Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:58, дипломная работа
Целью работы является анализ теоретических и практических вопросов формирования конкурсной массы.
Задачи исследования:
- изучение и формулирование понятий «конкурсная масса», «имущество», «активы»;
- исследование понятия и структуры интересов, возникающих при формировании конкурсной массы;
- анализ состава конкурсной массы, источников ее пополнения;
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурсной массы …..................……....….……………………………6
2. Этапы формирования конкурсной массы..........……………………………..…10
2.1. Полномочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной
массы...........................................................................................................................10
2.2. Дополнения конкурсной массы …...................................................................17
2.2.1. Признание сделок недействительными........................................................17
2.2.2. Привлечение к субсидиарной ответственности..........................................25
2.3. Изъятие из конкурсной массы ….....................................................................28
3. Динамика конкурсной массы ….........…………………….………………........32
3.1. Продажа имущества должника …....................................................................32
3.2. Уступка прав требования..................................................................................41
3.3. Замещение активов должника ….....................................................................42
3.4. Распоряжение непроданным имуществом .....................................................44
Заключение…………………………………………………………………………47
Глоссарий….……………………………………..…………………………………55
Список использованных источников………………………………………….......60
Приложения………..………………………………………………………………66
При этом обеспечение населения социальными услугами является функцией муниципалитетов, на которые последние расходуют средства
местных бюджетов. Справедливой выплатой остаточной стоимости, поскольку данная стоимость близка к цене, которую муниципалитеты сами бы уплатили за строительство или приобретение таких объектов за вычетом износа. Это обеспечит справедливый баланс между интересами кредиторов и органов местного самоуправления. Также делается вывод о возможности отказа от
принципа бессрочного целевого использования в отношении всех социально значимых объектов, за исключением относящихся к системам жизнеобеспечения. Предполагается двухстадийная продажа социальной сферы, которая все-таки более эффективна. Способ продажи имущества следует называть «аукцион с условием», поскольку существующий сейчас порядок продажи в чистом виде не является ни аукционом, ни конкурсом.
При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты. Однако четкий механизм передачи названных объектов отсутствует; на проблемы, с этим связанные, обращают внимание ученые. Закон устанавливает, что муниципальные органы не вправе отказаться от принятия этих объектов, причем они должны быть приняты по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В дальнейшем такие объекты должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Закон предусматривает последствия непринятия указанных объектов уполномоченными органами местного самоуправления (что весьма актуально, поскольку это случается довольно часто, так как названные объекты не приносят прибыли, но требуют значительных затрат на содержание).
Можно выделить две категории последствий: во-первых, по истечении месяца с момента получения уведомления конкурсного управляющего о наличии указанных объектов обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования ложится на уполномоченные органы местного самоуправления (следовательно, управляющий может предъявить к ним требование о взыскании денежных средств, необходимых для означенных
целей); во-вторых, в отношении должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющих данную обязанность, возможна ответственность, предусмотренная федеральным законом, в соответствии с п. 7 ст. 132 Закона о банкротстве. Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия подлежащего принятию имущества, указанные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения этих убытков. Кроме того, возможна ответственность административная.
На практике стали возникать ситуации, когда продать муниципальному органу указанное имущество было совершенно невозможно, и в итоге управляющий все равно вынужден был передавать его безвозмездно, так как у
ликвидируемого должника имущества оставаться не должно.
О.А. Никитина в связи с этим высказала следующее мнение: "Принимая во внимание, что в настоящее время денежных средств у соответствующих муниципальных образований нет, представляется возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче".
В.В. Витрянский решение изложенной проблемы видел в необходимости внесения в Закон изменений, предоставляющих управляющему право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. Причем, удовлетворяя такое заявление, суд должен определять размер денежной суммы, подлежащей внесению муниципальным образованием в конкурсную массу должника. Кроме того, В.В. Витрянский предлагал "предусмотреть исключения (в части возмездности передачи) в отношении убыточных объектов". Данная позиция нашла отражение в Законе о банкротстве, п. 6 ст. 132 которого установил, что передача социальных объектов в собственность муниципального образования осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.
Закон о банкротстве, установил, что сразу и безусловно из имущественной массы исключается только жилищный фонд социального использования. Иные социальные объекты подлежат реализации особым порядком - по конкурсу, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение объектов (иные условия конкурса могут быть определены кредиторами по предложению органа местного самоуправления). Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу.
- Имущество третьих лиц,
Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника.
С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника
которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы.
С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника
которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы.
Последний этап формирования конкурсной массы — ее продажа. На данной стадии происходит преобразование активов в денежные средства с целью последующего распределения между кредиторами. Закон предлагает три способа реализации не денежных активов в конкурсном производстве: продажа прав требования, продажа иного имущества, замещение активов (Приложение З). Эти способы рассмотрены в трех параграфах главы. Последний параграф посвящен изучению порядка распоряжения непроданным имуществом должника.
3.1. ПРОДАЖА ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА
Задачей законодательства о банкротстве является установление такого порядка продажи имущества, который бы позволил получить за конкурсную массу должника наибольшую цену.
После того как конкурсный управляющий выявил все подлежащее продаже имущество должника, он обязан осуществить оценку этого имущества, для чего привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов. Требования к независимости оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, установлены в ст. 16 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Предусмотрено право собрания кредиторов или комитета кредиторов определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате
услуг оценщиков по проведению оценки предприятия должника, иного имущества должника с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.
В соответствии с Законом
о банкротстве форма торгов, на
которых осуществляется
Закон о банкротстве предусматривает две формы представления предложений о цене имущества - закрытую и открытую. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Заключительным этапом формирования конкурсной массы является разделение имеющегося у должника имущества на лоты, их реализация и аккумулирование полученных денежных средств на единственном счете должника. Разделение имущества на лоты производит конкурсный управляющий исходя из цели получения наибольшей выручки, поскольку сохраняются производственные структуры предприятия, способные в будущем выпускать различную продукцию. К примеру, помещения, расположенные в одном здании, могут быть включены в различные имущественные лоты и проданы по отдельности.
Следует обратить внимание, что предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника подлежат обязательному утверждению собранием (комитетом) кредиторов. На
практике нередко возникает ситуация, когда собранию (комитету) кредиторов приходиться изменять форму продажи имущества.
В этом отношении показателен
Реализация имущества происходит на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества. Имущество должника, являющееся ограниченно оборотоспособным, может быть продано только на закрытых торгах, в которых участвуют лица, обладающие правом иметь в собственности или ином вещном праве эти предметы (к примеру, вооружение, боеприпасы, яды, наркотические вещества и т.д.).
Некоторые ограничения в отношении
возможных покупателей
Для проведения торгов конкурсный управляющий вправе либо привлечь специализированную организацию, обладающую лицензией на осуществление данного вида деятельности, либо самостоятельно выступить в качестве организатора торгов.
В последнем случае конкурсный управляющий производит следующие действия:
- образует аукционную комиссию
из доверенных лиц и
- устанавливает начальную цену реализуемого имущества, а также условия конкурса в случае его проведения;
- определяет размер, срок и условия
внесения задатка
- организует подготовку и
- утверждает протокол
- заключает с победителем
- возвращает внесенные задатки остальным участникам аукциона;
- организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона;
- обеспечивает передачу
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.
И аукцион, и конкурс по продаже имущества являются односторонней гражданско-правовой сделкой, порождающей право победителя требовать заключения договора.
Если повторные торги по продаже имущества признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной