Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование системы правового регулирования защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
• Исследовать правовое положение инвесторов и систему нормативных актов, определяющих её;
• Исследовать государственный механизм защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Правовое положение инвесторов на рынке ценных бумаг
1.2. Законодательное регулирование деятельности инвесторов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.1. Деятельность федеральных органов власти в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг
2.2. Судебная защита прав инвесторов
ГЛАВА III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
3.1. Деятельность общественных организаций по защите прав инвесторов
3.2. Деятельность саморегулируемых организаций по защите прав инвесторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В пункте 7.7 упомянутого
выше Положения о СРО установлено,
что СРО вправе создавать специальные
гарантийные и страховые фонды.
Такие фонды создаются в целях
компенсации убытков и
Таким образом, можно сделать вывод, что саморегулируемые организации, объединяя в своих рядах профессиональных участников рынка ценных бумаг, тем не менее, действуют в интересах защиты инвесторов. Фактически они являются влиятельной силой для того, чтобы обеспечить законную деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены
аспекты правового регулировани
Правовое положение инвестора определяется целым комплексом нормативных актов, регламентирующих как деятельность субъектов предпринимательской деятельности – эмитентов ценных бумаг, так и регламентирующих сам правовой режим рынка ценных бумаг. Инвестор - это субъект, осуществляющий передачу имущества - инвестиций в собственность другого лица с целью получения в будущем материальной выгоды дохода, которая может быть создана в результате предпринимательской или иной деятельности субъекта, получившего имущество, или третьих лиц, связанных с указанным лицом, не имеющим правовой возможности участвовать в процессе использования инвестиций и получения дохода. Следовательно, правовое положение инвестора можно определить, исходя из того, что оно носит частно-правовой характер, т.к. инвестор является субъектом правоотношения между ним и лицом, реализующим инвестиционный проект. В этом случае инвестор несет риски как предприниматель в соответствии со ст. 2 ГК РФ и степень этого риска обусловлена тем, что нормами права исключена возможность инвестора влиять на ход реализации инвестиционного проекта.
Правовое положение инвестора регламентируется целым рядом нормативных актов, первая группа которых относится целиком к отрасли гражданского права. Это ГК РФ и федеральные законы, регламентирующие статус юридических лиц, который имеют право на эмиссию ценных бумаг.
Вторая, намного большая по объему группа нормативных актов, регламентирующая правовой статус инвестора – это нормативные акты комплексного межотраслевого характера, как регламентирующих напрямую инвестиционные отношения, так и отношения связанные с функционированием рынка ценных бумаг. В этой второй группе нормативных актов значительную долю составляют нормы права, регламентирующие публичные отношения в сфере государственного управления инвестиционными процессами и функционирование рынка ценных бумаг.
Центральное место в механизме защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг занимает федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Нормы данного закона находятся в тесной взаимосвязи с нормами ГК РФ, федерального закона «О рынке ценных бумаг», а также КоАП РФ и УК РФ.
Уже из этого перечня нормативных актов видно, что права инвесторов защищаются в большей степени нормами публичных отраслей права, которые играют упреждающую, охранительную роль в механизме защиты прав инвесторов, побуждая инициаторов инвестиционных проектов и профессиональных участников рынков ценных бумаг. Но даже эти меры не всегда позволяют предотвратить недобрые намерения некоторых недобросовестных субъектов. В этом механизме нормы отрасли гражданского права направлены на регулирование инвестиционных отношений при условии, что все их субъекты действуют добросовестно, а компенсации подлежат в основном убытки образовавшиеся в результате непреодоления предпринимательских рисков.
Поэтому основным способом защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг служит судебная защита, и её основная разновидность – исковая форма защиты.
Законодатель предусмотрел
также и возможность
При этом практически все формы неюрисдикционной формы защиты прав инвесторов реализуются через само регулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. В данном случае СРО сами контролируют деятельность своих членов, обеспечивая поддержку корпоративного престижа.
