Правовой статус депутатов государственной Думы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Для достижения формирования целостного представления о статусе депутата предполагается решение следующих задач:
- отразить в курсовой работе историю развития представительных учреждений;
- характеризовать правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- обозначить понятия и признаки правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- дать характеристику понятия депутат .
- обсуждение современных проблем правового статуса депутата Государственной Думы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1: Демократия и правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5
1.1 История развития представительных учреждений 5
1.2 Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания и члены Совета Федерации 14
Глава 2. Принципы правового положения и деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 32
2.1. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы 32
2.2 Приобретение статуса депутата Государственной Думы 36
Глава 3. Ответственность депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ 38
3.1 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов 38
3.2.Основные обязанности депутата Государственной Думы 43
Глава 4. Депутатский мандат 44
4.1.Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы 44
4.2 Формы деятельности депутата Государственной Думы 48
4.3.Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции 49
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Файлы: 1 файл

Курсач КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.docx

— 99.47 Кб (Скачать файл)

Полномочия  депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях избрания его депутатом иного представительного, органа государственной власти или  органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного  заявления о сложении полномочий депутата такого органа); поступления  депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы.

Решение о прекращении полномочий члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы принимается соответствующей  палатой. Они прекращаются со дня, определенного  постановлением палаты.14

Полномочия  депутата Государственной Думы в  случае ее роспуска прекращаются со дня  роспуска Государственной Думы. При  досрочном выбытии депутата Государственной  Думы его мандат постановлением Государственной  Думы передастся следующему за избранным  кандидату из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы избирательного объединения, которым был выдвинут досрочно выбывший кандидат. 

Члены Совета Федерации, в том числе избранные  на выборные должности палаты, исполняют  свои обязанности на непостоянной основе.

Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат Государственной  Думы не может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной  Думы, приостанавливают свою службу в  ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. 15

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы являются членами коллегиальных  органов – Совета Федерации и  Государственной Думы. Поэтому важнейшая  форма их деятельности – участие  в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях  палат, проводимых в случаях, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 100). Вместе с тем они участвуют  в работе соответствующих комитетов  и комиссий палат; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации  и Государственной Думой; в выполнении поручений соответствующих палат  и их органов в парламентских  слушаниях; обращаются с запросами, работают с избирателями.

Кроме того, депутаты Государственной Думы участвуют  в работе фракций и депутатских  групп обращаются с вопросами  к членам Правительства Российской Федерации на заседаниях палаты.

Деятельность  членов Совета Федерации и депутатом  Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Являясь представителями своих избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь. Депутаты Государственной  Думы, избранные по одномапдатпым избирательным округам, и члены Совета Федерации поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.

Работая с избирателями, парламентарии обязаны  принимать меры, направленные на обеспечение  прав, свобод и законных интересов  своих избирателей; рассматривать  поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать в пределах своих полномочий правильному  и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием  граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить  предложения в соответствующие  органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.16

Парламентарии информируют избирателей о своей  деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Принимая  меры, обеспечивающие права, свободы  и законные интересы избирателей, парламентарии  взаимодействуют с органами государственной  власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Федерации и органов местного самоуправления, с политическими  партиями и иными общественными  объединениями.

Депутату  Государственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляются  соответствующие дни. Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации в их избирательном округе или на территории субъекта Российской Федерации, в границах которого находится этот округ, либо в определенном соответствующим депутатским объединением регионе руководители исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для осуществления полномочий депутата (члена) предоставляют транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, а также извещают население о месте и времени встречи депутата (члена) с избирателями и выделяют для этого помещение.17

Главы администрации  в пределах своих полномочий несут  персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности парламентариев.

Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации обязаны соблюдать  правила депутатской этики. Так, согласно Регламенту Государственной  Думы, выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие  ущерб чести и достоинству  депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать  к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в  случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение  всего дня заседания.18

Депутаты  Государственной Думы и члены  Совета Федерации представляют в  налоговые органы декларацию о доходах  и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную  Думу и Совет Федерации. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в «Ведомостях  Федерального Собрания Российской Федерации».

Возлагая  на парламентариев самые ответственные  обязанности, законодательство предоставляет  им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие  успешно решать стоящие перед  ними задачи, – важнейшие гарантии их плодотворной деятельности.

Такие гарантии устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «О статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания  Российской Федерации», другими федеральными законами, а также

Временным положением об обеспечении деятельности членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В качестве этих гарантий выступают прежде всего права парламентариев на условия работы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление их полномочий, а также обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц создавать эти условия.19

Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 104) и названному ранее Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11), члены Совета Федерации и депутаты Государственном Думы обладают правом законодательной инициативы. Группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы может вносить  предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции  Российской Федерации. Законодательные  инициативы подлежат обязательному  рассмотрению в Государственной  Думе.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего  голоса по всем вопросам, рассматриваем ым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Член  Совета Федерации, депутат Государственной  Думы лично участвует в заседании  своей палаты, а также комитета или комиссии, членом которой он состоит.

Если  парламентарий не может присутствовать на заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии по уважительной причине, он заблаговременно информирует  об этом соответствующего председателя палаты, председателя комитета, комиссии.

Член  Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной  Думы, а депутат Государственной  Думы – на всех заседаниях Совета Федерации.

Депутат и группа депутатов Государственной  Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям  федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию  этих органов.

Запрос  вносится на заседании соответствующей  палаты в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.20

Запрос, внесенный в письменной форме, и  письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании  палаты или доводятся до сведения членов (депутатов) палаты иным путем.

Запрос  призван служить средством контроля Совета Федерации и Государственной  Думы за деятельностью государственных  органов и органов местного самоуправления, которым он адресуется, средством  выявления и устранения недостатков  в их работе.

Депутат или группа депутатов Государственной  Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства  Российской Федерации на заседании палаты. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения члена Правительства Российской Федерации. Если приглашенный член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства доводится до сведения депутатов.

По роду своей деятельности депутату Государственной  Думы нередко приходится встречаться  с руководящими работниками государственных  органов, обращаться в различные  государственные и иные организации, к должностным лицам. В связи  с этим по вопросам своей деятельное и депутаты пользуются правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Аналогичным правом обладают и члены Совета Федерации.21

Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился парламентарий  по вопросам, связанным с его деятельностью, обязаны дать ему ответ на его  обращение или предоставить запрашиваемые  им документы или сведения безотлагательно.

При необходимости  проведения в связи с обращением члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов  и должностные лица обязаны сообщить ему об этом в трехдневный срок со дня получения его обращения. Окончательный ответ представляется не позднее 20 дней со дня получения обращения. Члены Совета Федерации имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения они должны быть извещены заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.22

Важное  значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации необходимой им информации. Они обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

Информация о работе Правовой статус депутатов государственной Думы