Право граждан на обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования работы с обращениями граждан в администрации Костромского муниципального района.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Право граждан на обращение в органы государственной власти
1.1. Нормативно-правовое регулирование работы с обращениями граждан.....8
1.2. Право граждан на обращение и порядок их реализации .............................17
1.3. Обязанность государственных и муниципальных органов при работе с обращениями граждан...........................................................................................31
Глава 2. Анализ организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Костромского муниципального района ……………...........................................…………11
2.1. Анализ организации рассмотрения обращений граждан................….........15
2.2. Совершенствование рассмотрения обращений граждан в администрации Костромского муниципального района…………………….......................……...40
Заключение …………………………………..........…………………………. 56
Список литературы …………………………………..................………..…59

Файлы: 1 файл

диплом Право граждан на обращение.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

Если жалоба является повторной, к ней необходимо приобщить  все материалы предыдущего рассмотрения. Иногда для проверки образуются специальные  комиссии, к работе которых могут  привлекаться специалисты, активисты.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию получившего это обращение субъекта, направляется в течение семи дней со дня регистрации в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.

Вышестоящие субъекты публичной администрации довольно часто пересылают поступившие к ним обращения в подчиненные им организации для рассмотрения. При этом некоторые из них берутся на контроль. Используется такой прием работы с жалобами и в органах прокуратуры, и в системе государственных банков, и в других государственных органах, которые Конституцией России названы, но не отнесены ни к одной из трех ветвей государственной власти.

Пересылка производится с обязательным уведомлением об этом гражданина, направившего жалобу.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение органа, должностного лица, действия, акты, бездействие которого обжалуются.

Таким образом, на первой стадии производства по жалобам они:

- подаются (принимаются);

- регистрируются;

- решается вопрос о подведомственности жалобы;

- решается вопрос, кто и как будет ее рассматривать, следует ли ее взять на контроль, направить компетентному органу, объединить с другими жалобами.

  1. Рассмотрение (проверка) жалоб.

Кенжаев С. определяет категорию «рассмотрение обращений граждан» как действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на решение вопросов о том, подлежат ли обращения разрешению теми органами или организациями, в которые они поступили, или иными органами, в которые они должны быть направлены (с извещением об этом авторов обращений для разрешения другим адресатом). В последнем случае рассмотрение обращений предусматривает направление их руководителям тех органов и организаций, которые должны их разрешить31.Разрешение же обращений, в свою очередь, представляет собой действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на проверку фактов, изложенных в обращении, установление обоснованности содержащихся в них просьб, требований и соображений, принятие мер по устранению и предупреждению установленных проверкой недостатков и нарушений законности, удовлетворению содержащихся в обращении просьб и требований, связанных с полным восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов, извещению авторов обращений о принятых мерах.

В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко определено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Лица, которым поручена проверка жалобы, должны собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия правильного решения.

Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу.

Государственный орган, орган местного самоуправления или уполномоченное лицо:

  1. Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; Под всесторонностью рассмотрения обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, справедливости, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц при удовлетворении требований гражданина, наличия доказательств (материалов или иной информации), подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Исследовано должно быть полностью все обращение, вне зависимости от его объема. Недопустимо исследование государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом лишь выдержек из документа.

Принцип объективности  характеризует одинаковое отношение  и одинаковый подход к рассмотрению обращения абсолютно любых лиц, вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, вероисповедания, имущественного и социального положения, профессиональных и дружеских связей, личных знакомств. К сожалению, на практике этот принцип не всегда соблюдается в силу субъективного предпочтения отдельных категорий лиц. Своевременность рассмотрения обращения означает, во-первых, соблюдение сроков, установленных законом, а во-вторых, рассмотрение обращения до того, как наступили обстоятельства, о которых предупреждал гражданин в своем обращении. Так, например, если гражданин в обращении указывает на появление трещины в стене какого-либо здания, о пожароопасности или взрывоопасности строений или иных объектов, то даже за предусмотренный законом тридцатидневный срок (не говоря уже о ситуации, когда правомерно добавляются дополнительные 30 суток) может случиться несчастье.

  1. Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в государственных, муниципальных, частных организациях, у иных должностных лиц.
  2. Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Результаты проверки докладываются руководителю, по результатам  проверки могут составляться справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

  1. Принятие решения, подготовка и направление ответа.

По результатам проверки принимается решение ограничиться ответом автору жалобы либо специальное решение, которое может быть принято:

- о полном удовлетворении жалобы;

- о частичном удовлетворении жалобы;

- об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

Следует отметить, что  ответ на обращение не во всех случаях  обязано дать именно то должностное  лицо, к которому оно адресовано. Так, Конституционным Судом РФ по жалобе гр. Ефимова Г. С., было разъяснено, что право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено, так как оно полномочно давать ответы только в пределах своей компетенции.

