Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование системы правового регулирования защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
• Исследовать правовое положение инвесторов и систему нормативных актов, определяющих её;
• Исследовать государственный механизм защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Правовое положение инвесторов на рынке ценных бумаг
1.2. Законодательное регулирование деятельности инвесторов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.1. Деятельность федеральных органов власти в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг
2.2. Судебная защита прав инвесторов
ГЛАВА III. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
3.1. Деятельность общественных организаций по защите прав инвесторов
3.2. Деятельность саморегулируемых организаций по защите прав инвесторов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормы административного права определяют формы и способы защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Различают юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты прав и интересов инвесторов.
Юрисдикционная форма защиты - это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами, что подразумевает возможность защиты этих прав в судебном или ином процессуальном порядке.
Неюрисдикционная форма защиты - защита гражданского права инвесторами самостоятельными действиями лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Такая форма используется при самозащите прав и при применении лицом мер оперативного воздействия.
Хотя российское законодательство предусматривает обе описанные выше формы, приоритет остается за юрисдикционной формой защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Такой способ защиты прав и законных интересов инвесторов, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, нашел отражение одновременно в нормах Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и Закона «О рынке ценных бумаг». Он может быть реализован путем запрета или ограничения проведения профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельных операций на рынке ценных бумаг, а также приостановления или аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, нарушение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг может привести к привлечению его к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению административного штрафа.
Наряду с нормами конституционного, административного и гражданского права, составляющими основу правового регулирования отношений в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, урегулированы нормами уголовного права. В настоящее время в УК РФ установлена уголовная ответственность за ряд противоправных деяний на рынке ценных бумаг:
· за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (ст. 185);
· за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 185.1);
· за изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг (ст. 186).
Необходимо также отметить, что защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг делает необходимым включение в рамки рассматриваемого законодательства норм гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным или третейским судом. Защита гражданских прав в административном порядке может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом, а решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Кроме того, согласно ст. 42 Закона «О рынке ценных бумаг» ФСФР России вправе обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ. В пункте 2 ст. 14 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлено, что ФСФР России в целях защиты прав и законных интересов инвесторов вправе обращаться в суд с исками и заявлениями: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов; о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии; об аннулировании выпуска ценных бумаг; о признании сделок с ценными бумагами недействительными; в иных случаях, установленных законодательством РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Вместе с тем и сама деятельность ФСФР России в сфере защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг поставлена под строгий судебный контроль.
Так, согласно п. 3 ст. 11 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания ФСФР России могут быть изменены или отменены в связи с вступившим в законную силу решением суда.
Таким образом, система законодательства, определяющая правовое положение инвестора на рынке ценных бумаг имеет обширный межотраслевой характер, что и определяет особое положение инвестора как субъекта гражданского права, о чем упоминалось в предыдущем параграфе.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.1. Деятельность федеральных органов власти в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг
Помимо частно-правовых механизмов защиты инвесторов на рынке ценных бумаг в России создан механизм их публичной защиты.
Согласно Указу Президента
РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 «О мерах по обеспечению
интересов инвесторов и приведению
в соответствие с законодательством
Российской Федерации предпринимательской
Для этого государство путем законодательного регулирования:
· создает организационные и материальные условия для компенсации потерь инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках (Федеральный закон о рынке ценных бумаг);
· пресекает незаконную деятельность юридических лиц по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления или иных операций;
· обеспечивает своевременный поиск и арест по решениям судов имущества юридических лиц, действующих (действовавших) на финансовом и (или) фондовом рынках, к которым предъявлены иски в связи с неисполнением их обязательств перед инвесторами;
· обеспечивает привлечение в установленном порядке к административной и уголовной ответственности лиц, создавших юридические лица, действующих на финансовом и (или) фондовом рынках по привлечению средств инвесторов без цели исполнения объявляемых обязательств (ст. 159, 173, 196 УК РФ и др.).
Из смысла норм Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» прямо следует, что таким органом, прежде всего, является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», положивший начало административной реформе, определил в качестве такого органа Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России).
Функции и права ФСФР России как федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определены в ст. 42 и 44 Закона «О рынке ценных бумаг» соответственно. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 31714 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам. Приказом ФСФР России от 30 марта 2006 г. N 06-34/пз-н15 утвержден Регламент Федеральной службы по финансовым рынкам. Следует отметить, что Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» наделяет полномочиями по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг иные федеральные органы исполнительной власти, регулирующие рынок ценных бумаг. Так, в соответствии с Законом «О рекламе»16 защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг от недобросовестной рекламы ценных бумаг осуществляет антимонопольный орган, в качестве которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 33117 в настоящее время выступает ФАС России.
