Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование системы правового регулирования защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
• Исследовать правовое положение инвесторов и систему нормативных актов, определяющих её;
• Исследовать государственный механизм защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Правовое положение инвесторов на рынке ценных бумаг
1.2. Законодательное регулирование деятельности инвесторов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.1. Деятельность федеральных органов власти в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг
2.2. Судебная защита прав инвесторов
ГЛАВА III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
3.1. Деятельность общественных организаций по защите прав инвесторов
3.2. Деятельность саморегулируемых организаций по защите прав инвесторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

То же можно сказать  и о резолютивной части решения. Здесь, в частности, должно быть сказано не только об удовлетворении иска, но и о применении к ответчику последствий, предусмотренных материальной нормой, регулирующей спорное правоотношение. При рассмотрении и разрешении споров, связанных с требованиями акционеров о внесении их в реестр акционеров, содержание резолютивной части решения должно предопределяться правовыми последствиями, предусмотренными п.2 ст.45 закона «Об акционерных обществах», а не иными нормами этого или других нормативных актов. В случае необоснованности отказа держателя реестра акций от внесения в него соответствующей записи суд обязан сказать в резолютивной части решения не только о незаконности отказа держателя реестра внести соответствующую запись в реестр акционеров, но и обязать его внести необходимую запись в реестр с той даты, с которой она должна быть внесена в соответствии с законом.

Отсюда следует, что, приступая  к изложению резолютивной части  решения по делу о защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, судьи всякий раз должны четко представлять себе правовые последствия, предусмотренные примененной ими по делу нормой материального права.

Имеются основания полагать, что примененная судом в решении  норма материального права, правовые последствия, предусмотренные ею, и характер отношений, урегулированных этой правовой нормой, оказывают влияние на сроки и порядок исполнения решений.

В частности, такие особенности  имеет исполнение решений по делам  об обязании акционерного общества выкупить акции у акционера в случаях, в порядке и сроки, предусмотренные ст.75 и 76 закона «Об акционерных обществах», решений о признании выпуска ценных бумаг недействительным и изъятии их из обращения (п.5 ст.51 закона «О рынке ценных бумаг»).

Специфику исполнения имеют и решения, вынесенные арбитражным судом по делам о признании недействительным акта федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг - решения об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии, решения об отказе в выдаче лицензии либо ее аннулировании и др.46

Особенности исполнения решений по делам, связанным с  защитой прав инвесторов на рынке  ценных бумаг, характеризуют и правовые нормы, закрепленные в ст.18 и 19 закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Указанные нормы предоставляют право общественным объединениям инвесторов - физических лиц осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должника, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, а федеральному компенсационному фонду - право хранения имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов - физических лиц, и на участие в его реализации или обеспечении контроля в целях надлежащего хранения и реализации имущества.

Реализация этими организациями  перечисленных прав приведет к необходимости  координации их деятельности с деятельностью  судебного пристава-исполнителя при исполнении судебных решений о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц на рынке ценных бумаг. Формы координации такой деятельности (правовые и неправовые) также характеризуют специфику исполнения решений по названным делам.

Итак, чтобы исчерпывающим образом выявить процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, связанных с защитой прав и законных интересов инвесторов, необходимо правильно и полно определить круг закрепленных в ГПК РФ или в АПК РФ)и в материально-правовых актах специальных правовых норм, относящихся к рассмотрению и разрешению только данной категории дел. Также на основе анализа подлежащей применению по конкретному делу нормы материального права, прежде всего правовых норм, закрепленных в законах «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и «Об акционерных обществах», следует решить ряд не урегулированных специальными нормами вопросов процессуального характера: о подведомственности дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду, о сторонах, о третьих лицах, об относимости доказательств, предмете доказывания по делу и иных, имеющих существенное и важное значение для данного дела.

Из изложенного следует, что понимание процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел о защите прав и законных интересов инвесторов только как совокупности процессуальных норм - специальных, исключительных, установленных только для рассмотрения и разрешения этих дел, является слишком узким и может привести к вынесению незаконного и необоснованного решения.

Как известно, дела о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг многообразны, каждая категория этих дел имеет  особенности рассмотрения и разрешения. Однако специальные и исключительные процессуальные нормы установлены далеко не для всех из них, а установленные не всегда полно характеризуют особенности судопроизводства по тем или иным делам. Вопросы о предмете доказывания, об относимости доказательств, о третьих лицах, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, и другие сугубо процессуальные вопросы, специфические для каждой группы рассматриваемых дел, могут быть правильно решены только на основе тщательного анализа норм материального права и требуют от юриста наличия высокой квалификации.

 

ГЛАВА III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ

3.1. Деятельность  общественных организаций по  защите прав инвесторов

Дополнительные гарантии прав инвесторов, касающиеся порядка  их информационного обеспечения, прав федерального органа исполнительной власти на рынке ценных бумаг, саморегулируемых и общественных организаций по защите интересов инвесторов, определены Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Статья 18 указанного закона напрямую устанавливает порядок защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц их общественными объединениями. Возможность объединения инвесторов - физических лиц в общественные объединения предусмотрена прежде всего в ГК РФ. В соответствии со ст. 3 Закона «Об общественных объединениях»47 такое право включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. В соответствии с ГК РФ (ст. 117), а также Законом «Об общественных объединениях» (ст. 5) под общественным объединением инвесторов - физических лиц следует понимать добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан-инвесторов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, основной из которых является защита прав и законных интересов на рынке ценных бумаг.

