Правовое просвещение в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

32 Обобщенные характеристики 12 психологических портретов агрессивных подростков (см.: Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения у подростков. М., Воронеж, 1996. –С. 52-62.

33 Двумя другими элементами правосознания являются духовное достоинство личности и ее самообладание (автономия). См.: Ильин И.А. Большевизм и кризис современного правосознания. М., 1998. -Т.7. –С. 10.

34 Антонян Ю.М. Указ. соч. –С. 280; Сибиряков С.Л. Указ. соч. –с. 35.

35 Гармаев А. От зачатия до рождения. Волгоград, 2001. –С. 37.

36 Гармаев А. От зачатия до рождения. Волгоград, 1996. –С. 59.

37 Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. –1990. -№ 2 (Цит. по: Голод С.И. Семья и брак. –С. 155.

38 Nye F.I. Family relationships and delinquent behavior. New York, 1958. pp. 47, 51.

39 Сибиряков С.Л. Указ. соч. –С. 44.

40 См., например: Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961. –С. 100; Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. Екатеринбург, 1995. –С. 108-114. Влияние на девушек преступниц: Богданов Л.Ф. Криминологическая характеристика правонарушений несовершеннолетних женского пола // Вестник МГУ. Сер. 11. Вып. 2, 1979 –С. 94-95; Усманова Л.Ф. Некоторые особенности причин преступлений несовершеннолетних женского пола // Проблемы профилактики преступности на современном этапе. Свердловск, 1983. –с. 75-76.

Развод родителей  вызывает у ребенка озлобленность, недоверие, чувство нравственной ущербности, вызывает глубокую обиду, недоверие  к взрослым, убеждение, что каждый думает о себе. Отсутствие в семье отца способно сформировать завистливость, мстительность, стремление компенсировать это демонстративным самоутверждением, физической силой, удалью, что быть “не хуже” других. Сам неполный характер семьи объективно уменьшает возможности оставшегося родителя в общении с ребенком, в организации совместного проведения досуга, контроля за успеваемостью, связями, времяпровождением, обеспечения материального благосостояния.  Усложняются условия воспитания в неполной семье также в связи с подверженностью матери психологическим стрессам, снижением уверенности в себе, ограничением социальной поддержки. Лишенная мужской поддержки, мать нередко выбирает непедагогические средства воздействия детей. Подросток же, лишенный мужского подхода в воспитании, строгости, авторитета отца часто оказывает неповиновение матери.

Юсупов, изучая преступность несовершеннолетних преступниц пишет о крайне негативной роли развода  на девушек: “В большинстве случаев  после развода матери девушки-правонарушительницы  начинают вести аморальный образ жизни, а, как установлено нашим и рядом других исследований, аморальность матерей для подавляющего большинства девушек-подростков, совершивших преступления, сыграла решающую роль в формировании общественного поведения… По их ответам после развода родителей: 11,8 % озлобились; 19,7% - уединились “в себя”; 41 % - стали более нервной, раздражительной; 13, 7% - стали завистливее (особенно к тем, у кого в семье все в порядке); 9,85 % - мстительнее; 51% девушек стали стало с трудом корректировать свое поведение; 3.9% в окружающих стали видеть в основном только врагов; у 21,6 % развод вызвал сильнейшее эмоциональное потрясение. (Юсупов М.Р. Криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних женского пола. М., 2000. –С. 96,97).

41 Исследователь Геттинг А., например, обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей (Goetting A. Patterns of homicide among children // Criminal Justice and Behavior. –1989. -№ 16. –P. 63-80)

42 См. у Макаренко А.С.: “Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете”. (Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. –С. 108).

43 Двойменный И.А., Лелеков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социс. –1993. -№ 10. –С. 54-59. В исследовании проанкетированы 1340 семей подростков, совершивших преступления в Воронежской и Тамбовской областях. Результаты сравнивались с контрольным опросом 150 старшеклассников средней школы № 75 г. Воронежа.

44 Флоренская Т.М. Мир дома твоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции // Духовно-нравственное воспитание. Приложение к журналу “Воспитание школьника”. –2001. - № 2. –С. 41.

45 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. –С. 106.

46 См.: Базаров Р.А.. Указ. соч. –С. 110. Двухдетных семей в 1994 г. было 15%, семей с тремя и более детьми – 5%.

