Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

3.5. Нравственная гигиена социума.

 

Прежде чем  перейти к разделу педагогики правового воспитания необходимо сделать  обязательную оговорку. Три рассмотренных  компонента юридического просвещения  в общеобразовательном учреждении: педагогика ненасилия, педагогика здорового потребительства и педагогика духовно-нравственных основ семейной жизни способны оказывать только преимущественно индивидуальное воздействие на учащегося в целях его воспитания как автономной личности, сознающей свое духовное достоинство и ответственность, способной ориентироваться и противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира. Однако социальное воспитание, ценное и важное само по себе, не может быть достаточно успешным без соответствующих изменений макросреды. Для требований юридического просвещения такие изменения касаются необходимости реального формирования для несовершеннолетних атмосферы “нравственной гигиены” - гарантированной государством возможности жить в благоприятной нравственно-этической социальной среде.

Идея создания благоприятной нравственной среды подразумевает образование такого стандарта базисной, общей, доступной для всего населения среды жизнеобитания, которая бы “гигигиенически” была максимально ограждена от смешения и влияния имеющихся в обществе субкультур: криминальной, гомосексуальной, “развратной”. Размещение данных субкультур в обществе вполне успешно решается в некоторых странах запада путем создания специальных “кварталов”, где эти культуры сосредотачиваются – каждый совершеннолетний гражданин имеет доступ в эти кварталы, за исключением несовершеннолетнего, которому необходимо время для полноценного формирования своей личности в базисной среде с нравственной “гигиеной”.

В России, по сути, ничего еще пока не сделано для  формирования этой базисной нравственно “гигиенической” среды. С экранов телевидения на несовершеннолетних “льются” потоки агрессии, насилия, жестокости, из изученных работ российских криминологов не было встречено ни одного исследователя, который бы не признавал криминогенную роль демонстрации насилия и агрессии в СМИ (в отличие от зарубежных исследований, в которых, впрочем, расхождение абсолютного большинства авторов заключается лишь в степени признания криминогенного влияния СМИ). СМИ, особенно телевизионные компании, систематически не соблюдают требования ст. 4 Закона “О средствах массовой информации”, запрещающей распространять передачи, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

После размышления  на тему о том, какими конкретными  механизмами можно было бы переломить ситуацию господства насилия и жестокости в СМИ возникло пока единственное, потенциально перспективное предложение. На данный момент пока еще не является достижимым нередко поднимавшаяся идея об организации “этических” советов, контролирующих соблюдение законодательства средствами массовой информации. Сегодня реальным может быть другой путь: это осуществление судебного контроля над СМИ, инициаторами которого в ситуации абсолютно бездеятельных правоохранительных органов могут быть заинтересованные члены общества. На практике это может выглядеть следующим образом: внести в статью 59 Закона “О средствах массовой информации” дополнение о том, что общественные объединения, в уставе которых указано, что цели этого объединения предусматривают контроль за соблюдением законодательства средствами массовой информации, имеют право обращаться в суд всякий раз, когда считают, что это законодательство нарушается. Особенно активными на этом поприще защиты общественной нравственности могли бы быть объединения родительских комитетов, некоторые из которых уже пытаются что-то делать130.

Отдельного освещения  в вопросе о базисной “гигиенической”  среде составляет проблема безудержной  пропаганды порнографии, эротики, чувственных  наслаждений, максимального сексуального удовлетворения от своего тела и от своих “партнеров”, пропаганды смелости экспериментов в области секса и тому подобное при выдвижении лишь одного условия - секс должен быть безопасным. Нелишне заметить, что вся эта пропаганда растления, сказывающаяся наиболее негативным образом на несовершеннолетних, грубым образом нарушает международно-правовой принцип защиты детей от всех форм эксплуатации и обеспечения их сексуальной неприкосновенности (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).

