Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Право социального обеспечения как наука

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения. Право социального обеспечения как отрасль правовой науки включает в себя: · Понятие социально-экономической природы в видах социального обеспечения; · Предмет, метод и система науки права социального обеспечения; · Принципы правового регулирования деятельности государства, и организаций всех форм собственности по предоставлению гражданам всех видов социального обеспечения; · Правоотношения по социальному обеспечению, их субъекты, объекты и содержание; · Эффективность правовых норм о социальном обеспечении и обеспечении законности при предоставлении гражданам всех видов социального обеспечения; · Учение об источниках права социального обеспечения; · Историю развития законодательства о социальном обеспечении; · Изучение и обобщение опыта зарубежных стран; · Построение и изучение системы права социального обеспечения как отрасли права, правовой науки и учебной дисциплины.

Система права социального  обеспечения как отрасли — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права .

Социальное  обеспечение можно разделить  на общую, особенную и специальную  части.

 В соответствии  с положениями теории права  общая часть охватывает положения  и нормы, регулирующие все отношения  по социальному обеспечению, и  состоит из общих правовых  институтов, нормы которых в концентрированном  виде отражают специфику данной  отрасли права и являются основополагающими  для всех общественных отношений,  входящих в предмет отрасли. 

 Общая  часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания. Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования общей части этой отрасли права.

 К Общей  части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

 ·                   понятие, предмет, метод, система  права социального обеспечения;

 ·                   принципы права социального обеспечения;

 ·                   источники права социального обеспечения;

 ·                   правоотношения по социальному  обеспечению; 

 ·                   история отечественного законодательства  о социальном обеспечении. 

 К Особенной  части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

 В структуре  Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких подинститутов.

 Нормы,  регулирующие пенсионные отношения,  многочисленны и разнообразны. Поэтому  они подразделяются по общим  признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми  устанавливаются нормы о пенсиях: 

 ·                   по старости;

 ·                   инвалидности;

 ·                   за выслугу лет; 

 ·                   по случаю потери кормильца; 

 ·                   социальные.

 В особый  институт выделяются нормы, определяющие  порядок назначения и выплаты  пенсий, исчисления среднего заработка  и пенсий. Нормы, регулирующие  другие отношения, объединяются  в следующие институты: 

 ·                   стаж;

 ·                   пособия; 

 ·                   социальное обслуживание;

 ·                   медицинская помощь;

 ·                   социальные льготы; и т.д. 

 Каждый  из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа  подразделяется на пединституты  в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа. 

 В системе  права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Правовой статус Фонда  социального страхования

В соответствии со ст.11 ФЗ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об  основных обязательного социального  страхования». Фонд социального страхования как внебюджетный фонд и страховщик одновременно имеет право:

1.При наступлении  страхового случая при необходимости  назначать и проводить экспертизу  для проверки наступления страхового  случая;

2.Проверять  документы по учету и перечислению  страховых взносов, а также  документы, связанные с выплатой  страхового обеспечения;

3.Не принимать  к зачету расходы на обязательное  социальное страхование. Произведенные  с нарушением законодательства  РФ;

4.Взыскать  со страхователей в порядке,  установленном законодательством  РФ недоимки по страховым взносам.  А также налагать штрафы. Начислять  пеню и осуществлять другие  начисления в соответствие законодательством  РФ;

5.Обращаться  в установленном Федеральным  законом порядке в арбитражной  судебное заявление о признании  страхователя несостоятельным (банкротом)  в связи с неисполнением им  обязанности по уплате страховых  взносов;

6.Предоставить  страхователем отсрочку уплаты  страховых взносов в установленных  федеральными законами случаях;

7.Осуществлять  социальное страхование лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой,  на условиях, определенных федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования;

8.Обращаться  в суд с исками о защите  своих прав и возмещении  причиненного  вреда, в т.ч.  предъявлять регрессные  иски о возмещении понесенных  расходов.

Вместе с  тем на Фонде социального страхования (в т.ч. на его территориальных  органах) лежат следующие обязанности:

- подготавливать  с учетом мнения работодателей  профсоюзов обоснование тарифов  страховых взносов;

- обеспечить  сбор страховых взносов, а также  своевременную выплату страхового  обеспечения в соответствии  с  федеральными законами;

- регулярно  информировать в установленном  порядке страхователей, застрахованных  лиц, государственные,  общественные  организации в своем финансовом  состоянии и принимать меры  по обеспечению своей финансовой  устойчивости;

- обеспечивать  контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными Федеральными законами о контрольных видах обязательного социального страхования;

- контролировать  правильность и своевременность  назначения и выплаты страхового  обеспечения застрахованными лицами;

- осуществлять  учет уплачиваемых страховых  взносов и зачисляемых средств  от уплаты налога;

- осуществлять  регистрацию страхования;

- осуществлять  ведение  единого учета застрахованных  лиц и страхователей, поступления  и расходования средств обязательного  социального страхования на основе  единых идентифицированных знаков;

- бесплатно  предоставлять страхователям не застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным общественным организациям информацию о совей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;

- бесплатно  информировать и консультировать  страхователей о нормативно-правовых  актах по вопросам обязательного  социального страхования.

Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ (ФСС), согласно которому Фонд управляет средствами государственного социального страхования России. ФСС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положением о Фонде.

ФСС – является специализированным финансово - кредитным  предприятием при Правительстве  РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС санаторно-курортными учреждениями, являются Федеральной  собственностью.

В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:

- региональные  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  на территории субъектов РФ;

- центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях  хозяйства;

- филиалы  отделений, создаваемые региональными  отраслевыми отделениями Фонда  по согласованию с председателями  Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для  обеспечения  деятельности Фонда социального  страхования создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов  Фонда социального страхования. При фонде образуется – правление, а при отраслевых отделениях –  координационные советы, ФСС,  его  региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами,  имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета  в банках. Место нахождения фонда  является Москва.

Средства  Фонда являются целевыми по  характеру  использования. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных. Средства ФСС могут расходоваться только по следующим направлением в области социального страхования и обеспечения граждан:

1.выплата  пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшие на учет в ранние  сроки беременности; при рождении  ребенка; при усыновлении ребенка;  по уходу за ребенком до  достижения или возраста 1,5 лет,  а также социальные пособия  на погребение или возмещение  стоимости гарантируемого перечня  ритуальных услуг;

2.оплата дополнительных  выходных дней по уходу   за ребенком – инвалидом или  инвалидам детства; оплату путевок  для работников и их детей  в санитарно-курортные учреждения, расположенные на территории  России;

3.частное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев. Имеющих лицензии на право  занятий этими видами деятельности;

4.частичная  оплата путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории РФ для работающих  граждан;

5.частичное  содержание детско-юношеских спортивных  школ (оплата расходов на оплату  труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений,  необходимых для учебно-тренировочного  процесса;

6.оплата проезда  к месту лечения и обратно;

7.создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости фонда на всех  уровнях;

8.обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

9.финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  в случаях, установленных законом;

10.проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования  и охраны труда осуществление  иных мероприятий в соответствии  с задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрения  внештатных работников Фонда,  активно участвующих в реализации  мероприятия

по социальному  страхованию;

11.участие  в финансировании программы международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования. Для обеспечения  контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию и т.п. на предприятиях, в организациях, учреждениях и многих субъектах образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука