Правовой статус депутатов государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:
- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;
- характеризовать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- дать характеристику понятия депутат .
- обсуждение современных проблем правового статуса депутата Государственной Думы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5
1.1 История развития представительных учреждений 5
1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 14
Глава 2. Принципы правового положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 32
2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 32
2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы 36
Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ 38
3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов 38
3.2.Основные обязанности депутата Государственной Думы 43
Глава 4. Депутатский мандат 44
4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы 44
4.2 Формы деятельности депутата Государственной Думы 48
4.3.Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции 49
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Файлы: 1 файл

Курсач КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 99.47 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление 

 

Введение                                                                                                                2

 

Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.                                                                    5                                                           

1.1 История развития представительных  учреждений                                  5

1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации                                                                                              14

 

Глава 2. Принципы правового положения  и деятельности депутата Государственной  Думы Федерального Собрания РФ.                                 32

2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы         32                                                                        

2.2 Приобретение статуса депутата  Государственной Думы                  36

 

Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ                                                                            38

3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов   38                                                                                         

3.2.Основные  обязанности депутата Государственной  Думы                     43

 

Глава 4. Депутатский мандат                                                                        44

4.1.Возникновение,  прекращение и срок действия  мандата депутата Государственной  Думы                                                                                    44

4.2 Формы деятельности депутата  Государственной Думы                      48 

4.3.Участие  депутата Государственной Думы  в работе     соответствующей фракции                                                                           49

 

Заключение                                                                                                        63

Список используемой литературы                                                                65

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже 20-21 вв. произошло значительное обновление российских государственно-правовых институтов. Это связано со стремлением народа России к построению демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления, признающего в качестве высшей ценности человека, его права и свободы. Важнейшим элементом государственно-правовой реформы стало учреждение постоянно  действующего, формируемого на основе свободных и равных выборов,  профессионального  парламента России.

Новый подход к организации и роли представительного  органа государства потребовал изменения  правового статуса депутата. Пересмотру подверглись права и обязанности  народных избранников, гарантии их деятельности, условия наделения полномочиями. Однако произведенные преобразования породили новые проблемы в статусе  депутатов российского парламента. В настоящее время существует практика неисполнения депутатами предвыборных обещаний, непосещения заседаний  Государственной Думы, лоббирования ими интересов узких групп  населения. Чрезмерностью отличаются социальные гарантии статуса парламентария  и гарантии его личной неприкосновенности. Политические партии имеют практически  неограниченные возможности влияния  на осуществление полномочий отдельными депутатами. По данным социологов, лишь 8-10 процентов российских граждан  в полной мере доверяют депутатам  и положительно оценивают их деятельность. В таких условиях законодательство о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ подвержено постоянным изменениям с целью поиска оптимального характера взаимоотношений депутатов с избирателями.

Важность  деятельности депутатов Государственной  Думы для всех граждан России и  необходимость совершенствования  их статуса предопределяет  выбор данной темы.

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:

- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;

- характеризовать  правовой статус депутата Государственной  Думы Федерального Собрания РФ;

- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- дать характеристику понятия депутат .

- обсуждение  современных проблем правового  статуса депутата Государственной  Думы.

Функционирование парламентского механизма непосредственно связано  с существующей в государстве  партийной системой. В странах  с многопартийными системами, формирование, внутренняя организация и деятельность парламента связаны с образованием депутатских объединений, при этом главным критерием их создания является именно партийная принадлежность депутатов.

В российской парламентской практике, учитывающей опыт зарубежных стран  по формированию и функционированию парламентов, имеется собственная специфика - в структуре высшего законодательного органа страны формируются и действуют два вида депутатских объединений: фракции, формируемые на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатские группы, образуемые депутатами, не вошедшими во фракции.

Депутатские объединения в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации играет важную роль в решении  важных вопросов, касающихся функционирования парламента и его взаимодействия с другими органами государственной  власти. Тот факт, что большая  часть депутатов является членами фракций и депутатских групп, позволяет характеризовать эту палату как самый политизированный орган власти. Анализ деятельности Государственной Думы показал, что большинство политически острых, актуальных для страны вопросов инициируется этой палатой парламента, а именно - представителями депутатских фракций. Например, инициатива в вопросе выражения недоверия Правительству обычно принадлежит фракции КПРФ; фракция "Яблоко" регулярно ставит острый вопрос о ситуации в Чеченской Республике и т.д. Встречи с главой государства, Председателем Правительства Российской Федерации, "круглые столы" с участием представителей федеральных органов государственной власти, заключение политических соглашений - все это является показателем той роли, которая отводится парламентским депутатским объединениям в современных российских условиях. Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал, что политические партии являются связующим звеном между гражданским обществом и властью. В непосредственном участии политических партий в формировании органов государственной власти и представительстве в этих органах раскрывается двойственная природа партий.