Под все разговоры  о том, что любые способы ограничения  этого растления будут нарушением свободы слова, умалчивается тот факт, что международная и зарубежная законодательная практика неуклонно придерживаются принципа допустимости и правомерности общих прав физических и юридических лиц в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами общества в целом и его особо охраняемой и наиболее беззащитной составляющей – несовершеннолетних. Так, статья 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая “право ребенка свободно выражать свое мнение”, включающее “свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода”, устанавливает, что “осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, … которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения”.

“Некоторые  ограничения” прав издателей, авторов, телекомпаний на выпуск порнографической и эротической продукции в  соответствии с концепцией базисной нравственной “гигиенической” среды подразумевают, что в рамках этой среды такая информация должна быть для них недоступна.

Остается надеяться, что  “страусиная” политика государства - закрывать глаза на распространяющийся в колоссальных масштабах порно- и сексбизнес после принятия Концепции национальной безопасности и Доктрины информационной безопасности может измениться. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) “обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления”.

А пока все происходит по-старому. В г. Москве, например, с 11 августа 1994 г. действуют Временные правила коммерческого и иного распространения на территории г. Москвы печатной продукции эротического характера № 386-РМ, о существовании которых, наверное, мало кто знает. В пп. 9 и 10 этих правил указано: “Продажа эротических изданий несовершеннолетним лицам, а также ознакомление их с ними запрещается. Выкладка на витрины печатной продукции в неспециализированных магазинах производится в местах, не доступных для несовершеннолетних лиц. Продажа эротических изданий вне отведенных для этого помещениях в соответствии со статьей 146 Кодекса РФ об административных правонарушениях "влечет наложение штрафа от трех до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без таковой”.

Как известно, повсеместно  эти правила торговцы эротическими изданиями не соблюдают, а власти, соответственно,  не принуждают их к  этому. Практически аналогичная  ситуация существует и в сфере  торговли табачными и алкогольными изделиями, которые также абсолютно доступны для несовершеннолетних.

A

3.6. Педагогика  правового воспитания.

Под правовым воспитанием  понимается деятельность, направленная на формирование правового сознания, правовой культуры учащейся молодежи, уважение к праву, его целям, убежденности в его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации действовать правомерно. В аргументе  уже говорилось о том, что правосознание молодежи на сегодняшний момент находится на очень низком уровне. В дополнение к этому можно сослаться на резолюцию всероссийской научно-практической конференции “Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях”, проводившейся в 12-13 апреля 2000 г. В ней указывается, что по данным ряда исследований “доля подростков, ориентированных на ведение законопослушного образа жизни, обладающих устойчивой морально-нравственной позицией, с каждым годом становится все меньше, в среднем она составляет не более 15-20%”131.

На основании  этих данных, которые подтверждаются и проведенным школьным опросом, можно с уверенностью утверждать, что имеющийся средний уровень правосознания у несовершеннолетнего населения свидетельствует о потенциально высокой криминогенности многих его носителей. И тем более этот уровень правосознания не соответствует требованиям, предъявляющимся к будущим “строителям” правового государства и общества. Именно в связи с этим возрастает актуальность и важность систематической организации правового воспитания в общеобразовательном учреждении, которые сегодня признаны практически всеми.

Предлагаемая  в данной работе концепция юридического просвещения строится на классическом понимании того, что правовое воспитание несовершеннолетних теснейшим образом  связано с их нравственным воспитанием,132 о чем уже многократно говорилось на страницах диплома. Так, первые три компонента социальной педагогики (ненасилия, здорового потребительства, духовно-нравственных основ семьи) формируют основу “базового” правосознания и внутреннюю мотивацию к исполнению закона, которые своими истоками уходят в раннее детство и во многом зависят от типа семейного воспитания. Один из создателей теории социального контроля, американский криминолог Хирши Т. по этому поводу писал, что уважение к ценностям закона и правовой системе складывается из характера отношений с другими людьми, особенно родителями133.

