Правовой статус депутатов государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:
- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;
- характеризовать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- дать характеристику понятия депутат .
- обсуждение современных проблем правового статуса депутата Государственной Думы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5
1.1 История развития представительных учреждений 5
1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 14
Глава 2. Принципы правового положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 32
2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 32
2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы 36
Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ 38
3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов 38
3.2.Основные обязанности депутата Государственной Думы 43
Глава 4. Депутатский мандат 44
4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы 44
4.2 Формы деятельности депутата Государственной Думы 48
4.3.Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции 49
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Файлы: 1 файл

Курсач КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 99.47 Кб (Скачать файл)

При обращении  депутата Государственной Думы или  члена Совета Федерации в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации  должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской  деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют  необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности  в соответствии с федеральным  законодательством о государственной  тайне.

Парламентарии пользуются преимущественным правом выступать  по вопросам своей деятельности в  государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые ими по поручению соответствующей  палаты, комитета или комиссии, а  также депутатского объединения, подлежат обязательному опубликованию или  распространению через государственные  средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом (членом Совета Федерации), но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представляемых депутатом (членом Совета Федерации) материалов без его согласия не допускается. Наряду с этим федеральное  законодательство устанавливает для  парламентариев дополнительные юридические  гарантии охраны их прав в области  трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.23

По Конституции  Российской Федерации (ст. 98) и Федеральному закону о статусе депутатов член Совета Федерации и депутат Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Однако  следует иметь в виду, что, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г., эти положения распространяются лишь на действия по осуществлению  парламентариями их деятельности и  качестве депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации.

В случае возбуждения дела, связанного с уголовной  или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, применительно к действиям, не относящимся к осуществлению парламентской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты Федерального Собрания.

Неприкосновенность  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими  средства связи, на принадлежащие им документы.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное  мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие  их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это  положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  были допущены публичные оскорбления  или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена  федеральным законодательством.

Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации вправе  отказаться отдачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.24

Вопрос  о лишении депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  неприкосновенности решается по представлению  Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение  к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев  задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной  Думы или члена Совета Федерации  Генеральный прокурор вносит в соответствующую  палату представление.

Палата  не позднее чем в недельный  срок со дня внесения представления  Генерального прокурора рассматривает  это представление, принимает по нему мотивированное решение и в  трехдневный срок извещает о нем  Генерального прокурора. При необходимости  от Генерального прокурора могут  быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в палате вправе участвовать ее член (депутат), в отношении которого внесено  представление.

Жизнь и  здоровье депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае гибели (смерти) депутата (или члена Совета Федерации), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им парламентских полномочий или в случае причинения депутату (члену) в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

В случае причинения депутату или члену Совета Федерации связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного  повреждения здоровья, повлекших  стойкую утрату трудоспособности, ему  ежемесячно выплачивается компенсация  в размере разницы между ежемесячным  денежным вознаграждением на момент выплаты компенсации и назначенной  пенсией без зачета выплат страховых  сумм по государственному страхованию.

Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации освобождаются  на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.25

Срок  полномочий депутата Государственной  Думы засчитывается в общий и  непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату  Государственной Думы по окончании  срока его полномочий предоставляется  прежняя работа (должность), а при  ее отсутствии – другая равноценная  работа (должность) по предыдущему месту  работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по профилю либо с их согласия по иному месту службы.

Федеральное законодательство предусматривает  обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членами  Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы своих полномочий. 

Члену Совета Федерации возмещаются вызванные  проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им работы в Совете Федерации расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения и суточные.26

Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности, за исключением  Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит  из должностного оклада и надбавок к нему. Депутату устанавливается  ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.

Депутату  Государственной Думы ежемесячно возмещаются  расходы, связанные с депутатской  деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом,

Депутату  Государственной Думы возмещаются  вызванные проживанием вне его  посюянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные. Ему и членам его семьи  оплачиваются также расходы, связанные с переездом в Москву для выполнения депутатом его полномочий, и расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства по прекращении его депутатских полномочий. При переезде в Москву депутату и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату – в размере одного ежемесячного денежного оклада, каждому члену его семьи – по 0,5 этого оклада.27

В случае роспуска Государственной Думы ее депутаты получают единовременное денежное пособие  за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения  депутатских полномочий; в этом случае на депутатов распространяются гарантии трудовых прав, предусмотренные федеральным  законодательством для депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания.

Депутату  Государственной Думы и проживающим  совместно с ним членам его  семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства.

Депутату  Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по возрасту, полномочия которого прекращены в связи с  роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная  пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного  возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов  ежемесячного денежного вознаграждения депутата.

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия  на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Им также предоставляется медицинское  и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства  Российской Федерации.

Федеральным законодательством предусматривается  ряд других гарантий для выполнения депутатами Государственной Думы и  членами Совета Федерации своей  работы.

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации для осуществления  ими своей деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется  отдельное служебное помещение. Они пользуются в связи с осуществлением ими своих полномочий правительственной  и другими видами связи, которыми располагают органы государственной  власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации  на территории Российской Федерации. Все  услуги связи они получают вне  очереди. Все виды их почтовых и телеграфных  отправлений пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных, а расходы по использованию средств связи возмещаются за счет федерального бюджета. Они пользуются правом бесплатных телефонных переговоров.

Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации имеют право  бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также  право внеочередного приобретения проездных документов.

Администрации государственных и муниципальных  гостиниц обязаны в течение часа предоставить депутату (члену) отдельный  номер с телефоном.

В Москве члену Совета Федерации номер  в гостинице предоставляется  на постоянной основе.28

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные  с материальным обеспечением деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся на счет федерального бюджета.

Член  Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников, работающих на основании  трудового договора (контракта), а  также не более пяти помощников, работающих на общественных началах.* Депутат Государственной Думы тоже вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника) и но работе в сиоем избирательном округе (для депутатов, избранных по одпомапдатным округам) или но работе в регионе, определяемом соответствующими депутатскими объединениями (для депутатов, избранных по общефедералыюму избирательному округу). Депутаты сами определяют общее число своих помощников и распределяют обязанности между ними. Они вправе иметь также помощников, работающих на общественных началах. 

Важное  значение с точки зрения обеспечения парламентариям нормальных условий работы имеет установленная Федеральным законом о статусе депутатов ответственность за невыполнение их законных требований за неправомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других их родственников за посягательство на честь и достоинство депутатов (членов) за нарушение их неприкосновенности.

Информация о работе Правовой статус депутатов государственной Думы