Их работы можно сделать вывод, что сегодня уже сформирован достаточно эффективный правовой механизм защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данный механизм продолжает совершенствоваться, однако в нем имеются еще пробелы, позволяющие недобросовестным лицам привлекать большие денежные средства в основном физических лиц, при этом нанося им ущерб. Такие прецеденты неоднократно имели место летом 2008 года.
Данные прецеденты имеют весьма негативное значение для развития рынка ценных бумаг, особенно сейчас, в период всемирного финансового кризиса, когда доверие к ценным бумагам и так подорвано из-за экономических неурядиц, и многие инвесторы распродают свои активы в идее ценных бумаг, выводя денежные средства из фондового рынка и, соответственно из инвестиционного оборота. Поэтому никак нельзя допустить, чтобы еще и разного рода мошенники использовали в своих интересах рынок ценных бумаг.
В этом случае законодателю необходимо продолжить совершенствование механизмов административного контроля за деятельностью лиц, привлекающих чужие средства, и в первую очередь средства граждан. Для этого необходимо принять поправки в законы о рынке ценных бумаг, целью которых является ужесточение лицензирования профессиональных участников, ввести достаточно высокие нормы обязательного резервирования для покрытия инвесторам возможных убытков.
Также необходимо ввести в законодательство нормы, ужесточающие административный контроль со стороны государства за деятельностью лиц, эмитирующих ценные бумаги, и вменить им обязанность пресекать деятельность лиц, которые действуют вразрез с законодательством о рынке ценных бумаг при эмиссии и продвижении на рынок каких-либо инвестиционных продуктов, в том числе и привлекающих вклады граждан. В этом случае необходимо в закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг включить норму о том, что реклама о привлечении денежных средств и продажа ценных бумаг с гарантией высоких дивидендов должна служить основанием для обязательной проверки деятельности таких лиц.
Финансовый кризис показал, что государство должно более жестко отслеживать ситуацию на фондовом рынке и регулировать его деятельность.
Только в этом случае удастся максимальным образом защитить права инвесторов на рынке ценных бумаг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета.- № 7.- 21.01.2009.
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // 1. «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. N 238-239, «Российская газета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25, «Российская газета» от 28 ноября 2001 г. № 233, «Российская газета» от 22 декабря 2006 г. N 289.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // «Российская газета» от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // «Российская газета» от 12 августа 1998 г. N 153-154
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // «Российская газета» от 27 июля 2002 г.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // «Российская газета» от 20 ноября 2002 г.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // «Российская газета» от 27 июля 2002 г.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // «Российская газета» от 25 апреля 1996 г.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // «Российская газета» от 11 марта 1999 г.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // «Российская газета» от 15 марта 2006 г.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // «Российская газета» от 29 декабря 1995 г.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // «Российская газета» от 14 июля 1999 г.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. N 29 ст. 1005
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Российская газета» от 4 марта 1999 г.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // «Российская газета» от 7 апреля 1992 г.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Российская газета» от 13 июля 2002 г.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета» от 5 мая 2006 г.
Указ Президента РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 «О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий» // «Российская газета» от 28 апреля 1995 г.
Указ Президента РФ от
9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре
федеральных органов
Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» // «Российская газета» от 23 ноября 1995 г.
Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» // «Российская газета» от 27 марта 1996 г.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // «Российская газета» от 6 июля 2004 г.
Постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении
Положения о Федеральной
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2006 г. N 06-34/пз-н «О Регламенте Федеральной службы по финансовым рынкам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 мая 2006 г. N 21.
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 апреля 2005 г. N 05-15/пз-н «О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 июня 2005 г. N 23
Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. N 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 7 июня 1997 г., N 4
Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1998 г. N 982-р «О взаимодействии ФКЦБ России с саморегулируемыми организациями при проведении проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 сентября 1998 г., N 7
Материалы судебной практики
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 1999 г. N 1293/99 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2000 г., N 4.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. N 2208/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 2.
Постановление Пленума ВАС РФ от 3 марта 1999 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции» // ВВАС РФ. 1999. N 4.
Информация о работе Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг