Проблемы интереса в семейном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Главной идеей очередного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРЕСА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.rtf

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Большинство семейно-правовых норм, являющихся диспозитивными по своей природе, предоставляют членам семьи возможность по своему усмотрению осуществлять семейные права и исполнять семейно-правовые обязанности. Однако при этом в некоторых случаях самостоятельность субъектов семейных правоотношений ограничивается необходимостью получения согласия либо иных членов семьи, либо органов местного самоуправления.

В теории семейного права отсутствуют исследования, посвященные изучению такого согласия. На наш взгляд, его правовая природа неоднозначна. В контексте рассуждений о специфике семейных правоотношений можно признать необходимость получения согласия как один из юридических фактов, влекущих возникновение семейных правоотношений. Например, для регистрации заключения брака с лицом, не достигшим брачного возраста, необходимо получить разрешение (согласие) органа местного самоуправления.

В то же время согласие или несогласие является формой выражения мнения кого-либо из членов семьи. Позитивное либо негативное мнение выступает одним из условий реализации права.

Основой имеющейся в диспозитивных нормах условности является проявление публичного либо частного интереса, исходя из чего представляется возможным деление условно-диспозитивных норм на две группы.

Первую группу составляют семейно-правовые нормы, предоставляющие членам семьи возможность выбора варианта поведения с учетом интереса органов публичной власти. К этой группе, в частности, можно отнести следующие нормы:

- отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния заявления отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, если мать ребенка умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав (ч. 3 ст. 48 СК РФ);

- перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства (ч. 4 ст. 58 ФЗ "Об актах гражданского состояния");

- контакты родителей, родительские права которых ограничены судом, с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства (ст. 75 СК РФ).

Данный перечень может быть продолжен. Однако названных норм уже достаточно для иллюстрации тезиса о наличии среди диспозитивных таких норм, применение которых ставится в зависимость от учета публичных интересов.

Не менее важное значение имеет выделение другой группы условно-диспозитивных норм, предполагающих необходимость учета интересов других членов семьи как условие выбора варианта поведения и как следствие - реализации права. В частности:

- для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей (ч. 1 ст. 129 СК РФ); усыновление без согласия родителей ребенка возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и перечень их является исчерпывающим (ст. 130 СК РФ);

- муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ);

- перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей (ч. 3 ст. 58 ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Таким образом, отдельные диспозитивные нормы содержат своеобразное ограничение самостоятельности субъектов семейных правоотношений в форме обязательного получения согласия иных членов семьи.

На наш взгляд, условно-диспозитивные нормы занимают в методе семейно-правового регулирования промежуточное звено между непосредственно императивными и диспозитивными. Необходимость их существования и применения объясняется важностью гармонизации частных и публичных интересов в семейных правоотношениях, стирания резких границ между частным и публичным элементами в механизме семейно-правового регулирования.

Специфика семейных отношений требует воздействия на них норм соответствующей отрасли органически присущими ей способами. При этом необходимо отметить, что комплекс средств, приемов и способов воздействия права на отношения между членами семьи не безграничен и не может быть достаточно полно выявлен. В различном сочетании, с преобладанием либо одних, либо других приемов, они создают своеобразие правовой регламентации, обусловленное особенностями семейных отношений.

Выявленные особенности метода семейного права являются проявлением взаимодействия частных и публичных интересов. Иерархия интересов в семье и в семейных правоотношениях предполагает правовую формализацию. Подчинение структурных элементов иерархии должно быть выражено в правовых формах. Именно посредством установления в семейно-правовых нормах определенных правил поведения воспроизводится иерархия интересов. При рассмотрении отношений в семье иерархия имеет частную природу, соответственно и применяемые нормы являются частноправовыми. Если же предметом рассмотрения выступают семейные правоотношения, то иерархия определяется исходя из наличия публичного интереса, а применяемые нормы характеризуются как публично-правовые.

Итак, семейное право как отрасль права обладает не только самостоятельным предметом, но и уникальным методом регламентации отношений между членами семьи.

Вышеизложенные рассуждения позволяют утверждать следующее: интерес имеет критериальное значение в определении содержания метода семейно-правового регулирования. Этот тезис может быть обоснован следующими положениями.

1. Специфика содержания метода семейного права определяется целью семейно-правового регулирования. В свою очередь данная цель опосредована проявлением частных и публичных интересов: стремлением членов семьи к автономии частной жизни и в то же время намерением получать в необходимых случаях защиту своих семейных прав со стороны государства; стремлением государства к упорядочиванию отношений в семье, созданию определенной модели семьи, что позволит осуществлять ему свои функции.

