Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат
Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.
Право социального обеспечения как наука
Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения. Право социального обеспечения как отрасль правовой науки включает в себя: · Понятие социально-экономической природы в видах социального обеспечения; · Предмет, метод и система науки права социального обеспечения; · Принципы правового регулирования деятельности государства, и организаций всех форм собственности по предоставлению гражданам всех видов социального обеспечения; · Правоотношения по социальному обеспечению, их субъекты, объекты и содержание; · Эффективность правовых норм о социальном обеспечении и обеспечении законности при предоставлении гражданам всех видов социального обеспечения; · Учение об источниках права социального обеспечения; · Историю развития законодательства о социальном обеспечении; · Изучение и обобщение опыта зарубежных стран; · Построение и изучение системы права социального обеспечения как отрасли права, правовой науки и учебной дисциплины.
Система права социального обеспечения как отрасли — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права .
Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.
В соответствии
с положениями теории права
общая часть охватывает
Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.
К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:
·
понятие, предмет, метод,
· принципы права социального обеспечения;
· источники права социального обеспечения;
· правоотношения по социальному обеспечению;
·
история отечественного
К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.
В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов.
Нормы,
регулирующие пенсионные
· по старости;
· инвалидности;
· за выслугу лет;
· по случаю потери кормильца;
· социальные.
В особый
институт выделяются нормы,
· стаж;
· пособия;
· социальное обслуживание;
· медицинская помощь;
· социальные льготы; и т.д.
Каждый
из институтов делится на
В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.
Правовой статус Фонда социального страхования
В соответствии со ст.11 ФЗ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основных обязательного социального страхования». Фонд социального страхования как внебюджетный фонд и страховщик одновременно имеет право:
1.При наступлении
страхового случая при
2.Проверять
документы по учету и
3.Не принимать
к зачету расходы на
4.Взыскать
со страхователей в порядке,
установленном
5.Обращаться
в установленном Федеральным
законом порядке в арбитражной
судебное заявление о
6.Предоставить
страхователем отсрочку уплаты
страховых взносов в
7.Осуществлять
социальное страхование лиц,
8.Обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в т.ч. предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Вместе с тем на Фонде социального страхования (в т.ч. на его территориальных органах) лежат следующие обязанности:
- подготавливать
с учетом мнения работодателей
профсоюзов обоснование
- обеспечить
сбор страховых взносов, а
- регулярно
информировать в установленном
порядке страхователей,
- обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными Федеральными законами о контрольных видах обязательного социального страхования;
- контролировать
правильность и
- осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов и зачисляемых средств от уплаты налога;
- осуществлять регистрацию страхования;
- осуществлять
ведение единого учета
- бесплатно предоставлять страхователям не застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным общественным организациям информацию о совей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;
- бесплатно
информировать и
Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ (ФСС), согласно которому Фонд управляет средствами государственного социального страхования России. ФСС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положением о Фонде.
ФСС – является
специализированным финансово - кредитным
предприятием при Правительстве
РФ. Денежные средства и иное имущество,
находящееся в оперативном
В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:
- региональные
отделения, управляющие
- центральные
отраслевые отделения,
- филиалы
отделений, создаваемые
Руководство
деятельностью Фонда
Средства
Фонда являются целевыми по характеру
использования. Не допускается зачисление
средств социального
1.выплата
пособий по временной
2.оплата дополнительных
выходных дней по уходу
за ребенком – инвалидом или
инвалидам детства; оплату
3.частное
содержание находящихся на
4.частичная
оплата путевок в детские
5.частичное
содержание детско-юношеских
6.оплата проезда к месту лечения и обратно;
7.создание
резерва для обеспечения
8.обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
9.финансирование
деятельности подразделений
10.проведение
научно-исследовательской
по социальному страхованию;
11.участие
в финансировании программы