47 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации // Государственный комитет РФ по молодежной политике. Рук. авт. колл. Ручкин Б.А., Родионов В.А. Отв. ред. Луков В.А.и др. М., 2000.  –С. 81.

48 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. –с. 113.

49 Базаров Р.А. Указ. соч.  –С. 111.

50 Флоренская Т.М. Указ. соч. –С. 51.

51 См., например: Сукало А.А. –Указ. соч. –С. 93, 112.

52 Общественная (деловая) направленность характеризуется большим интересом к другим людям, развитостью диалогизма, умению подчинять общественным требованиям собственные интересы.

53 Приводится по Флоренской Т.М. Указ. соч. –С. 40.

54 Тут можно заметить, что свою общественную или деловую направленность личность может проявлять на разных уровнях коллектива.

55 Действительно здесь есть над чем задуматься. Почему, например, среди троечников в школе есть те, кто довольны своим положением и адекватно представляют ограниченность своих учебных возможностей, и те, кто не доволен низкими отметками, хотя у них такие же способности, как и у первой группы троечников. И если первые ведут себя спокойно, то вторые испытывают сильную потребность проявлять себя, привлекать к себе внимание, самоутверждаться иным способом, часто, девиантным.

56 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 (Цит. по: Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.  М., 2000. –С. 41-42).

57 В литературе много исследователей высказывалось о необходимости массового повышения педагогической компетентности родителей как одного из профилактических мероприятий. Например: Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие / Бланков А.С., Бурмистров И.А., Крюкова Н.И., Плешаков В.А., Фокин В.М. М., ВНИИ МВД РФ, 1999 -С. 101. О необходимости этого в 70е годы еще писал Ермаков В.Д. –Указ. соч. –С.12.

58 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. –С. 106.

59 Антонян Ю.М. Жестокость нашего времени. М., 1995. –С. 277.

60 Макаренко А.С. Указ. соч. –С. 133.

61 Юсупов М.Р. Криминологическая характеристика преступности среди несовершеннолетних женского пола. М., 2000. -С. 85.

62 Цит. по: Сибиряков С.Л. Указ. соч. –С. 68.

63 Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие / Бланков А.С., Бурмистров И.А., Крюкова Н.И., Плешаков В.А., Фокин В.М. М., ВНИИ МВД РФ, 1999. –С. 26.

64 Там же. –С. 27.

65 Там же.

66 Там же. –С. 27.

67 Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних // Известия вузов. Правоведение. –1999. -№ 1. –С. 154.

68 Цит. по: Каневский Л.Л. Указ. соч. -С. 154.

69 Каневский Л.Л. по этому поводу пишет: “Мировая практика свидетельствует о том, что рыночные отношения предусматривают честный и добросовестный труд. А нравственное отношение к труду надо воспитывать с детства, и эта обязанность должна лежать прежде всего на родителях” (Каневский Л.Л. Указ. соч. –Там же).

70 См. например: Сибиряков С.Л. Указ. соч. –С. 44; Прозументов Л.М. Груповая преступность и ее предупреждение. Томск, 1993. –С. 76-78; Сукало А.А. Указ. соч. –С. 99-104.

71 Прозументова Г.Н. Теоретическое обоснование цели и сущности системы коммунистического воспитания. Томск, 1986. –С. 37-40.

72 Там же.

73Пилипенко Л.М., Плакун В.Н., Хорунжий С.Н. Роль нравственных убеждений профилактике правонраушений несовершеннолетних // Психолого-педагогические условия повышения эффективности воспитательной работы по предупреждению правонарушений среди учащейся молодежи. Киев, 1980. –С. 50.

74 Бепяева В.А. Указ. соч. –С. 3.

75 Сукало А.А. Указ. соч. -С. 101.

76 Там же. –С. 53.

77 Беляева В.А. –Указ. соч. –С. 58.

78 Выступление министра образования РФ Филиппова В.М. на X Международных Рождественских образовательных чтениях // Церковный вестник. –2002. –№ 2 (231). –С. 9.

79 С текстом этой концепции можно ознакомиться в базе данных Минобразования: http://db.informika.ru/MO/index.htm

80 Цит. по: Ермаков А. Записки из мертвой школы // www.pravoslavie.ru/jurnal/society/mertvshkola.htm

81 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М., 1994. –Т. 4. –С. 81.

