-либо должностного лица, вплоть до императора.
Несмотря на то, что челобитные фактически имеют место практически с момента возникновения феодальных отношений на Руси, тем не менее, попытка юридического регулирования порядка их подачи и рассмотрения впервые предпринимается лишь в XV веке. В Судебнике 1497 года Ивана Великого не только закреплялась возможность подачи обращений - челобитных, но и устанавливались определенный порядок их прохождения и рассмотрения («к государю - только через бояр» и обязанность должностных лиц – «бояр» обязательно рассматривать поданные жалобы по существу, и, кроме того, существовали специальные должностные лица, «которым люди приказаны ведати», т.е. было понятие распределения обращений по компетенции.
После принятия 12 декабря 1993 года новой, ныне действующей Конституции РФ, где право граждан на обращение было прямо закреплено в ст. 33 и косвенно (как форма реализации права на участие в управлении) в п.1 ст. 32, в истории правового регулирования института обращений наступил новый этап. Новые конституционные формулировки потребовали принятия федерального закона, который детально регулировал бы работу с обращениями граждан и устанавливал твердые юридические гарантии их внимательного и своевременного рассмотрения.
Последним в череде документов, регулирующих работу с обращениями граждан, стал Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, который обеспечивает рассмотрение обращений граждан на принципах всеобщего права на обращение и свободы направления обращений в государственные органы и органы местного самоуправления, гласности и объективности при их рассмотрении, равной ответственности должностного лица и заявителя при разбирательстве поставленных в обращении вопросов. Как показывает современная практика, только при этих условиях конституционная норма права граждан на обращение становится действенным элементом системы внесудебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Президент Российской Федерации
в своих Посланиях Федеральному
Собранию Российской Федерации неоднократно
отмечал, что следует сформировать
эффективно работающий механизм разрешения
споров между гражданином и государств
Население нашей страны через обращения реализует свое право участвовать в деятельности органов государственной власти и возможность влиять на их деятельность. Обращения часто могут вскрыть некую еще не замеченную проблему, возможно, указать пути ее разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.
Именно этим объясняется актуальность темы исследования.
Научная разработанность темы низкая. Отдельные аспекты в организации работы с обращениями граждан освещают в своих работах ряд авторов: А. И. Вялков1, Д. В. Замышляев2, Л. А. Жеребцова3, М. А. Миронова4, Т. С. Оскерко5, С. А. Широбоков6 и другие.
Объектом исследования является урегулированный нормами права порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предметом исследования являются административные правоотношения, возникающие в процессе реализации гражданами своего права на обращения на примере администрации Костромского муниципального района.
Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования работы с обращениями граждан в администрации Костромского муниципального района.
Данная цель реализуется через постановку следующих задач:
- изучить правовые
основы порядка обращения
- рассмотреть право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления;
- проанализировать обязанности
соответствующих
- изучить организацию работы по рассмотрению обращений граждан в администрации муниципального района;
- провести анализ рассмотрения письменных обращений граждан, организацию личного приема граждан главой муниципального района, руководителями администрации муниципального района;
- рассмотреть формы взаимодействия администрации с Общественной приемной губернатора при редакции газеты «Волжская новь».
Методологической основой исследования являются научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-исторический, правового моделирования, а также методы сравнительного анализа и формальной логики.
Нормативной базой исследования служат Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления и распоряжения, издаваемые на уровне Администрации Костромского муниципального района.
Эмпирическая база исследования включает статистические материалы, которые имеются в администрации Костромского муниципального района Костромской области, а также материалы по рассмотрению обращений граждан.
Научная новизна данной работы определяется тем, что она представляет собой первое комплексное теоретическое исследование проблем рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выпускная квалификационная работа содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования работы с обращениями граждан в администрации муниципального района. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, при чтении лекций и проведении семинарских занятий по административному, конституционному, муниципальному праву, соответствующим спецкурсам.
Глава 1. Право граждан на обращение в органы государственной власти
Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Многопрофильность функций обращения неоднократно подчеркивалась и в науке. Так, по мнению Н. Ю. Хаманевой, обращение можно рассматривать как одну из форм их участия в управлении, в решении государственных и общественных дел, как инструмент охраны прав граждан, как гарантию их защиты, как способ восстановления нарушенного права, как источник информации для органов и должностных лиц7. Ю. Н. Алистратов рассматривал право граждан на обращение в трех аспектах:
- как личное субъективное
право, составная часть
- как одна из форм непосредственной демократии. При этом под формами непосредственной демократии понимаются способы непосредственного волеизъявления граждан и их объединений, имеющие целью решение общественно значимых вопросов, оказание влияния на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления решения, контроль над действиями и внесение корректив в их работу в соответствии с интересами субъектов волеизъявления;
- как элемент обратной
связи между гражданами и
Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
До 2 мая 2006 г. правоотношения по рассмотрению обращений граждан регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»9 и Законом СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»10. Однако нетрудно заметить, что с момента принятия данных нормативных актов прошел слишком большой период времени, изменились социально-политические условия в стране, существенно возрос бюрократический аппарат. Все это указывало на назревшую необходимость принятия нового нормативного акта.
В настоящее время к источникам регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан относятся: Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иные федеральные законы.
Из международных договоров следует отметить такой важный документ, как Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы11. Согласно ст.ст. 8,9 Декларации, каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает, в частности, право, индивидуально и совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод. При осуществлении прав человека и основных свобод, включая поощрение и защиту прав человека, упомянутых в Декларации, каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право на пользование эффективными средствами правовой защиты и на защиту в случае нарушения этих прав. С этой целью каждый человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, созданный на основании закона, рассчитывать на ее безотлагательное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа, в соответствии с законом, решение, предусматривающее меры по исправлению положения, включая любую надлежащую компенсацию, в случае нарушения прав или свобод этого лица, а также право на принудительное исполнение этого решения или постановления без неоправданной задержки.