Правовой статус депутатов государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:
- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;
- характеризовать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- дать характеристику понятия депутат .
- обсуждение современных проблем правового статуса депутата Государственной Думы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5
1.1 История развития представительных учреждений 5
1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 14
Глава 2. Принципы правового положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 32
2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 32
2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы 36
Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ 38
3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов 38
3.2.Основные обязанности депутата Государственной Думы 43
Глава 4. Депутатский мандат 44
4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы 44
4.2 Формы деятельности депутата Государственной Думы 48
4.3.Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции 49
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Файлы: 1 файл

Курсач КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 99.47 Кб (Скачать файл)

Невыполнение  должностными лицами и другими работниками  органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований парламентариев либо создание им препятствий в осуществлении  их деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или  несоблюдение установленных Федеральным  законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на их запросы  и обращения; неправомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их парламентской деятельности или изменения ее характера; оскорбление депутатов (членов Совета Федерации), в том числе при исполнении ими своих обязанностей, а равно клевета в отношении депутата (члени СоветаФедерации) либо распространение информации о его деятельности в искаженном виде, нарушение федерального законодательства, регулирующего вопросы неприкосновенности депутатов и членов Совета Федерации, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Парламентарии имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими  их личность и полномочия, и нагрудные  знаки соответственно «Член Совета Федерации» и «Депутат Государственной Думы», которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.29  

Удостоверения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации – это документы, дающие право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения.30

 

Глава 2. Принципы правового  положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы

Понятие «правовой статус» достаточно широко применяется в науке права  и законодательстве в настоящее  время.

Слово ««статус»  переводится с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо)» характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус – оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия».

«Правовой статус депутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированное  Конституцией и законами Российской Федерации», к которым относятся  такие законы, как Федеральный  Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный  Закон «О выборах депутатов в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и  др.31

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми установлениями для анализа  статуса депутата Государственной  Думы, его правового положения.

Как уже  было сказано ранее, правовой статус подразумевает под собой не только закрепление такового в нормах права  в отношении, в нашем случае, депутата Государственной Думы, но и наличие  «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной единицей должностного лица»

В настоящее  время существует много различных  мнений, какие именно элементы входят в состав правового статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.32

Однако  все ученые – правоведы сходятся в том, что важнейшей составной  элемент правового статуса должностного лица – депутата Государственной  Думы является его компетенция: его  права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, А.Ю. Якимова компетенция  представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового  статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» таких как:

·  Права депутата Государственной думы:

1) участие  депутата Государственной Думы  в заседаниях, в работе комитетов  комиссий, парламентских, согласительных  и специальных комиссий, создаваемых  Государственной Думой, а также  в парламентских слушаниях;

2) внесение  законопроектов в Государственную  Думу;

3) внесение  парламентского и депутатского  запроса (запроса Государственной  Думы и депутата Государственной  Думы);

4) обращение  с вопросами к членам Правительства  Российской Федерации на заседании  соответствующей палаты Федерального  Собрания Российской Федерации;

5) обращение  к соответствующим должностным  лицам с требованием принять  меры по немедленному пресечению  обнаружившегося нарушения прав  граждан.

·  Обязанности депутата Государственной Думы:

1) Соблюдать  этические нормы, правила утвержденные  Государственной Думой.

2) Представлять  декларацию о доходах и об  имуществе.

В числе  прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной  Думы вопросов: поставленные перед  ним цели и задачи, возложенные  на него функции, ответственность. Любая  функция всегда подчинена цели, работает на нее.

Депутат Государственной Думы является избранником  народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей  и задач является представительство  интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции  как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и  заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.33

Также депутат  Государственной Думы является участником соответствующей фракции, в составе  которой он был избран, и его  задачей является посещение и  участие в её заседаниях, с целью  совместной деятельности и выражения  единой позиции, выработке единой программы  по вопросам, рассматриваемым Государственной  Думой.

Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата

Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса должностного лица – депутата Государственной  Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок  прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.34

Деятельность  депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной  Думы нового созыва, за исключением  случаев досрочного прекращения  полномочий депутата Государственной  Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации».35

Еще одним  очень важным элементом правового  статуса Депутата Государственной  Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат  имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Среди таких  гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский  индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость  депутата, являющихся вознаграждением  за его труд и способствующих утверждению  депутата как личности»

В соответствии с вышесказанным, можно сделать  вывод, что под правовым статусом депутата Государственной Думы в  широком смысле следует понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое  положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными  нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутата Государственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих  сущность и содержание правового  положения депутата, а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности, осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.36

 

 

2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы

Депутаты  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избираются на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

Право на участие в выборах, на основании  ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» имеет гражданин  Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеющий полную правоспособность, не содержащийся в местах лишения  свободы по приговору суда, не имеющий  на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость.

Право на избрание в депутаты имеет «гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и имеющий  право участвовать в выборах».37

Депутат Государственной Думы выбирается на основе пропорциональной избирательной  системы, «…по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы».

«Кандидат в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации должен либо состоять в политической партии, либо ходатайствовать о включении  своей кандидатуры в федеральный  список от данной партии, так как  в соответствии с действующим  законодательством у гражданина отсутствуют возможности реализовывать  свое право при выборах в Государственную  Думу, если он беспартийный.», так как  только политическая партия, имеющая  право участвовать в выборах, имеет исключительное право выдвигать кандидатов.38

Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации  и часть 2, ст.6 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» в их правовом единстве определяют, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не допускают возможности  депутатам Государственной Думы заниматься предпринимательской или  другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности; находиться на государственной или муниципальной службе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,

Подобные  ограничения введены законодательством  в целях не допустить зависимости  депутатов от каких-либо государственных  органов власти или частных интересов  других лиц, так как «получение депутатом  дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной  Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам  общенациональным, государственным».

Недопустимость  службы депутата в органах или  аппарате исполнительной и судебной властей объясняется тем, что  депутат должен быть свободен от влияния  других государственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.

Таким образом, запрет депутатам Государственной  Думы находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью дает возможность  сосредоточиться исключительно  на работе, выполнении полномочий депутата Государственной Думы.

В случае, если кандидат, избранный депутатом Государственной Думы отказывается от освобождения занимаемой им должности, несовместимой со статусом депутата, или не подает приказ (иной документ) в Центральную избирательную комиссию с подтверждением об освобождения от должности в установленный законом пятидневный срок со дня получения извещения об избрании его кандидатуры, он исключается из федерального списка.

Кандидат, избранный депутатом Государственной  Думы приобретает статус депутата Государственной  думы «только на основе выборов, в  результате которых и формируется  депутатский корпус и благодаря  которым он в своей совокупности и приобретает качества субъекта права, который наделяется избирателями возможностью осуществлять власть народа через представительный орган власти»39

 

Глава 3. Ответственность  депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ

3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, ответственность за нарушение статуса парламентария.

Для наиболее эффективного осуществления парламентариями  своих полномочий ФЗ «О статусе члена  Совета Федерации и статусе Члена  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет гарантии их деятельности. По способу  выражения их можно разделить  на две группы: правовые и социальные или экономические.

Важнейшей правовой гарантией деятельности парламентариев является неприкосновенность. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев их задержания на месте преступления. Они также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.40

Информация о работе Правовой статус депутатов государственной Думы