Таким образом, система административного регулирования защиты прав инвесторов обеспечивается системой нормативных актов от федеральных законов до ведомственных подзаконных актов. Рассмотрим кратко механизм реализации административного регулирования защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
Статья 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. В пункте 1 данной статьи установлен запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Как следует из ст. 19 Закона «О рынке ценных бумаг», государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг является одним из этапов процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг. В соответствии со ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг» эмиссия ценных бумаг - определенная Законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Суть государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг как одного из этапов эмиссии состоит в официальной фиксации обязательств эмитента, удостоверяемых ценной бумагой объема эмиссии и других параметров ценной бумаги. Фактом государственной регистрации выпуска обусловлена возможность осуществления других этапов эмиссии ценных бумаг, в том числе их размещения. В этом смысле регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг является одним из важнейших этапов процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг18. Общие требования к порядку регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг определены в ст. 20 Закона «О рынке ценных бумаг». Детально этот вопрос регламентируется Стандартами эмиссии ценных бумаг.
Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется регистрирующими органами. В качестве таковых, прежде всего, выступают ФСФР России и РО ФСФР России. Их полномочия в сфере государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг разграничены Приказом ФСФР России от 20 апреля 2005 г. N 05-15/пз-н19. Помимо ФСФР России и РО ФСФР России, регистрирующими органами выступают Банк России и Минфин России. Банк России и его территориальные управления выступают регистрирующими органами для ценных бумаг кредитных организаций. Такие полномочия предоставлены Банку России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4)20. Минфин России является регистрирующим органом для выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг. Такие полномочия предоставлены Минфину России Бюджетным кодексом РФ (ст. 165)21.
Регистрирующий орган
обязан осуществить государственную
регистрацию выпуска
Государственной регистрации подлежат все выпуски эмиссионных ценных бумаг. Без этого невозможно размещение эмиссионных ценных бумаг. Поэтому запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, распространяется на все эмиссионные ценные бумаги. Исключение составляют эмиссионные ценные бумаги, возможность размещения которых без государственной регистрации выпуска, предусмотрена федеральными законами. В частности, такие случаи определены Законом «О рынке ценных бумаг». Так, в соответствии со ст. 27.5.1 Закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации выпуска осуществляется эмиссия облигаций Банка России, а в соответствии со ст. 27.5.2 Закона «О рынке ценных бумаг» - биржевых облигаций. Согласно п. 6 ст. 27.5.3 Закона «О рынке ценных бумаг» не подлежит государственной регистрации дополнительный выпуск российских депозитарных расписок. Следует отметить, что в Законе «Об акционерных обществах» также определен ряд случаев, когда ценные бумаги могут размещаться без государственной регистрации выпуска. Однако такие размещения не являются публичными.
В пункте 1 ст. 5 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлен запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Анализ законодательства РФ о ценных бумагах позволил сделать вывод, что к таким ценным бумагам, в частности, относятся акции и опционы эмитента, эмитентом которых выступают закрытые акционерные общества. Дело в том что п. 2 ст. 39 Закона «Об акционерных обществах» запрещает закрытым акционерным обществам проводить размещение акций и других эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых акций путем открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
В пункте 1 ст. 5 Закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлен запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ.
Прочие документы, которые непосредственно в соответствии с требованиями законодательства не являются ценными бумагами, но при этом удостоверяющие денежные и иные обязательства, не являются ценными бумагами. Поэтому их запрещено публично размещать, рекламировать и предлагать в любой иной форме неограниченному кругу лиц. Вместе с тем следует отметить, что российская практика знает множество попыток выпуска суррогатов ценных бумаг, признанных государством под другими именами, но с их свойствами, с целью избежать того или иного варианта государственного регулирования, не попасть под действие тех или иных правовых норм. В разное время неограниченному кругу инвесторов различными способами предлагались «чековые карты», «расчетные сертификаты», «долговые сертификаты», «депозитные договоры», «кредитные опционы», «коммерческие сертификаты», «лиалы» и т.д. Возникновение все новых и новых финансовых инструментов неизбежно, именно ими будет пополняться мир ценных бумаг. Фантазия специалистов, как показывает международная практика, поистине беспредельна. Однако суррогаты - это плохо регулируемые бумаги, и риски, которые по ним будут нести инвесторы и эмитенты, значительно выше, чем по ценным бумагам, тщательно регламентируемым законом22.
В ст. 15.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за публичное размещение и рекламу под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства. Так, публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб.
Информация о работе Правовые формы и способы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг