Проблема формирования конкурсной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:58, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ теоретических и практических вопросов формирования конкурсной массы.
Задачи исследования:
- изучение и формулирование понятий «конкурсная масса», «имущество», «активы»;
- исследование понятия и структуры интересов, возникающих при формировании конкурсной массы;
- анализ состава конкурсной массы, источников ее пополнения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурсной массы …..................……....….……………………………6
2. Этапы формирования конкурсной массы..........……………………………..…10
2.1. Полномочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной
массы...........................................................................................................................10
2.2. Дополнения конкурсной массы …...................................................................17
2.2.1. Признание сделок недействительными........................................................17
2.2.2. Привлечение к субсидиарной ответственности..........................................25
2.3. Изъятие из конкурсной массы ….....................................................................28
3. Динамика конкурсной массы ….........…………………….………………........32
3.1. Продажа имущества должника …....................................................................32
3.2. Уступка прав требования..................................................................................41
3.3. Замещение активов должника ….....................................................................42
3.4. Распоряжение непроданным имуществом .....................................................44
Заключение…………………………………………………………………………47
Глоссарий….……………………………………..…………………………………55
Список использованных источников………………………………………….......60
Приложения………..………………………………………………………………66

Файлы: 1 файл

ФОрмир Конк Массы.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. УСТУПКА ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ

В соответствии с нормами гражданского законодательства понятие "имущество" включает в себя понятие "имущественные  права", к которым относятся  и права (требования), из чего вытекает, что права требования должны продаваться так же, как и иное имущество, однако особенности правового регулирования отчуждения данного вида имущества выделены Федеральным

 законом в самостоятельную  статью.

Законом установлено, что уступка имущественных прав осуществляется с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Однако продажа всего

имущества должника согласовывается  с собранием или комитетом  кредиторов путем утверждения предложения  о порядке, о сроках и об условиях продажи предприятия должника, иного имущества должника.

Видится, что получение такого специального разрешения на продажу обусловлено  следующим: при отсутствии соответствующего решения конкурсный управляющий  не отчуждает право требования, а  реализовывает его, т.е. получает от лица, права к которому имеет должник, исполнение обязательства. Данное взыскание активно применяется при наличии у должника дебиторской задолженности, взыскивание которой является обязанностью конкурсного управляющего. Данное взыскивание занимает, как правило, значительный промежуток времени. В целях недопущения затягивания процедуры банкротства собрание (комитет) кредиторов вправе разрешить конкурсному управляющему уступить права требования.

Таким образом, возложенная на конкурсного  управляющего обязанность по принятию мер к уступке прав требований должника имеет целью обеспечение получения денежных средств кредиторами в более короткие сроки.

Продажа прав требования осуществляется аналогично продаже другого имущества  должника со следующими условиями: получение денежных средств за проданное право требования должно осуществляться не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи; переход прав требования производится только после полной оплаты прав требования.

 

3.3. ЗАМЕЩЕНИЕ АКТИВОВ ДОЛЖНИКА

Замещение активов должника в ходе конкурсного производства предусматривает  возможность создания на базе имущества  должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.

Решение о замещении активов  принимается большинством голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при этом за принятие такого решения должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых

обеспечены залогом имущества  должника.

Вместе с тем закон не предоставляет  право кредиторам, обязательства  которых обеспечены залогом, голосовать в ходе конкурсного производства по вопросам повестки дня. Таким образом, налицо противоречие норм Закона. В этом случае применяется более специальная норма. Наиболее вероятно, что законодатель предоставил право голоса кредиторам, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника, так как в уставный капитал создаваемых акционерных обществ может быть внесено заложенное имущество. В силу того что согласно Закона каждый кредитор, право которого обеспечено залогом имущества, вправе принимать решения по реализации только этого имущества, закрепляет норму о единогласном голосовании на собрании кредиторов, чтобы не допустить отчуждения заложенного имущества без согласия кредитора, права которого обеспечены залогом.