2. Правовое регулирование семейных отношений предполагает прежде всего установление оптимально возможных пределов соответствующей регламентации. Государство может лишь в достаточно необходимой мере, пределах и формах регулировать отношения между членами семьи. "Граница" вмешательства государства в частную жизнь семьи очерчивается исходя из содержания публичного интереса, направленности государственной деятельности по обеспечению охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

3. Современная социальная действительность характеризуется модернизацией модели семьи и брака, появлением новых форм совместного существования мужчины и женщины, изменением содержания семейных ценностей и приоритетов. Такая трансформация семейных отношений, безусловно, имеет своей основой проявление частных интересов лиц. В определенной степени общество воспринимает и признает подобные веяния, новые формы и содержание социальной организации. В то же время государственно-правовые "нормативы" семейной жизни остаются прежними. В связи с этим особую актуальность приобретают формы и способы правового регулирования брачно-семейных отношений, применяемые в условиях противоречия публичных и частных интересов. Изложенные обстоятельства являются объективной предпосылкой изменения метода семейного права исходя из гармонизации частных и публичных интересов.

4. Сочетание императивных и диспозитивных элементов в семейно-правовом регулировании непосредственно проецируется на совокупность частных и публичных правовых средств, применяемых в семейном праве.

Предложенная нами классификация частноправовых и публично-правовых средств обеспечения прав членов семьи не является завершенной. Названные способы и средства находятся в постоянной динамике и развитии. В то же время следует признать количественное преимущество публично-правовых средств, чему есть объективное обоснование. Формирование государственной семейной политики, признание интересов семьи и ее членов объектом заботы государства создают предпосылки для расширения спектра применения публичных элементов в правовом регулировании соответствующих отношений.

5. Спецификой метода правового регулирования отношений между членами семьи является широкое распространение договорной формы установления их прав и обязанностей.

Особой формой семейно-правового договора, отличной от форм соглашений, предусмотренных гражданским и иным отраслевым законодательством, является выражение членами семьи своего согласия, необходимость получения которого в отдельных случаях прямо установлена в законе.

6. Спецификой метода семейно-правового регулирования является применение так называемых условно-диспозитивных норм. Большинство семейно-правовых норм, являющихся диспозитивными по своей природе, предоставляют членам семьи возможность по своему усмотрению осуществлять семейные права и исполнять семейно-правовые обязанности. Однако при этом в некоторых случаях самостоятельность субъектов семейных правоотношений ограничивается необходимостью получения согласия либо иных членов семьи, либо органов местного самоуправления.

Имеющаяся в диспозитивных нормах условность имеет своей основой проявление публичного либо частного интереса, исходя из чего представляется возможным деление условно-диспозитивных норм на две соответствующие группы.

На наш взгляд, условно-диспозитивные нормы занимают в методе семейно-правового регулирования промежуточное звено между непосредственно императивными и диспозитивными. Необходимость их существования и применения объясняется важностью гармонизации частных и публичных интересов в семейных правоотношениях, стирания резких границ между частным и публичным элементами в механизме семейно-правового регулирования.

 

Литература

 

Нормативно-правовые акты

 

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Заседание Совета глав государств СНГ. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Ст. 13. Ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 163-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4239.

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирован Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. N 66-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3546.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 14 января 1993 г. N 4294-1 // Ведомости РФ. 1993. N 5. Ст. 156.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирован Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1682.

Конституция Российской Федерации. М., 2004.

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Российская газета. N 1. 2005. 12 янв.

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32. Ст. 3301.

Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. от 22 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

ГК РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г. N 24. Ст. 407.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (с изм. от 29 декабря 2004 г.) N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // Ведомости РФ от 22 апреля 1993 г. N 16. Ст. 551.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Российская газета. 1997. 29 окт.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изм. от 22 августа 2004 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3532.

Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14 мая 1996 г. N 712 // СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2460.

 

Специальная литература

 

Агарков М.М. Ценность частного права // Изв. вузов: Правоведение. 1992. N 1.

Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 1. М., 2002.

Агеев А.Х. Частноправовые и публично-правовые начала в исполнительном производстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

Агеев А.Х. Частное и публичное право в России: История развития и проблемы соотношения // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. N 6.

Александров И.Ф. Правовое регулирование семейных отношений: соотношение семейного и гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004.

Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств. М., 2002.

Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.

Алексеев С.С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М., 1999.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд. М., 2002.

Антокольская М.В. Место семейного права в системе отраслей частного права // Государство и право. 1995. N 6.

Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.

Антокольская М.В. Семейное право. М., 1999.

Антокольская М.В. Российское законодательство о разводе в свете западноевропейского законодательства // Семья и право (К 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации). М., 2005.

Информация о работе Проблемы интереса в семейном праве РФ