Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:46, дипломная работа
Проблемы правового поведения субъекта в условиях современного общества, специфика правосознания и правовой культуры всегда являлись значимыми в контексте анализа комплекса различных правовых явлений, в том числе правовой культуры, правосознания, правового поведения, законности и правопорядка. Более того, исследование всех вышеуказанных проблем может быть осуществлено только на основании точного и правильного понимания юридического просвещения, осознания значимости данного явления в разрезе учения о ценности права. В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к юридическому просвещению, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие и сущность правового просвещения.
1.2 Механизм, формы и методы правового просвещения.
2. ЮРИДИЧЕСКОЕA ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ.
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
3.1. Место школы в структуре субъектов юридического (правового) просвещения.
3.2. Педагогика ненасилия.
3.3. Педагогика здорового потребительства.
3.4. Педагогика духовно-нравственных основ семьи.
3.5. Нравственная гигиена социума. 3.6. Педагогика правового воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вышесказанное, конечно же, не означает отказ от изучения основ всех отраслей права, но подразумевает, что для успешного решения задачи воспитания гражданина с высокой правовой культурой требуется какая-то специализация на уроках права, как раз одним из элементов этой культуры является правовой опыт, связанный с детальным изучением хотя бы одного вопроса. А для этого лучше всего подходит изучение законодательства об образовании, знания о котором важны при организации и участии в правовой жизни школы (хотя, очевидно, что необходимы и определенные знания избирательного права – чтобы выбирать и быть избранным в какой-нибудь школьный орган; знания о юридической ответственности – правильно наложить дисциплинарную ответственность за нарушение школьного законодательства и т.д.).
Чтобы правильно ответить на вопрос о соотношении уделяемого внимания к уголовному праву, по сравнению с преподаванием других отраслей права, представляется, необходимо учитывать психологические особенности возрастных периодов учащихся. Так, для более раннего подросткового возраста (12-14) лет более понятным с точки зрения психологического развития является изучение предписаний и запретов – норм, ориентирующихся на императивный, нежели диспозитивный метод регулирования. По мере взросления, завершения формирования личности, повышения чувства личной ответственности, подростку психологически более понятным становится изучение норм-дозволений, то есть гражданского, и связанного с ним отраслей права. В этом отношении можно как бы уподобить прохождение возрастных периодов ребенка историческому развитию человечества, в котором по мере его “взросления” уменьшалась роль уголовного права (ведь большинство памятников права, пожалуй, за исключением памятников римского права137, представляют собой Судебники). Поэтому в возрасте 12-14 лет целесообразно уделять больше внимания изучению основ уголовного и административного права, а в более старших классах – изучению гражданского права и связанного с ним отраслей права.
Закончить этот раздел о правовом воспитании хотелось бы словами Макаренко А.С., который писал: “Я считаю главным недостатком нашей школы вовсе не плохую дисциплину и не плохую успеваемость, а отсутствие определенного тона и стиля, отсутствие традиций и неясность вопроса о нормах. (Плохая) дисциплина и успеваемость являются только результатом этих недостатков… Все школьное общество должно быть мобилизовано на выработку норм поведения и наблюдение за выполнением этих норм” 138.
В заключение этой главы в качестве предложений по изменению законодательства предлагается ввести дополнения в ст. 14 Закона об образовании РФ № 12-ФЗ:
A Окончательно ч. 1 и ч.2 ст. 14 изложить в следующем виде:
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1.Содержание образования является одним из факторов нравственного, экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение
духовно-нравственного
создание условий для ее самореализации;
укрепление и совершенствование правового государства.
2.Содержание образования должно обеспечивать:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и традиций, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
гармоничную интеграцию личности в национальную и мировую культуры;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира,
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;
воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой духовностью и нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование у обучающегося гражданской ответственности, правового самосознания, культуры здорового потребления;
формирование у обучающегося культуры мира и межличностных отношений на принципах терпимости и ненасилия;
воспитание личности, ориентированной на создание крепкой, здоровой семьи и обладающей высокой культурой чистоты половых отношений.
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Заключение.
Завершая дипломную работу, хочется подытожить всё вышесказанное. AИтак для того, чтобы деятельность по юридическому (правовому) просвещению несовершеннолетних была успешной и помогла сформировать новое гражданское общество чистое от пороков переходного периода, необходимо учитывать множество факторов влияющих на формирование личности.
По своей
природе предложенная в работе концепция
юридического просвещения относится
к общесоциальным культурно-воспитательным
мерам и теснейшим образом
связана с процессом
Предложенная
система мер, направленных на внедрение
в сознание индивидов демократических
правовых и моральных ценностей,
принципов права, стойких убеждений
в необходимости и
достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека;
повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
создание у несовершеннолетних устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Правовое просвещение неразрывно связано с правовым обучением.
Традиционными формами правовой работы с населением считаются правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями. Огромное значение в системе правового просвещения имеет выработка мер, направленных на повышение правовой культуры молодого поколенияA.
1 "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" 4 мая 2011 года,
2 Традиционная материалистическая диалектика не охватывала, как пишут авторы учебника по криминологии Долгова А.И. и Ванюшкин С.В., весь механизм причинного комплекса, представляя лишь одностороннее влияние материальных условий жизни людей на общественное сознание, а последнее, в свою очередь – на преступность. Интеракционистский же диалектический подход отходит от упрощенного представления о взаимосвязи причины и следствия, формулируя причины преступлений и преступлений как сложное взаимодействие среды и человека (людей). В соответствии с этим подходом на поведение влияют не только те условия среды, которые ранее оказали влияние через сознание человека (в том числе на подсознание тоже – Прим. автора), но и новые, возникшие и начавшие действовать именно в ситуации такого криминального поведения (Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией А.И. Долговой. М., 2001. – С. 206-207).
3 Первая поправка заключается в том, что осуществление нравственного закона Гегеля является не первостепенной, а второстепенной задачей права, заключающейся в приспособлении этого закона к условиям практической жизни. Кроме того, гегелевская философия права покоится на одной ключевой идее, в которой в известном смысле концентрируется объективная оценка государства. Согласно этой ключевой идее предмет исторического процесса образуют не лица, ибо они преходящи, а институты, которые сохраняются и длятся. Лицо – лишь акциденция, лишь промежуточная инстанция. Чичерин Б.Н. решительно протестует против этого взгляда. Главное в истории, по его убеждению, не институты, а лица, живые носители нравственного закона; от них зависит и усовершенствование институтов, обусловленное способностью лиц отделяться от исторического процесса и формулировать требования и претензии к нему. Этот взгляд Чичерина, как комментирует Новгородцев П.И. значительно видоизменяет гегельское построение; он придает всей философии Чичерина характер своеобразного русского комментария и обработки гегелизма (Новгородцев П.И. Сочинения М., 1995. –С. 383).
4 Криминология. Словарь-справочни. 4-полностью переработанное издание справочника Э. Рессмана по криминологии для практикующих криминалистов. М., 1998. –С. 140.
5 Необходимо заметить, что указанная школа является школой с успевшими сложиться определенной культурой и традициями. Полученные во многом негативные ответы учащихся на вопросы о правосознании, криминогенных установок позволяют с уверенностью говорить, что в “обычных” школах результаты ответов были бы еще хуже.
6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237. - 25 декабря.
7 Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. – 2002. – с.18.
8 Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания
граждан России на рубеже веков. [Электронный
ресурс].URL:http://tsu.tmb.ru/
9 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.623.
10Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. Наук / Т.М.Почтарь. – Москва. - 2001. - С.47.
11 Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - №3. – С.70.
12 Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301.
13 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник / О.Ф.Скакун. - Харьков: Консум, 2000. - 691 – С.18.
14 Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.492.
15 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.625.
16 Вельчев А.Д., Мошак Г.Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 1990. –С. 40.
17 Сибиряков С.Л. Указ. соч. –С. 5.
18 Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети,школа. М., 1939. –С. 62, 65.
19 Сибиряков С.Л. Указ. соч. –С. 34-35.
20 Там же. –с. 34.
21 Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. –С. 94.
22 Симбиоз – греческое слово, означающее совместную жизнь, термин исользуется Мараловым и Ситаровым.
23 Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. –С. 111.
24 Сибиряков С.Л. –С. 43.
25 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2000. –С. 100.
26 Гармаев А. От зачатия до рождения. Волгоград, 2001. –С. 61-62.
27 Jones N.B., Ferreira M.C.R., Brown M.F., Macdonald L. Agression, crying and physical contact in one- to three-year-old children // Agressive Behavior. –1979. –5. –P. 121-133. –Цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 2000. -С. 94.
28 Антонян Ю.М. Жестокость нашего времени. М., 1995. –С. 302.
30 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. –С. 295.
30 Там же. –С. 297.
31 Антонян Ю.М. Указ. соч. –С. 278.
Одновременно к этому можно добавить,
что неразвитость общения ребенка с родителями
характерна не только для отчужденного
воспитания, но и вообще для многих современных
семей, не только в России, но и во всем
мире. Основным признаком этой проблемы
является, например, большое количество
детей с неразвитостью речи и слуха. Так
около двадцати лет назад в Германии количество
детей с нарушениями речевой и слуховой
способности не превышало 4%. Но в 1988-92 детский
врач из Майнца Манфред Хайнеманн обнаружил,
что среди трех-четырехлетних малышей
процент речевых нарушений приближается
к 25. Сегодня этот показатель вырос еще
на 20%. Почти половина немецких детей не
умеет нормально разговаривать. Да и не
только немецких. В 1996 году в начальных
школах Великобритании запустили специальную
программу, обучающую первоклассников
спрашивать дорогу и здороваться. Агентства
социального страхования в той же Германии
настолько озабочены ростом специальных
логопедических школ, что на собственные
средства выпустили книгу "Поговори
со мной!" Тема более чем актуальная,
ведь средняя европейская мать тратит
на разговоры со своим ребенком 12 минут
в день (Цит. по: Ермаков А. Неживая среда
обитания: картинки с выставки // www.pravoslavie.ru/jurnal/