Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении» выделяет военнослужащих, - проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшие. Указанные  лица вправе получать следующие виды пенсий:

1) пенсия  по инвалидности - называется  военными, ставшими инвалидами в период  прохождения ими военной службы  по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин,  или не позднее 3-х месяцев  после увольнения с военной  службы, либо в случае наступления  инвалидности позднее этого срока,  но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которое  было получены в период прохождения  военной службы;

2) пенсия  по случаю потери кормильца  – назначается нетрудоспособным  членам семьи погибшего (умершего) военного, если гибель(смерть) наступила в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов … Нетрудоспособным членам семьи пенсия назначается при условии, если они при жизни погибшего (умершего) военного находились на его иждивении.

Пенсия по старости

В соответствии ст.5- 173  ФЗ «О трудовой пенсии». Одним  из видов трудовых пенсий является пенсия по старости. Трудовая пенсия по старости состоит из базовой, страховой  и накопительной части. Одним  из условий для приобретения права  на получение трудовой пенсии является наличие  у застрахованного лица страхового стажа. Законодатель предусматривает  следующую продолжительность страхового стажа:

- не менее  5-ти лет для получения пенсии;

- независимо  от продолжительности страхового  стажа, но не менее одного  дня, для получения пенсии по  инвалидности;

- независимо  от продолжительности страхового  стажа,но не менее одного дня, для получения пенсии по случаю потери кормильца.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности состоит из базовой, страховой  и накопительной части.

Она устанавливается  в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям, при наличии ограничения способности  к трудовой деятельности Ш, П или 1 степени. Порядок признания граждан инвалидам утвержден Постановлением Правительства РФ. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причин инвалидности и продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Исключение представляет тот случай, когда у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им  умышленного уголовного наказуемого деяния или  умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. В этих случаях устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с ФЗ № 166-ФЗ.

При наличии у инвалида в специальной части его лицевого счета пенсионных накоплений, ему устанавливается накопительная часть трудовой пенсии при выполнении следующих условий:

- не ранее  достижения или возраста 60 лет  (мужчин) и 55 лет( для женщин);

- инвалидам  с детства, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности  Ш и П степени, - независимо от возраста;

- лицам, больными  спофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам и инвалидам по зрению, имеющим ограниченные способности к трудовой деятельности Ш степени, - не ранее достижения ими возраста. Предусмотренного ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ.

Пенсия по случаю потери кормильца

В соответствии  с п.1 и п.4 ст.9 ФЗ № 173-ФЗ право на  трудовую пенсию по случаю потери кормильца  в соответствии с ФЗ № 166 имеют  нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, составляющие на его иждивении. Члены семьи умершего кормильца  признаются состоявшими на его иждивении  согласно п.3 ст.9 ФЗ № 173-ФЗ, если они  находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая  была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Семья безвестно  отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  устанавливается независимо от продолжительности  страхового стажа кормильца. А также  от причины и времени наступления  его смерти, за исключением некоторых  случаев.

Пенсия за выслугу лет

В соответствии со ст.5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» одним из видов государственной  пенсии является пенсия за выслугу  лет, которая назначается федеральным  государственным служащим. А также  военнослужащим ст.13 ФЗ РФ»О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу…» № 4468-1 устанавливает категории граждан, имеющие право на данный вид пенсии…

Медицинское страхование  граждан РФ

В целях обеспечения  конституционного права граждан  РФ на медицинскую помощь 28 июня 1001г. был принят Закон РФ «О медицинском  страховании граждан в РФ»: Медицинское  страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

В соответствии со ст.12 Закона для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования были созданы  Федеральный и территориальные  фонд обязательного медицинского страхования  как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

В связи с  принятием ГКРФ, ФЗ «О правительстве  РФ» Указом  Президента от 28 июня 1998г. № 729 «Вопросы Федерального фонда  обязательного медицинского страхования» Правительству РФ было поручено утвердить  устав Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования и оформить его руководящие органы. Устав  Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования утвержден  постановлением Правительства РФ 28 июня 1998г. № 857. Устав определяет правовые положения Федерального Фонда ОМС: задачи, функции, источники формирования, органы управления, контроль за его деятельностью, порядок ликвидации и реорганизации.

После введения П части НК (январь 2002г.), предусматривающего введения единого социального налога (ст.234 НК РФ). изменен порядок исчисления страхового налога (взноса) в фонды обязательного медицинского страхования. Страховой налог (взнос) в фонд обязательного медицинского страхования исчисляется и уплачивается в составе одного социального налога. Размер ставки налога определяется дифференцированно в зависимости от суммы налогооблагаемой базы и категории плательщика (страхователя). В соответствии со ст.241 НК РФ для всех работодателей (за исключением работодателей, являющихся сельскохозяйственными производителями, и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) установила различные ставки налога. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога в фонды обязательного медицинского страхования устранены ст243, ст244 НК РФ.