В статье 7 Закона «Об  общественных объединениях» установлено, что общественные объединения могут  создаваться в одной из следующих  организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Таким образом, не установив конкретные организационно-правовые формы создания общественных объединений инвесторов - физических лиц, законодатель допускает возможность их создания в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 7 Закона «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 14 Закона «Об общественных объединениях»  в Российской Федерации могут  создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. При этом под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства, например Всероссийская общественная организация по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России». Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Однако, как следует  из п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав и  законных интересов инвесторов на рынке  ценных бумаг», осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов - физических лиц вправе только общественные объединения федерального, межрегионального и регионального уровней. Таким образом, защита прав и законных интересов инвесторов общественными объединениями инвесторов - физических лиц, созданными на местном уровне, не предусмотрена.

В настоящее время  на территории Российской Федерации  действуют общественные объединения  инвесторов - физических лиц, созданные  на различных уровнях. При этом такие  общественные объединения создаются, как правило, в организационно-правовой форме общественных организаций. Наиболее известными из них являются: Общероссийская общественная организация «Ассоциация Частных Инвесторов»; Межрегиональная общественная организация Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина»; Региональная общественная организация «Объединение вкладчиков финансовых компаний» (Архангельская область), Общественная организация «Союз защиты прав инвесторов, акционеров и вкладчиков» (Костромская область), Орловская областная общественная организация «Общество защиты прав инвесторов ТОО ФК «Хопер-Инвест» (Орловская область). Вместе с тем встречаются общественные объединения инвесторов - физических лиц, созданные в иных организационно-правовых формах. Так, например, в Курской области объединение инвесторов произошло в организационно-правовой форме общественного движения - «Областное общественное движение по защите прав вкладчиков»48.

В соответствии с Законом  об общественных объединениях установлено, что законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. В отношении общественных объединений инвесторов - физических лиц таковым является Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в п. 2 ст. 18 которого определены следующие специальные права общественных объединений инвесторов - физических лиц как право на обращение в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ. Анализ процессуального законодательства РФ позволил сделать вывод, что обращение общественных объединений инвесторов - физических лиц с заявлениями в защиту прав и законных интересов инвесторов возможно только в рамках гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции. Порядок такого рода судопроизводства определяется законодательством о гражданском судопроизводстве, в том числе ГПК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в частности, из гражданских правоотношений. При этом суды общей юрисдикции рассматривают указанные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Из пункта 1 ст. 46 ГПК РФ следует, что организации в случаях, предусмотренных законом, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Законом, предусматривающим право обращения общественных объединений инвесторов - физических лиц в суд, является Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В соответствии с п. 2 ст. 46 ГПК РФ общественные объединения инвесторов, как и другие лица, подавшие заявления в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В статье 33 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных товариществ и обществ, вытекающим из их деятельности (за исключением трудовых споров). Однако п. 1 ст. 53 АПК РФ право на обращение с заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов для общественных объединений инвесторов - физических лиц не предусмотрено. Таким правом в случаях, предусмотренных федеральным законом, наделены государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы49.

Также статьей 27 федерального закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусмотрено право общественных организаций инвесторов право осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»50 весной 1996 г. был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд). Учредителями Фонда являются федеральные органы исполнительной власти и общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе ФКЦБ России, Министерство РФ по управлению государственным имуществом, Российский фонд федерального имущества РФ, Общероссийская общественная организация «Ассоциация Частных Инвесторов», Всероссийская Ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России», Межрегиональная общественная организация Ассоциация по защите прав вкладчиков ИЧП «Властилина».

Одной из основных целей  деятельности Фонда является хранение и участие в реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением условий хранения и реализации этого имущества. Для ее достижения Фонд хранит имущество, предназначенное для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, в том числе имущество, на которое в целях обеспечения иска наложен арест в связи с правонарушениями на финансовом и фондовом рынках, организует его реализацию.

Общественные объединения  инвесторов не только выступали учредителями Фонда, но и получили право контролировать соблюдение условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством РФ. Следует отметить, что подобное право было предоставлено общественным объединениям инвесторов еще в 1996 г. Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»51. В пункте 4.2 Указа № 408 Правительству РФ предписывалось обеспечить выполнение ряда мероприятий, направленных на ликвидацию организаций, привлекавших и привлекающих денежные средства граждан и юридических лиц на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации без соответствующих лицензий. При этом в качестве одного из таких мероприятий было определено привлечение общественных организаций вкладчиков и акционеров к контролю за соблюдением условий хранения и реализации имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав вкладчиков и акционеров, нарушенных в результате противоправных действий на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации. Кроме того, подп. 4.5.2 Указа N 408 обязывал ФКЦБ и ФР при Правительстве РФ в целях усиления общественного контроля за защитой прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации привлекать общественные организации вкладчиков и акционеров к работе Фонда и региональных фондов по защите прав вкладчиков и акционеров.

Информация о работе Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг