Правовой статус депутатов государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:
- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;
- характеризовать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- дать характеристику понятия депутат .
- обсуждение современных проблем правового статуса депутата Государственной Думы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5
1.1 История развития представительных учреждений 5
1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 14
Глава 2. Принципы правового положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 32
2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 32
2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы 36
Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ 38
3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов 38
3.2.Основные обязанности депутата Государственной Думы 43
Глава 4. Депутатский мандат 44
4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы 44
4.2 Формы деятельности депутата Государственной Думы 48
4.3.Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции 49
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Файлы: 1 файл

Курсач КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 99.47 Кб (Скачать файл)

Вопрос  о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. При этом соблюдаются следующие основные правила. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор РФ вносит представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора РФ рассматривает это представление, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ. При необходимости от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в соответствующей палате Федерального Собрания вправе участвовать депутат, в отношении которого внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата сообщается той палате, депутат которой привлекался к ответственности.41

Часть 1 статьи 98 Конституции гласит: "Члены  Государственной Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей." Личный досмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службы Российской Федерации. Часть 2 статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания".

В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедура проводится на основании заключения Мандатной  комиссии решением Государственной  Думы, если за это решение проголосовало  две трети от общего числа депутатов  Государственной Думы".

Под привлечением к уголовной ответственности  имеется в виду вынесение следователем постановления о привлечении  подозреваемого в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК). Таким образом, депутатская  неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.

Неприкосновенность  депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему  документы.42

Среди трудовых гарантий можно выделить организационные, к которым относятся право  иметь помощников, право на служебное  помещение, на использование средств связи и другие.

Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту  или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а  также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов  Государственной Думы, избранных  по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Кроме того43

Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы вправе иметь до сорока помощников, работающих на общественных началах.

Парламентарию для осуществления ими своих  полномочий в здании соответствующей  палаты Федерального Собрания Российской Федерации предоставляется отдельное  служебное помещение, оборудованное  мебелью, оргтехникой (в том числе  персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся  правовым базам и государственным  информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи.

По объему социальных гарантий депутаты Государственной  Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители  Председателя палаты - к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства  Российской Федерации соответственно.

К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы относятся:

а) ежемесячное  денежное вознаграждение, также Члену  Совета Федерации, депутату Государственной  Думы и членам их семей возмещаются  расходы, связанные с переездом  в город Москву для осуществления  членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы своих полномочий, а также расходы, связанные с  переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и  членов их семей к постоянному  месту жительства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы после прекращения их полномочий.

б) ежегодный  оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной  государственной службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в  случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование  члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом  Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое  обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные  для федеральных министров.

Довольно  большой список гарантий обуславливается  тем, что необходимо полностью оградить парламентариев, как представителей законодательной ветви власти, от каких либо посягательств на их независимость. Кроме того подчеркивается высокий  статус депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации.44

Законом предусмотрена также ответственность  должностных лицами и других работников органов государственной власти за нарушение его положений. Предоставление заведомо ложной информации, нарушение  положений о неприкосновенности либо давление, связанное непосредственно  с деятельностью в парламенте, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.45

 

3.2.Основные обязанности депутата  Государственной Думы

1) Соблюдать  этнические нормы, правила утвержденные  Государственной Думой.

В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной  Думы выступающий в Государственной  Думе не вправе употреблять в своей  речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству  депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать  к незаконным действиям.

В случае нарушения требований настоящей  статьи председательствующий предупреждает  выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления  в течение всего дня заседания, или ввиду нарушения указанных  требований депутат может быть также  лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым  большинством от общего числа депутатов.

Так же депутата Государственной Думы должен соблюдать  правила ведения заседания, то есть депутат Государственной Думы:

·  выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;

·  продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;

·  выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Регламента Государственной  Думы при нарушении депутатом  Государственной Думы установленных  правил, председательствующий предупреждает  об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

2) Представлять  декларацию о доходах и об  имуществе.

Данная  обязанность депутата Государственной  Думы устанавливается законом с  целью противодействия и предупреждения коррупции, борьбе с нею. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии  коррупции» государственный и муниципальный  служащий должен представлять сведения не только о своих доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера, принадлежащих ему на праве собственности, но и сведения о доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера  своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данный сведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Сведения  о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных  и муниципальных служащих могут  предоставляться для опубликования  средствам массовой информации в  порядке, определяемом нормативными правовыми  актами Российской Федерации.46

В случае непредставления государственным  или муниципальным служащим сведений о своих доходах и доходах  своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, это является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой им должности, либо привлечение его к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальной  печати издания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

 

Глава 4. Депутатский мандат

4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы

«Мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а  также публичная функция, которая  возлагается на депутата парламента или иного представительного  органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми  актами».47

Федеральный закон «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с повышением представительства  избирателей в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределения депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей. Подсчетом суммы голосов избирателей за списки и числа голосов избирателей занимается Центральная Избирательная Комиссия.

Не допускаются  к распределению депутатских  мандатов федеральные списки кандидатов, набравшие менее 6, но не менее 5 или  менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей; в первом случае им дается один, а во втором случае два депутатских мандата.48

«Такое  снижение законодателем барьера, который  должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы быть допущенными  к распределению мандатов делает невозможным представление в  парламенте «малых» партий и партий оппозиции».

Срок  действия мандата депутата Государственной  Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом  Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной  Думы нового созыва, за исключением  случаев досрочного прекращения  полномочий депутатов Государственной  Думы.

Основания досрочного освобождения депутата Государственной  Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации»:

1) депутат  Государственной Думы вправе  сложить свои полномочия по  собственной воле путем подачи  письменного заявления;

2) избрание  или назначение депутата Государственной  Думы на должность, не совместимую  со статусом депутата Государственной  Думы;

3) утрата  или приобретение депутатом Государственной  Думы гражданства иностранного  государства, так как это противоречит  ч. 3 ст.1 Федерального закона «О  статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской  Федерации» и ч. 2 ст. 5 Федерального  закона «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации», в соответствии с которыми  депутатом может является только гражданин Российской Федерации , не имеющий ни второго гражданства , ни вида на жительство, иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

Информация о работе Правовой статус депутатов государственной Думы