 

Правовой статус фонда  обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного  медицинского страхования (федеральный  и территориальные) предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивая финансовых ресурсов на его проведение. Законом предусматривается, что финансовые средства находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

И федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом РФ.

Основными задачами Федерального фонда являются:

- финансовое  обеспечение установленных законодательством  РФ прав граждан на медицинскую  помощь за счет средств обязательного  медицинского страхования в целях,  предусмотренных Законом РФ «О  медицинском страховании граждан  в РФ»;

- обеспечение  финансовой устойчивости системы  обязательного медицинского страхования  и создание условий для выравнивания  объема и качества медицинской  помощи. Предоставляемой гражданам  на всей территории РФ в  рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования;

- аккумулирование  финансовых средств Федерального  фонда для обеспечения финансовой  стабильности системы обязательного  медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд выполняет, в частности, следующие  функции:

1) осуществляет  выравнивание финансовых условий  деятельности трудовых фондов  обязательного медицинского страхования  в рамках базовой программы  обязательного медицинского страхования;

2) разрабатывает  и в установленном порядке  вносит предложения о размере  взносов на обязательное медицинское  страхование;

3) выделяет  в установленном порядке средства  территориальным фондом обязательного  медицинского страхования, в т.ч.  на безвозвратной и возвратной  основе, для выполнения территориальных  программ обязательного медицинского  страхования;

4) осуществляет  совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования и органами Государственной  налоговой службы РФ контроль  за своевременным и полным  перечислением страховых взносов  (отчислений) в фонды обязательного  медицинского страхования;

5) осуществляет  совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования контроль за рациональным  использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

6) участвует  в разработке базовой программы  обязательного медицинского страхования  граждан и ряд других функций.

Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых  взносов (отчисления) хозяйственных  субъектов и иных организаций  на обязательное медицинское  страхование в размерах, установленных  Федеральным законом.

2) ассигнований  из федерального бюджета на  выполнение федеральный целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных  взносов юридических и физических  лиц;

4) доходов  от исполнения временно свободных  финансовых средств.

Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной  собственностью   и закрепляет за ним на праве оперативного управления.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность «Полученные от такой деятельности доходы», а также  доходят использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов  имущество в установленном порядке  поступают в распоряжение Федерального фонда ОМС, учитываются на балансе  и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Управление  Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующие исполнительным органом – директором. Директор осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за её результаты и подотчетен правлению Федерального фонда. Он решает все вопросы деятельности Федерального фонда. Кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.

Контроль  за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда ОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки предоставляется в Правительство РФ.

Пособие гражданам, имеющим  детей

Правовое  регулирование отношений, связанных  с назначением, выплатой и прекращением выплаты пособий гражданам, имеющим  детей, осуществляющаяся в соответствии с ФЗ от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданами, имеющим детей». ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, имеющие право на данное пособие имеют:

- граждане  РФ, проживающие на территории  РФ;

- граждане  РФ, проходящие военную службу  по контракту. Службу в качестве  лиц рядового и начальствующего  состава в органах внутренних  лет,  в Государственной противопожарной  службе, в учреждениях и органах  уголовно-0исполнительной системы  и гражданский персонал воинских  формирований РФ, находящихся на  территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

- на иностранных  граждан и лиц без гражданства.  В том числе и беженцев, проживающих  на территории РФ.

Действие  закона не распространяется:

- на граждан  РФ, дети которых находятся на  полном государственном обеспечении;

- на граждан  РФ, лишенных родительских прав;

- на граждан  РФ. выехавших на постоянное место жительства за предела РФ.

Законодатель  представляет субъектам РФ принимать  и утверждать законодательные акты в области социального обеспечения  граждан, имеющих детей, в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей», другими федеральными законами. Региональные законодательные акты могут устанавливать  дополнительные выдачи материальной поддержки  семей с детьми.

Согласно  ст.3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, им5еющим детей» устанавливаются  следующие виды государственных  пособий:

1)      пособие по беременности и  родам;

2)      единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

3)      единовременное пособие при   рождении ребенка;

4)      ежемесячное пособие на период  отпуска  по уходу за ребенком  до достижения или возраста  полутора лет;

Информация о работе Право социального обеспечения как наука