Перечень имущества должника, вносимого  в оплату уставного капитала создаваемого открытого акционерного общества, определяется собранием кредиторов или комитетом  кредиторов по предложению конкурсного управляющего. Вносимое в уставный капитал имущество оценивается по рыночной стоимости с привлечением независимого оценщика, на основании отчета которого собранием или комитетом кредиторов определяется размер уставного капитала.

При этом в уставный капитал создаваемого акционерного общества может вноситься не все имущество должника. Имущество должника может быть разделено в зависимости от видов осуществляемой им деятельности. При этом вне зависимости от количества учреждаемых открытых акционерных обществ должник будет являться единственным участником каждого из них.

При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие  на дату принятия решения о замещении  активов должника, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к созданным открытому  акционерному обществу или открытым акционерным обществам. Очевидно, что данное положение применяется, когда производственная

деятельность должника не остановлена. Переход прав и обязанностей к  другому работодателю, подразумевает перевод работника в соответствии с нормами трудового законодательства.

Если должник осуществляет лицензируемый  вид деятельности, то лицензия подлежит переоформлению на создаваемые открытые акционерные общества.

После внесения имущества в уставный капитал право собственности  переходит к создаваемым акционерным  обществам, акции которых включаются в состав имущества должника и подлежат продаже в порядке, установленном  Законом, на открытых торгах.

 

3.4. РАСПОРЯЖЕНИЕ НЕПРОДАННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 

После того как конкурсный управляющий  провел все предусмотренные федеральным  законом процедуры, направленные на формирование конкурсной массы, он обязан предложить нереализованное имущество кредиторам, уведомив их о наличии такого имущества и предоставив им разумный срок для заявления о своем желании принять имущество. Федеральный закон не регламентирует ситуацию, когда несколько кредиторов изъявят желание принять это имущество. Представляется, при отсутствии между ними договоренности приобрести это имущество оно может быть передано в общую долевую собственность, при этом доли будут пропорциональны размерам требований кредиторов. Требования кредиторов, принявших в счет удовлетворения требований имущество, будут считаться погашенными в размере стоимости полученного ими имущества. Непогашенный размер требования равен разнице между установленным требованием кредитора

и ценой передаваемого кредитору  имущества.

Разумеется, имущество может быть передано только кредиторам, которым  право собственности на это имущество  может принадлежать. В частности, уполномоченный орган не вправе принимать  имущество в оплату обязательных платежей.

После истечения установленного конкурсным управляющим срока для заявления  кредиторов о своем желании приобрести нереализованное имущество с  аналогичным предложением он обращается к собственникам имущества должника - унитарного предприятия или учредителям (участникам) должника.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. В случае заявления нескольких лицо о своем желании получить имущество

должника оно подлежит распределению  в соответствии с учредительными документами должника и нормами законодательства.

Если вышеназванные лица не изъявили желание получить имущество должника, то конкурсный управляющий составляет акт о передаче указанного имущества  должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника, а если имущество не может быть передано в муниципальную собственность, то оно подлежит передаче в федеральную собственность в лице соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Принятие имущества органом  местного самоуправления или федеральным органом исполнительной власти должно быть произведено в течение одного месяца с даты получения акта конкурсного управляющего, в противном случае, т.е. при отказе или уклонении от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд,

 рассматривающий дело о банкротстве,  с заявлением о понуждении  к принятию указанного имущества.

Орган местного самоуправления или  федеральный орган исполнительной власти вправе в течение 14 дней после  получения акта от конкурсного управляющего заявить последнему о наличии своих возражений (например,

конкурсным управляющим представлены не все документы, подтверждающие право  собственности на имущество, не представлена техдокументация и т.д.).

Свои возражения орган местного самоуправления оформляет протоколом разногласий, направляемым конкурсному управляющему, в случае подписания которого имущество передается в соответствии с актом передачи имущества с учетом протокола о разногласиях.

Рассматривая разногласия между  конкурсным управляющим и органом местного самоуправления или федеральным органом исполнительной власти, суд определяет существенные условия передачи имущества. Несмотря на отсутствие специального указания в Федеральном законе, представляется, что передача имущества должна осуществляться на безвозмездной основе.

По результатам рассмотрения разногласий  по вопросу передачи имущества суд  выносит определение, которое может  быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. При этом вне зависимости  от того, исполнено ли определение суда фактически, с даты вынесения этого определения на соответствующий бюджет возлагаются расходы на содержание указанного имущества, а неисполнение определения суда не может препятствовать завершению конкурсного производства.

Заключение

В настоящей работе проведен анализ теоретических и практических вопросов формирования конкурсной массы.

Изучены понятия «конкурсная масса», «имущество», «активы».  Предполагаю, что термин "активы” удобен для  повсеместного использования законодателем  и наукой для обозначения всей совокупности ценностей, принадлежащих организациям. Значение понятия "имущество” должно быть уточнено наукой гражданского права в первую очередь и не должно допускать неоднозначного толкования. Необходимо сформулировать корректное определение конкурсной массы, учитывающее максимально широкий перечень объектов: конкурсная масса – это все активы должника, принадлежащие ему в момент открытия конкурсного производства, выявленные и приобретенные в ходе конкурсного производства.

Рассмотрен процесс формирования конкурсной массы. Выделены пять этапов формирования конкурсной массы: осмотр и организация охраны имущества должника; инвентаризация имущества и проведение финансового анализа; выявление и возврат имущества; оценка активов; продажа активов.

Формирование конкурсной массы  осуществляется специальным субъектом  –конкурсным управляющим.

Существенным образом на содержание конкурсной массы влияет хозяйственная  деятельность, осуществляемая должником  в период конкурсного производства. Закон о банкротстве не дает ответа на вопрос о возможности функционирования бизнеса должника в период конкурсного производства. По нашему мнению, решение данного вопроса индивидуально для каждой организации-банкрота, зависит от вида деятельности и иных особенностей. Отсутствие в ст. 129 Закона о банкротстве прав и обязанностей конкурсного управляющего по руководству текущей хозяйственной деятельностью должника является основанием признать действия конкурсного управляющего по осуществлению этой деятельности совершенными вне своих полномочий.

Закон о банкротстве наделяет конкурсного  управляющего не только обязанностью по выявлению и сохранению имущества  должника, но и правами, связанными с реализацией этой обязанности. Однако, обязывая конкурсного управляющего принять под свою ответственность все имущество должника, законодатель не обязал предыдущего руководителя это имущество передать.

Наличие предусмотренной Законом  о банкротстве обязанности руководителя должника по передаче всего имущества  конкурсному управляющему выполнит несколько задач:

имущество будет передано конкурсному  управляющему сразу, а не путем постоянного "до выявления";

будет создана база для применения уголовной ответственности, что  усилит ответственность руководителя по выполнению им своей обязанности;

оградит кредиторов от возможных злоупотреблений  со стороны конкурсного управляющего, который не сможет прикрывать свое бездействие недобросовестными  действиями руководителя должника;

будет способствовать достижению главной  цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований кредиторов.

В соответствии со ст. 143 Закона о банкротстве  конкурсный управляющий предоставляет  собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника ежемесячно (если не установлен иной срок), начиная с даты открытия конкурсного производства.

Есть мнение, что отчетность перед  кредиторами должна "пополниться" еще одним документом - промежуточным  ликвидационным балансом.  Кроме  того, предлагается обязать конкурсных кредиторов составлять план конкурсного производства. И первое и второе, на мой взгляд, является лишним. Так промежуточный баланс практически дублируется в отчете конкурсного управляющего. Основная часть предложений, которые предлагается внести в план конкурсного производства, содержится в утверждаемых кредиторами предложениях о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника

Информация о работе Проблема формирования конкурсной массы