Решение по жалобе принимается  не всегда: в ряде случаев достаточно разъяснить, что право не нарушено, что такого права у гражданина нет, что такое дело может быть решено только в судебном порядке и т. д. А вот ответ автору должен быть дан письменно по каждой рассмотренной по существу административной жалобе. Из этого общего правила законом установлен ряд исключений, когда ответ на жалобу не дается, если:

- текст не поддается прочтению;

- в ходе личного приема с согласия гражданина ему ответ дан устно;

- не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Если в письменном обращении содержатся сведения о  подготавливаемом, совершаемом или  совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в компетентный орган административной власти.

В целях обеспечения  своевременного рассмотрения жалоб, предотвращения волокиты по таким административным делам законодатель установил сроки рассмотрения обращений.

По общему правилу  письменное обращение, поступившее  в государственный орган, орган  местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в другие организации руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, о чем должен быть уведомлен гражданин, направивший обращение.

Таким образом, общий  срок рассмотрения жалобы равен 30 дням, но в установленных законом случаях  он может быть продлен еще на 30 дней. Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем регистрации жалобы. Днем окончания срока рассмотрения жалобы является дата принятия специального решения по ней, а если специальное решение не принималось – дата высылки письменного ответа на жалобу.

Специальное решение (его  копия), принятое по жалобе, должно быть выслано в кратчайший срок по указанному в жалобе адресу. К сожалению, закон не определяет срок, в течение которого специальное решение (его копию) следует направить гражданину. Представляется, что это нужно сделать в течение трех рабочих дней – по аналогии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, установившей высылку копии решения по делу об административном правонарушении названным в статье лицам в течение трех дней со дня вынесения.

  1. Пересмотр принятого по жалобе решения в виде специального решения или ответа на нее. Основанием для пересмотра может быть протест прокурора, жалоба лица, права, законные интересы которого затрагивает решение по жалобе, и жалоба лица на принятое по его первичной жалобе решение. Эта стадия является факультативной, поскольку далеко не все решения по жалобам оспариваются гражданами, опротестовываются прокурорами.

Жалоба может быть подана в суд, в вышестоящий орган  публичной исполнительной власти, в  орган, который рассмотрел жалобу.

Жалобы, направленные в  суд, рассматриваются в порядке  гражданского судопроизводства, а направленные субъектам административной власти – в порядке рассмотренного выше производства по административным жалобам.

  1. Исполнение принятого решения. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего после этого не сделано или сделано недостаточно. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. Представляется, что по просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать всех заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Специфика (особенности) административного производства по жалобам граждан состоит в  том, что, во-первых, меры по устранению допущенных нарушений могут приниматься субъектами административной власти еще до принятия специального решения по жалобе, во-вторых, исполнение решений по жалобам граждан специальными нормами не регулируется. Оно производится по общим правилам исполнительной деятельности, которую осуществляют субъекты публичной администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Костромского муниципального района

2.1. Организация рассмотрения обращений граждан

Работа с письменными обращениями граждан

Работа с письменными обращениями граждан – это самостоятельный участок работы документационного управления. В администрации Костромского муниципального района прием, регистрацию, учет и направление поступающих обращений граждан на визу главе администрации и его заместителям для дальнейшего их рассмотрения осуществляет Общий отдел администрации.

В ходе анализа обращений  граждан за 2011 год установлено, что  за данный период в общий отдел поступило 2587 письменных обращений граждан, что на 510 заявлений больше чем за 2010 год. На сайт администрации Костромского муниципального района поступило 51 обращений граждан (по сравнению с 42  в 2010году). Из вышестоящих организаций поступило 426 обращений, что на 143 обращений больше, чем в 2010 году. Из них 113 обращений поступило посредством факсимильной связи.

Основной поток заявлений  поступает по вопросам землепользования - 1587 заявлений, что составляет 61% от общего числа поступивших заявлений. На 31 декабря 2011 года даны ответы на 1549 заявлений (97,6%), 62 заявления находятся на исполнении.

В администрации существует следующая процедура работы с  обращениями граждан.

Письменные обращения  граждан, поступившие по почте, вскрываются в Общем отделе администрации Костромского муниципального района (далее – Отдел).

Письменные обращения, поступившие непосредственно от граждан, принимаются в Общем  отделе администрации района. Работники  Отдела проверяют наличие приложений, уточняют в случае неразборчивого написания фамилию, имя, отчество, адрес.

По просьбе обратившегося  гражданина ему выдается расписка с  указанием даты приема обращения, количества принятых листов и сообщается телефон  для уточнения прохождения письма. Никаких отметок на копиях или вторых экземплярах принятых обращений не делается.

Информация о работе Право граждан на обращение