Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование системы правового регулирования защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
• Исследовать правовое положение инвесторов и систему нормативных актов, определяющих её;
• Исследовать государственный механизм защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Правовое положение инвесторов на рынке ценных бумаг
1.2. Законодательное регулирование деятельности инвесторов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.1. Деятельность федеральных органов власти в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг
2.2. Судебная защита прав инвесторов
ГЛАВА III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
3.1. Деятельность общественных организаций по защите прав инвесторов
3.2. Деятельность саморегулируемых организаций по защите прав инвесторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Общественные организации инвесторов имеют право объединяться в ассоциации и союзы. В соответствии с п. 2 ст. 121 ГК РФ объединение общественных организаций осуществляется на добровольной основе. При этом установлено, что ассоциация (союз) некоммерческих организаций также является некоммерческой организацией. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз». В статье 13 Закона «Об общественных объединениях» также предусмотрено право общественных объединений на создание союзов (ассоциаций).
В Российской Федерации наиболее известными ассоциациями общественных объединений инвесторов являются Всероссийская Ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов «Вкладчики России», а также Всероссийская ассоциация региональных фондов защиты инвесторов.
Общественные организации инвесторов имеют право создавать собственные компенсационные и иные фонды. Такие фонды создаются в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц. Порядок формирования таких фондов, а также порядок использования средств фондов определяется учредительными и иными внутренними документами общественных объединений.
Таким образом, законодательно создан и функционироует механизм общественного контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Однако, общественные организации в большинстве своем действуют в рамках юрисдикционных форм защиты прав инвесторов. Как видно из анализа законодательства неюрисдикционных способов практически здесь нет.
3.2. Деятельность саморегулируемых организаций по защите прав инвесторов
Защита прав и законных
интересов участников рынка ценных
бумаг, в том числе и инвесторов
саморегулируемыми
Статья 15 определяет порядок защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг со стороны СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Как следует из смысла гл. 13 Закона «О рынке ценных бумаг», в Российской Федерации регулирование рынка ценных бумаг, наряду с ФСФР России (РО ФСФР России), осуществляют непосредственно сами профессиональные участники рынка ценных бумаг - саморегулирование рынка. Для этих целей они при непосредственной поддержке государства создают так называемые СРО. Эти организации осуществляют регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся их участниками (членами). Статус СРО, порядок их создания и функции определены в гл. 13 Закона «О рынке ценных бумаг».
В соответствии со ст. 48 Закона «О рынке ценных бумаг» СРО - добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Следует отметить, что, как правило, объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в СРО происходит по функциональному признаку, т.е. в зависимости от вида профессиональной деятельности. В редких случаях объединение может происходить также и по территориальному признаку, т.е. в зависимости от места нахождения организации. Поскольку СРО являются некоммерческими организациями, получение прибыли не является основной целью их деятельности. Все доходы, получаемые СРО, не подлежат распределению среди ее членов, а используются организацией исключительно для достижения уставных целей.
Из статьи 50 Закона «О
рынке ценных бумаг» следует, что
организация, претендующая на статус СРО,
должна быть учреждена не менее чем
десятью профессиональными
Постановлением ФКЦБ России от 1 июля 1997 г. N 2452 утверждено Положение о СРО. В этом нормативном правовом акте определен порядок осуществления деятельности и правовое положение СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг. В соответствии с Положением о СРО такие организации осуществляют следующие функции: устанавливают правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов, выдают ходатайства для получения в ФСФР России лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляют контрольные полномочия,, налагают санкции и применяют меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства РФ о ценных бумагах, а также устава и внутренних документов СРО, направляют в ФСФР России предложения по совершенствованию законодательства РФ о ценных бумагах, а также анализируют практику реализации законодательства РФ о ценных бумагах и др.
В соответствии со ст. 48 Закона «О рынке ценных бумаг», а также п. 1.6 Положения о СРО одной из основных целей деятельности СРО является защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся ее членами (инвесторов). Для достижения этой цели согласно п. 1 ст. 15 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» СРО вправе осуществлять контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. При этом установлено, что СРО такого рода контроль осуществляют в соответствии с Законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами РФ, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности.
В абзаце 1 п. 2 ст. 15 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» определены лишь основания для осуществления контроля СРО за соблюдением ее членами (участниками) законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Иные требования к осуществлению СРО такого рода контроля определяются в разд. 7 Положения о СРО, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 1 июля 1997 г. N 24, где установлены общие требования к порядку осуществления СРО контроля за соблюдением ее членами требований законодательства РФ о ценных бумагах, актов ФСФР России (ФКЦБ России).
СРО осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг за деятельностью своих членов, а в отдельных случаях - за деятельностью лиц, подавших заявление на вступление в СРО. В случае если ФСФР России направила профессиональному участнику рынка ценных бумаг, являющемуся членом СРО, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах, копия предписания направляется в соответствующую СРО. В этом случае на СРО возлагается обязанность по осуществлению контроля за исполнением данного предписания.
