Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:43, дипломная работа
Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования работы с обращениями граждан в администрации Костромского муниципального района.
Введение …………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Право граждан на обращение в органы государственной власти
1.1. Нормативно-правовое регулирование работы с обращениями граждан.....8
1.2. Право граждан на обращение и порядок их реализации .............................17
1.3. Обязанность государственных и муниципальных органов при работе с обращениями граждан...........................................................................................31
Глава 2. Анализ организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Костромского муниципального района ……………...........................................…………11
2.1. Анализ организации рассмотрения обращений граждан................….........15
2.2. Совершенствование рассмотрения обращений граждан в администрации Костромского муниципального района…………………….......................……...40
Заключение …………………………………..........…………………………. 56
Список литературы …………………………………..................………..…59
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.), декларируя основные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, создает два юрисдикционных органа, в которые граждане могут обращаться в случае нарушения их прав: Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Для обращения в Европейскую комиссию по правам человека необходимо, чтобы были исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутреннего решения. Европейский Суд по правам человека может принять дело к рассмотрению только после того, как Комиссия удостоверится в безрезультатности усилий по дружественному урегулированию дела, и в течение трехмесячного срока.
Среди федеральных конституционных законов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере, в первую очередь необходимо назвать Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Среди федеральных законов, обеспечивающих реализацию гражданами права на обращение, в первую очередь выделяются кодифицированные нормативные акты: Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные нормативные акты регламентируют право граждан на обращение за судебной защитой, а также закрепляют форму рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
В сфере иных законов большое значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», закрепляющий основы прав граждан на обращение в суд с жалобой на неправомерные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, которыми нарушены его права и свободы.
Порядок обращения граждан в органы Прокуратуры РФ определяет Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Как верно отмечалось многими учеными, прокуратура является особой инстанцией, точнее, целой структурой государственных органов, специально созданных для обеспечения законности и правопорядка и не входящих в структуру организации, допустившей нарушение прав и свобод человека и гражданина. В прокуратуру можно и нужно обращаться на любом этапе борьбы с чиновничьим произволом12.
Правоотношения, возникающие при рассмотрении обращений граждан, регулируются помимо Конституции РФ также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Принятие Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обусловило внесение существенных изменений во внутриведомственные акты государственных органов, так как закон признал недействующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Практически одновременно с вступлением в силу закона о порядке рассмотрения обращений граждан начала действовать новая редакция статьи 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», закрепляющая фактически единые требования к организации этой работы, как в государственных, так и в муниципальных органах. Подзаконные нормативно-правовые акты могут устанавливать дополнительные положения, направленные на защиту права граждан на обращение, установленные Конституцией и федеральными законами.
Принятие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» означает ликвидацию еще одного пробела в правовом поле нашего государства, а у граждан появляются дополнительные возможности участия в управлении делами государства, защиты прав и свобод человека и гражданина. Как показывает практика, обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления способствуют усилению контроля населения за их деятельностью, борьбе с волокитой и бюрократизмом, устранению нарушений законности, развитию законотворческого процесса.
В июне 2006 года в г. Москве
состоялся Всероссийский
Действующее законодательство допускает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов по вопросам защиты прав граждан на обращение. Основное требование к нормативным актам субъектов Российской Федерации - они могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральным законом, но не снижать уровень защищенности конституционного права граждан.
В Костромской области на региональном уровне принято постановление Администрации Костромской области от 28.09.2009 года № 335-а «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «рассмотрение обращений граждан в администрации Костромской области, исполнительных органах государственной власти Костромской области». Административный регламент включает в себя 5 разделов:
- общие положения;
- требования к порядку
- административные процедуры
предоставления
- порядок и форма контроля
за предоставлением
- порядок обжалования действия (бездействия) решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги.
При оказании государственной услуги администрация, исполнительные органы государственной власти Костромской области осуществляют взаимодействие с территориальными федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями с целью направления обращения в соответствии с их компетенцией.
Для оказания помощи гражданам в составлении, оформлении и направлении обращений в адрес губернатора Костромской области, решении их проблем непосредственно в муниципальных образованиях, постановлением губернатора области от 13 февраля 2008 года № 37 «Об Общественной приемной губернатора Костромской области», на базе редакций городских и районных печатных средств массовой информации Костромской области создана Общественная приемная губернатора Костромской области.
Защите конституционных прав и законных интересов граждан Костромского муниципального района посвящена ст. 19 главы 3 «Устава муниципального образования Костромской муниципальный район Костромской области» «Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района». Граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления муниципального района. Должностные лица местного самоуправления района, наделенные соответствующей компетенцией, должны дать письменный ответ по существу обращения в органы местного самоуправления в течение 30 дней.
В соответствии с распоряжением главы администрации Костромского муниципального района от 03.04.2009 № 134-р «О Регламенте по работе с обращениями граждан в администрации Костромского муниципального района» утвержден порядок рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального района. Регламент определяет порядок взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц администрации Костромского муниципального района, организацию внутреннего документооборота при рассмотрении обращений граждан, поступивших на имя главы Костромского муниципального района и в администрацию Костромского муниципального района.
В соответствии с Регламентом никто не вправе лишать или ограничивать право граждан обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, ходатайствами.
Заявитель вправе:
- ознакомиться с документами
и материалами,
- предоставлять дополнительные материалы или ходатайства об их истребовании;
- получать юридическую помощь;
- на письменное обращение
- знакомиться с материалами проверки фактов, изложенных в его обращении;
- требовать возмещение ущерба, причиненного в результате неправомерных действий (решений) исполнительных органов, их должностных лиц, а также привлечения виновных лиц к ответственности в связи с нарушением его прав, принятием незаконных решений в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Заявитель, несогласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать решение в тот орган или тому должностному лицу, которому непосредственно подчинено должностное лицо или орган, принявшее обжалуемое решение, а так же в суд.
Расходы, понесенные исполнительными органами в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.
На уровне сельских поселений Костромского муниципального района Костромской области разработаны регламенты по работе с обращениями граждан в 14-ти администрациях сельских поселений. Например, «Регламент по работе с обращениями граждан в администрации Кузенцовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» определяет порядок взаимодействия должностных лиц администрации Кузнецовского сельского поселения и организацию внутреннего документооборота при рассмотрении обращений граждан, поступивших на имя главы администрации Кузнецовского сельского поселения.
Подводя итог, необходимо отметить, что анализируя нормативно-правовую базу администрации Костромского муниципального района можно сделать вывод, что принятые нормативно-правовые акты муниципального района позволяют регламентировать административные процедуры, обеспечить единый порядок предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений граждан, систематизировать работу с обращениями граждан в структурных подразделениях администрации, организациях и учреждениях района. Нормативно-правовая база администрации района является достаточной для рассмотрения обращений граждан на принципах всеобщего права на обращения и свободы направления обращений в государственные органы и органы местного самоуправления, гласности и объективности при их рассмотрении, равной ответственности должностного лица и заявителя при разбирательстве поставленных в обращении вопросов.
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.
Существует два порядка
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации» граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. По сути, она дословно дублирует положения статьи Конституции Российской Федерации. Еще статья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) указывала, что каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.