Регламентом Государственной Думы депутатские объединения наделены целым рядом полномочий, которые можно рассматривать как гарантии парламентской деятельности политических партий

В процессе становления отечественной государственности  изначально формировались и соседствовали  друг с другом две ведущие тенденции: великокняжеская, самодержавная, и  общинная, земско-соборная, демократическая.

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

1.1 История развития представительных  учреждений

На всем протяжении политико-правовой истории  России можно с известной долей  условности наблюдать их параллельное движение: князь, его дружина и  народное вече, избиравшее должностных  лиц; атаман и казачий круг, определявший направление деятельности казачьего  сословия; самодержец и Земские соборы как «Совет всея Земли»; император  и Государственная Дума как попытка  представить классы и сословия всего  общества; Генеральный секретарь монопольной правящей партии и сама партия, Советы народных депутатов, по-своему стремившиеся к отстаиванию интересов человека труда, всего общества.

Взаимодействуя, эти тенденции то взаимодополняли друг друга и, находя согласие, скрепляли общество, значительно усиливая одна другую, то вступали между собой в острое противоречие, нередко завершавшееся противоборством. И тогда, какая бы из них не одерживала верх, ее успех оказывался скоротечным и окончательным, а результатом становилось взаимное ослабление, падение престижа государства и авторитета институтов власти.1

Говоря  о возникновении, реализации на практике идеи народного представительства  в истории России и о складывании  парламентаризма, отметим, что первая серьезная попытка создать в  России представительные органы власти, была связана с деятельностью  Земских соборов. Они созывались на Руси примерно в течение 120 лет (середина 60-х годов XVI века – середина 80-х  годов XVII века). Конечно, они не были и не могли быть парламентами в  современном смысле слова. Тем не менее, при укреплявшемся самодержавии они обеспечивали представительство, как некоторых общественных сил, так и специфических местных  интересов.

Лишь  к концу XVII столетия самодержавная  тенденция окончательно берет верх, и институт Земских соборов исчезает из политической истории. Однако вплоть до революции 1905 года идея Земского собора оставалась в России важным символом для разных политических сил.

Социальный  и политический режим, введенный  Петром Великим, бывший по форме и  содержанию отрицанием идеи парламентаризма, тем не менее, постоянно порождал различные проекты введения в  России представительной системы и  реальные, хотя, на первый взгляд, не очень  значимые структуры представительства.

С 30-х  годов XVIII столетия русская политическая мысль интенсивно разрабатывает  различные планы ограничения  самодержавия с помощью органов  парламентского типа. А в период правления Екатерины II возникают  институты представительства сословий, сначала дворянства, затем купечества.

В ходе реформ Александра II в России рождается  земство — всесословное (включая  и крестьянство) представительство  на уровне уездов и губерний. В 1870 году формируются городские сословные  «парламенты» — органы городского самоуправления. Наконец, в 1906 году вводится общенациональный двухпалатный парламент, и до октября 1917 года в стране существует парламентская система, хотя, безусловно, нетождественная парламентаризму  современного типа.2

История соединения законодательной функции  с представительством в России имеет  достаточно давние корни, хотя и является менее древней и более фрагментарной, чем история собственно представительства. Это было связано, прежде всего, с  характерными для того времени представлениями  о том, что законотворчество и  тем более законодательство не являются непрерывным процессом, то есть законы даются по мере надобности, в идеале – раз и навсегда.

Поэтому проблема созыва законосовещательного или даже законодательного собрания оказывалась в центре внимания в  эпохи государственных преобразований. Так происходило с Земскими соборами, со спорами о конституции при  Александре I и Александре II, в конечном счете, с первыми четырьмя российскими  Думами.

Что же касается модели соединения представительства  и законодательства на основе разделения властей, то она появилась в России не ранее 1906 года.

Официально  народное представительство в России было учреждено манифестом и законом  о создании Государственной Думы, изданным 6 августа 1905 года. Первоначально  предполагался только законосовещательный  характер нового органа. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который  Дума могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности российского парламента. Главным  из них было то, что вся исполнительная власть в стране подчинялась только царю. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой  страны, ему подчинялись вооруженные  силы, объявлял войну, заключал мир, мог  вводить в любой местности  военное или чрезвычайное положение.3

В «Свод  основных государственных законов» был внесен специальный § 87, который  разрешал царю в перерывах между  сессиями Думы издавать новые законы от своего имени.

Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был  считаться с подъемом революционных  настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство.

Порядок выборов в первую Думу определялся  в законе о выборах, изданном в  декабре 1905 года. Согласно ему учреждались  четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. По рабочей  курии к выборам допускались  лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишились 2 млн. мужчин-рабочих.

Выборы  не являлись всеобщими, равными и  прямыми. Не всеобщими они были потому, что в выборах не участвовали  «женщины, лица моложе двадцати пяти лет, лица, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состоящие  на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные, несостоятельные или малоимущие лица» и другие. Не равными потому, что один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 90 тысяч. Не прямыми они были потому, что являлись двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.4

Информация о работе Правовой статус депутатов государственной Думы