СРО осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг по собственной инициативе, на основании обращения ФСФР России (РО ФСФР России) и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. В целях реализации контрольных полномочий СРО проводит проверки жалоб и заявлений инвесторов, содержащих информацию о нарушении их прав и законных интересов членами СРО, запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, направляет в ФСФР России информацию о выявленных нарушениях законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и отчеты о результатах проведенных проверок, направляет своим членам для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий, применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством РФ, актами ФКЦБ России (ФСФР России), уставом и внутренними документами СРО, направляет в ФСФР России представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО, в случае совершения членом СРО грубого или повторного нарушения требований законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг СРО обязана немедленно сообщить об этом в ФСФР России.
Для осуществления контрольных
функций СРО обязана иметь
в своей структуре
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» СРО самостоятельно определяет формы, сроки и порядок проведения контроля за соблюдением ее членами (участниками) требований законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. При этом установлено, что эти вопросы должны быть отражены в учредительных документах, правилах и стандартах деятельности СРО.
В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, СРО взаимодействует с ФСФР России. Порядок такого взаимодействия определен распоряжением ФКЦБ России от 17 сентября 1998 г. N 982-р53. В частности, при принятии решения о проведении внеплановой проверки СРО обязана не позднее следующего дня сообщить в ФСФР России по телефону, телефаксу или по средствам электронной связи информацию о сроках проведения проверки с указанием оснований ее проведения. Руководитель (первый заместитель руководителя) ФСФР России вправе принять решение об отмене (приостановлении) проведения проверки, о чем до начала проверки ФСФР России уведомляет СРО по телефону, телефаксу или по средствам электронной связи. По окончании каждого квартала не позднее 15-го числа следующего месяца СРО обязаны представлять в ФСФР России по средствам электронной связи с последующим письменным подтверждением отчеты о проведенных проверках. К отчету прилагается справка с анализом выявленных нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных актов ФСФР России по результатам проведенных проверок с предложениями по предупреждению таких нарушений. СРО обязаны по требованию ФСФР России представлять в указанный срок материалы проверок участников, а также сведения об итогах рассмотрения полученных жалоб и заявлений и принятых мерах.
Статья 16 федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» определяет порядок рассмотрения СРО жалоб и заявлений инвесторов.
Из смысла п. 1 ст. 16 следует, что инвесторы при нарушении их прав и законных интересов в результате действий профессиональных участников рынка ценных бумаг, их должностных лиц и специалистов имеют право обратиться с жалобами и заявлениями в СРО. Таким образом, Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» наделяет СРО правом рассматривать жалобы и заявления инвесторов на нарушение их прав и законных интересов, допущенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их персоналом. При этом установлено, что СРО рассматривает жалобы и заявления инвесторов в порядке, предусмотренном учредительными документами, правилами и стандартами ее деятельности.
В соответствии со ст. 50 Закона «О рынке ценных бумаг» положения, касающиеся порядка рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов организации, а также соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов СРО, должны быть включены в правила и положения СРО.
В пункте 2 ст. 16 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлен перечень решений, которые могут быть приняты СРО по результатам рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов. СРО вправе: применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации, рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке, исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в ФСФР России с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» СРО обязана сообщить в ФСФР России об итогах рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов и принятых ею решениях.
В пункте 4 ст. 16 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» определено, что при непринятии СРО мер по законным и обоснованным жалобам и заявлениям инвесторов, а также при неисполнении законодательства РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг ФСФР России вправе применить к СРО санкции, установленные Законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами РФ. В частности, в соответствии со ст. 50 Закона «О рынке ценных бумаг» ФСФР России вправе отозвать разрешение на осуществление деятельности в качестве СРО.
Статья 17 федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает создание компенсационных и иных фондов саморегулируемых организаций. Они создаются для возмещения ущерба, понесенного инвесторами - физическими лицами в результате деятельности профессиональных участников, являющихся участниками (членами) СРО. Тем самым СРО реализует компенсационную функцию, направленную на восстановление прав и имущественных интересов инвесторов, понесших ущерб в результате противоправных действий членов СРО, при отсутствии у последних имущества и денежных средств54. Отдельного нормативного правового акта, регламентирующего правовые основы создания и использования компенсационных и иных фондов СРО, на сегодняшний день не принято. Поэтому порядок создания и расходования средств данных фондов определяется уставами СРО и другими специальными положениями об их деятельности. Решение о создании фондов принимается общим собранием членов СРО. Следует отметить, что в настоящее время в СРО, имеющих соответствующие разрешения ФСФР России, компенсационные и иные фонды не созданы.
Информация о работе Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг