Проблема формирования конкурсной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:58, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ теоретических и практических вопросов формирования конкурсной массы.
Задачи исследования:
- изучение и формулирование понятий «конкурсная масса», «имущество», «активы»;
- исследование понятия и структуры интересов, возникающих при формировании конкурсной массы;
- анализ состава конкурсной массы, источников ее пополнения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурсной массы …..................……....….……………………………6
2. Этапы формирования конкурсной массы..........……………………………..…10
2.1. Полномочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной
массы...........................................................................................................................10
2.2. Дополнения конкурсной массы …...................................................................17
2.2.1. Признание сделок недействительными........................................................17
2.2.2. Привлечение к субсидиарной ответственности..........................................25
2.3. Изъятие из конкурсной массы ….....................................................................28
3. Динамика конкурсной массы ….........…………………….………………........32
3.1. Продажа имущества должника …....................................................................32
3.2. Уступка прав требования..................................................................................41
3.3. Замещение активов должника ….....................................................................42
3.4. Распоряжение непроданным имуществом .....................................................44
Заключение…………………………………………………………………………47
Глоссарий….……………………………………..…………………………………55
Список использованных источников………………………………………….......60
Приложения………..………………………………………………………………66

Файлы: 1 файл

ФОрмир Конк Массы.doc

— 503.00 Кб (Скачать файл)

цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно  снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в  торгах и принятие решения о допуске  заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном  статьей 110 Закона о банкротстве.

При отсутствии в установленный  срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества  должника, которая не ниже установленной  начальной цены продажи имущества  должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Победителем торгов по продаже имущества  должника посредством публичного предложения  признается участник торгов, который  первым представил в установленный  срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Одной из ключевых проблем при проведении торгов по продаже имущества должника является определение начальной  цены продажи. В настоящее время  законодательно установлено, что начальная  цена продажи

имущества должника определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости  этого предприятия, определенной в  соответствии с отчетом оценщика.

Таким образом, кредиторы принимают  решение только на основе данных о рыночной стоимости имущества, в то время как наиболее вероятная цена продажи имущества должника будет отличаться от цены продажи такого

имущества в условиях свободного рынка.

Вопросы определения начальной  цены продажи имущества должника в процедурах банкротства, целесообразности использования для этого рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика, а также необходимости привлечения оценщика для определения рыночной стоимости имущества все чаще становятся одним из предметов обсуждения специалистами по оценке и банкротству.

С одной стороны, теория оценки различает  несколько видов стоимости объектов оценки и, соответственно, строго определенных методических подходов к их определению, требующих специальных знаний и соответствующей квалификации.

С другой стороны, проведение оценки в процедурах банкротства и привлечение  оценщика для определения рыночной стоимости продаваемого объекта  в целях установления начальной  цены объектов на основании рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика, являются весьма затратным мероприятием и могут существенным образом сказаться на величине расходов на осуществление процедур банкротства.

Очевидным является тот факт, что  продажа объектов в ходе процедур банкротства обусловлена особыми обстоятельствами, которые не позволяют соблюсти все требования к оценке рыночной стоимости, а именно наличие чрезвычайных обстоятельств, таких как вынужденный характер и ограниченный срок продажи объекта, а также то обстоятельство, что вынужденность и срочность продаж, как правило, снижают стоимость объекта, поэтому нередко фактическая цена (цена продажи) оказывается ниже рыночной

стоимости объекта.

Нельзя не согласиться, что срок продажи, как правило, ограничивается сроками проведения соответствующей процедуры банкротства, при этом

период реализации объекта несколько  короче периода проведения процедуры  банкротства (на 2 - 4 месяца). При этом сложно сделать вывод о достаточности  срока экспозиции объекта продажи  в процедурах банкротства. Ввиду  особых

обстоятельств проведения оценки в  процедурах банкротства, учитывая вынужденность  и срочность продаж, специалист по оценке зачастую определяет ликвидационную стоимость объекта продаж.

При этом необходимо отметить, что  при определении ликвидационной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств и более точно описываются условия, в которых осуществляется продажа объектов в процедурах банкротства: "При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным".

Рыночная стоимость объекта, определенная оценщиком без учета факторов вынужденности и срочности, может оказаться выше цены спроса, т.е. той стоимости, по которой в итоге будет продан объект, что может привести к необходимости проведения повторных торгов, причем, возможно, не один раз.

Соответственно, при проведении торгов по продаже имущества должника в процедурах банкротства кредиторы, мотивированные максимизацией возврата долгов, устанавливают начальную цену продажи близкой к рыночной стоимости, определенной оценщиком. Но это приводит к тому, что имущество предприятия должника не может найти своего покупателя, соответственно, торги признаются несостоявшимися, объявляются повторные торги и, как правило, далее третьи торги на понижение, т.е. торги в форме публичного предложения. Это приводит к необходимости продления срока проведения

 процедуры банкротства, к  росту затрат на проведение  торгов за счет имущества должника, к снижению объема конкурсной  массы.

Задачей законодательства о банкротстве  является установление такого

порядка продажи имущества, который бы позволил получить за конкурсную массу должника наибольшую цену.  Продажа с торгов больше соответствует целям конкурсного производства, так как в результате состязательности покупателей будет определена максимально возможная цена. Поэтому, считаю установление начальной цены реализации на основании ликвидационной стоимости наиболее рациональным. 

Рассмотри ситуацию сложившуюся на практике. В процессе конкурного производства у предприятия банкрота была сформирована конкурсная масса в которую вошли объекты недвижимости и оборудование. Если в отношении объектов недвижимости рыночная стоимость была определена более или менее близко к реальной стоимости сложившейся на рынке, то на уже морально устаревшее оборудование она была явно завышена. В результате недвижимость была реализована частично со вторых торгов, частично на публичных торгах. Единицы оборудования были реализованы на последних публичных торгах, остальное осталось не реализованным. В результате, произошло увеличение срока конкурного производства, рост расходов, требования кредиторов остались не удовлетворенные.  

В соответствии с Законом о банкротстве,  имущество должника, балансовая стоимость  которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем 100 тыс. руб., подлежит продаже в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.  Оценка такого движимого имущества должника на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов может быть проведена без привлечения оценщика.

Но с другой стороны это позволяет  заключать без  торгов множество  сделок по продаже имущества  должника  с  соблюдением  двух условий:  балансовая  стоимость  предмета  каждой  сделки  не  должна  превышать 100

тысяч рублей и сделки не должны быть взаимосвязанными.

Такое толкование позволяет  дробить  конкурсную массу  на мелкие  лоты  и  продавать  ее  без  торгов. Данное правило включено в Закон  не с целью 

ускоренной продажи имущества  без торгов, а для того, чтобы  не ввергать должника в дополнительные траты на организацию аукциона в тех случаях, когда должник имеет небольшой объем конкурсной массы. Таким образом, указанное правило надо понимать  так, что без  торгов можно продать имущество должника общей балансовой стоимостью до 100 тысяч рублей по всем  сделкам. При  продаже  остального  имущества  все  иные  сделки  должны  заключаться на торгах. Правило о торгах должно применяться к внеоборотным активам организации; следует разрешить продажу оборотных активов без торгов. Одновременно с  последовательным  проведением  принципа  реализации  конкурсной  массы  с  торгов государством  должен  решаться  вопрос  о  снижении  стоимости  публикаций  объявлений, предусмотренных Законом о банкротстве.

С июня 2010 г. торги по реализации имущества должников в рамках процедуры банкротства проводятся в электронной форме. За два года профессиональные участники рынка вроде бы свыклись с особенностями электронной процедуры, однако по сей день нельзя с уверенностью сказать, превратились ли электронные торги в привычный и понятный гражданам инструмент. А ведь заинтересованным лицом в таких торгах может быть каждый. Доступ к торгам по реализации имущества должников открыт как юридическим, так и физическим лицам.

 Для этого им достаточно  зарегистрироваться на сайте той электронной торговой площадки, на которой проходят интересующие их торги. Зачастую таким способом можно не выходя из дома получить интересующее вас имущество по умеренным ценам. Причем в качестве имущества обанкротившегося должника далеко не всегда выступают подержанные трактора и иная низко ликвидная собственность.

 На электронных торгах могут  продаваться квартиры и дома, ценные бумаги и гаджеты по  ценам существенно ниже рыночных. Впрочем, в процессе торгов  цена на особо популярный лот  может подняться в несколько раз.

Базовые нормы о проведении торгов по реализации имущества должника в  электронной форме установлены  ст. ст. 28, 110, 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54. Наконец, технические особенности процедуры электронных торгов регулируются регламентами и правилами электронной торговой площадки, на которой такие торги проводятся.

Первым шагом в процедуре  электронных торгов как для их организатора, так и для каждого  участника является регистрация  на электронной торговой площадке. Для пользователя торговая площадка представлена в виде обычного сайта. Особенность такого сайта заключается в том, что его "движок" позволяет зарегистрированному пользователю создавать и загружать документы, подписывать их электронной подписью, делать ставки в процессе аукционного торга и совершать все остальные необходимые действия через Интернет в режиме реального времени.

Законодатель ввел обязательным условием проведение торгов в электронной  форме. С одной стороны, это сделано  для полной реализации обязанности  конкурсного управляющего обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов. Данная норма хороша и действует в центральных районах России. Но законодатель не учел территориальную удаленность большинства регионов страны, не совершенство в развитии доступа к Интернету. Большинство участников отдаленных регионах страны до сих пор сталкиваются со следующими трудностями:

- низкая скорость интернет-соединения, зачастую отсутствие 

возможности ежедневной работы в сети Интернет;

- отсутствие возможности работы  с электронным документооборотом;

- дополнительные финансовые затраты,  которые влечет за собой решение 

этих вопросов.

Необходимо учитывать, что система  электронных торгов — это новый, технически сложный инструмент, правильному применению которого необходимо учиться. Логично предположить, что без дополнительного обучения участники непреднамеренно будут допускать нарушения действующего законодательства.

Рассмотрим на примере Республике Коми. Приобретение цифровой подписи подразумевает под собой не только определенные финансовые расходы, но и дополнительные временные затраты на ее изготовление. Так единственная организация в республике, занимающаяся изготовлением ЭЦП, находится в г.Сыктывкаре. Посетить столицу республики потенциальному покупателю из отдаленных районов понадобиться как минимум два раза. Поэтому оценив реальные затраты времени и денег, он решит приобрести интересующее его имущество не с торгов, а в другом месте.

На мой взгляд, законодателю не нужно было закреплять обязательную  реализацию имущества банкрота на электронных площадках. Считаю, что данное условие проведения торгов необходимо было оставить на усмотрение собрания кредиторов, которое оценив рынок сбыта имущества в данном регионе, могло определить целесообразность проведения торгов через электронную площадку.

Информация о работе Проблема формирования конкурсной массы