82 К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. Полное собрание сочинений. Изд. 2. М., 1955. –Т. 4. –С. 443-444.

83 В рамках данной работы используется определение агрессивности Бэрона Р. и Ричардсона Д., которые понималию усвоенную форму умышленного поведения, нацеленную на оскорбление или причинения вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения (Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2000. –С. 26.

84 Сукало С. –99-100.

85 Там же. –с. 89.

86 Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М., 1982. –С. 110.

87 Юнг К. Приближаясь к бессознательному // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. –с. 351-436. –С. 417.

88 Впервые защитные механизмы были исследованы З. Фрейдом и подробно проанализированы и описаны А. Фрейд (Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., 1993).

89 Перлз Ф. Опыт психологии самопознания М., 1993. (Цит. по: Ситаров В.А., Маралов В.Г. Указ. соч.  -С. 60).

90 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. –М., 1975. –Цит. по: Ситаров В.А, Маралов В.А. Указ. соч. –С. 64.

91 Ситаров В. А. Маралов В. Г. Указ. соч. –С. 64.

92 См.: Ухтомский А.А. Доминанта. М., Л., 1966 (Цит. по Флоренская Т.М. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия // Духовно-нравственное воспитание. Приложение к журналу “Воспитание школьника”. –2001. - № 3. –С. 13.

93 Там же. –С. 93.

94 Первова И.Л. Асоциальное поведение и подростков / С.-Петерб. гос. ун-т. Спб., 1999. –С. 255.

95 Под потребительством понимается преобладание в личности материальных интересов над другими, наличие завышенных притязаний на обладание материальными ценностями. В более широком значении потребительство понимается как установка личности на получение удовольствий, развлечений в качестве основного смысла жизни, привычка в поступках руководствоваться только личными интересами. Это своеобразная “доминанта на себе” плюс гедонизм как усвоенное качество личности.

96 Паразитизм – уклонение личности от социально-значимых трудовых форм деятельности, стремление либо  “жить” за чужой счет, либо прилагать наименьшие усилия для достижения наибольшего результата.

97 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации // Государственный комитет РФ по молодежной политике. Рук. авт. колл. Ручкин Б.А., Родионов В.А. Отв. ред. Луков В.А.и др. М., 2000.. –С. 65.

98 Приведено по: Основы нравственности. Учебн. пособ. для школьников и студентов. М., 2000. –С. 246.

99 Еще Э. Дюркгейм считал одной из главных причин преступности болезненное потребительство: “Безграничные желания ненасытны по своему существу, а ненасытность небезосновательно считается признаком болезненного состояния”. Общество может и должно с помощью различных механизмов ограничить желания его членов. Если этого сделать не удается, обществу грозит хаос, дезорганизация, аномия (Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). Спб., 1912. –С. 326).

100 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. –С. 182.

101 Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. –С. 313.

102 Там же. –С. 317.

103 Там же. –С. 318.

104 Там же. –С. 319.

105 Там же. –С. 323.

106 Там же. –С.  333.

107 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. –С. 199.

108 Там же. –С. 329.

109 Там же. –С. 330.

110 Макаренко А.С. Указ. соч. –С. 91. Макаренко писал, что если воспитатель не позаботится о воспитании торможения, то оно не “получается”. “Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Это торможение выражается в каждом физическом и психическом движении, в особенности оно проявляется в спорах и ссорах. Как часто ссорятся дети потому, что у них  нет способности торможения” (Там же. –С. 92).

111 О важности этого пишет, например, Юсупов М.Р. Указ. соч. –С. 111.

112 Криминология: Учебник / Под ред. акад. Кудрявцева В.Н., проф. Эминова В.Е. М., 1995.

–С. 291. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью  в Великобритании. М., 2001. –С. 72-73.

113 Нагаев В.В. Соотношение правонарушений несовершеннолетних и нравственные отклонения в их половом поведении // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982. –С. 69-70.

114 Габиани А.А. О правовых мерах по ограничению проституции и ее социально опасных последствий // Советское государство и право, 1991. –№ 2. –С. 71.

115 Гернет М.Н. Моральная статистика. М., 1922. –С. 119.

116 Борбат А.В. Проблемы преступности несовершеннолетних в Москве // Преступность, статистика, закон. М., 1997. –С. 76-77.

Информация о работе Правовое просвещение в старших классах