В совокупности меры по духовному, нравственному и  правовому воспитанию направлены на формирование здорового правосознания, состоящего из укоренения личности в  сознании своего духовного достоинства, личностной автономии и включенности себя в социальную целостность общества. Только при наличии трех этих компонентов в личности правосознание перестает быть ситуативным, неустойчивым или нигилистским - оно становится автономным, независящим от действия внешних обстоятельств. Как писал Иван Ильин: “Автономным является такое правосознание, воля которого не только остается верной праву, но пребывает верной себе в праве: исполняя требования закона, она не насилует себя, потому что сама ищет той же цели, которой служит закон… Такое правосознание остается верным себе не только в воле, но и в действии, ибо его деяния являются зрелым плодом его убеждений и решений… Воспитание в народе такого правосознания есть единственный путь к свободе и автономии. Народ, доросший до него, будет иметь и автономного гражданина, и автономную власть…”.134

В связи с  этим представляется, что правовое воспитание в школе должно обязательно  состоять из двух компонентов. Во-первых, это формирование правового пространства школы (или правового уклада), который бы мог с первых же классов давать учащемуся опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, опыт по исполнению и применению этих норм. Во-вторых, это собственно правовое образование, состоящее из выделенного из обществознания в отдельный предмет курса основ государства и права.

Создание правового  пространства школы как первого, самого важного компонента правового  воспитания является крайне необходимым  для получения не отвлечённого, не оторванного от реальности, непосредственного  опыта права учащимся. Как пишет Тубельский А.Н., преподавание права в школе должно обязательно приносить опыт правового поведения, без которого преподавание права неполезно и даже вредно, потому что всегда возникает раздвоение и расхождение между тем, что говорится о правовом поведении и, что реально существует в семье, в реальной жизни школы. И где, как не в школе учащемуся лучше всего получать опыт правового поведения?

На практике правовой опыт представляется целесообразным получать следующим образом. Школа уподобляется существующей микромодели государства, общества. Школьная община продуцирует собственные нормы права, и самым активным образом в этом участвуют учащиеся. Так в “Школе самоопределения”, которую возглавляет Тубельский А.Н., существует своя Конституция, восемнадцать законов, различные школьные положения. Причем, это не “игрушечные” нормы права, а реально действующие, регулирующие школьную жизнь. Есть своя судебная власть - органы, регулирующие споры, избирательный процесс - учащиеся избираются в Совет школы.

Основной задачей  организации такого правового уклада школы является то, что учащиеся получают не теоретические, а практические навыки самоопределения. Тубельский А.Н., цитировавший Головину М.Ф., говорил, что  “самоопределение – это опыт самоопределивания”, - то есть опыт самому себе ставить пределы”135. А этот навык (самому себе ставить пределы, а также исполнять их), крайне важен для формирования здорового автономного правосознания.

Создание правового  уклада в школе с развитыми  элементами реального самоуправления учащихся является ранним важным этапом “борьбы за право”. Ведь как и в “большом” обществе, в “малом” обществе школы действует характерное для первого традиционное “право сильного”, “право войны”, “кулачное право”, “право власти”. И это особенно заметным становится сегодня, когда  конфликты между учащимися стали гораздо более частыми, межличностные отношения более напряженными. Поэтому является вполне очевидным, что школьный правопорядок не может утверждаться там, где присутствует лишь декларативное обучение праву, не сопровождающееся одновременно организацией правового уклада школы.

Второй компонент  правового воспитания – правовое образование - должно органично вписываться  в происходящие в школе правовые процессы – обеспечивать его теоретически, практически, предлагать информацию к размышлению – то есть, прежде всего, формировать интерес к праву как к живой системе норм, регулирующих жизнь. И поэтому целесообразно, чтобы усиленное внимание на уроках основ государства и права уделялось изучению, прежде всего, тех социально-правовых институтов, которые окружают школьника: семьи и школы. Как для студента, который пишет диплом, важно получение навыков поиска, организации, анализа материала, так и школьнику важно получить не какие-то знания слишком отвлеченного характера, а, например, детально изучить законодательство об образовании: от Конституции РФ, до последнего приказа Минобразования РФ136, чтобы полученные навыки поиска, анализа, а самое главное - применения права использовать при решении других вопросов.

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах