Проблемы размещения и реализации муниципального контракта и пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 15:55, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы – изучить правовые аспекты составления и исполнения муниципального контракта. Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: 1) проанализировать понятие муниципального контракта; 2) изучить структуру муниципального контракта; 3) разобрать способы закупок товаров для муниципальных нужд;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Общая характеристика муниципального контракта…………………..6 Понятие муниципального контракта……………………………………...6 Характеристика структуры муниципального контракта……………….10 Глава 2. Планирование и способы закупок на поставку товаров для муниципальных нужд………………………………………………………….14 2.1. Планирование закупок…………………………………………………..14 2.2. Размещение заказа путем проведения аукциона. Аукцион в электронной форме……………………………………………………………………………..18 2.3. Размещение заказа путем запроса котировок……………………………..32 2.4. Закупка у единственного поставщика…………………………………….37 Глава 3. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта…………………………………………………………………………45 3.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта…..45 3.2. Способы защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков………49 3.3. Проблемы размещения и реализации муниципального контракта и пути их решения……………………………………………………………………..56 Заключение……………………………………………………………………….60 Список использованной литературы…………………………………………...63
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет экономики и права
Кафедра гражданского права
и процесса
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Зав.кафедрой
гражданского права и процесса
___________ _Микулин А.И.
подпись
Ф.И.О
«_____» ______________ 20__г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА
Студентки 5 курса очной формы
обучения
по основной образовательной
программе,
обучающейся
по специальности 030501
юриспруденция, профиль гражданско
- правовой
………………………………………………………………………
Научный руководитель ВКР: Владимиров
Владимир Анатольевич
_____________________ «___» ______20__г.
(подпись руководителя)
_____________________
(подпись студента)
г. Южно-Сахалинск
2015г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика
муниципального контракта…………………..6
Понятие муниципального контракта……………………………………...6
Характеристика структуры муниципального
контракта……………….10
Глава 2. Планирование и способы
закупок на поставку товаров для муниципальных
нужд………………………………………………………….14
2.1. Планирование закупок…………………………………………………..14
2.2. Размещение заказа путем
проведения аукциона. Аукцион в электронной
форме……………………………………………………………………………..18
2.3. Размещение заказа путем
запроса котировок……………………………..32
2.4. Закупка у единственного
поставщика…………………………………….37
Глава 3. Обеспечение исполнения
обязательств сторонами муниципального
контракта…………………………………………………………………………45
3.1. Ответственность сторон
и прекращение муниципального контракта…..45
3.2. Способы защиты заказчиков
от недобросовестных поставщиков………49
3.3. Проблемы размещения
и реализации муниципального
контракта и пути их решения……………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованной литературы…………………………………………...63
Введение
В настоящее время существует
немало трудностей, которые связаны
с поставками товаров, выполнением
работ, оказанием услуг для государственных
и муниципальных потребностей.
Это, нарушения государственными, а также
муниципальными заказчиками законодательства
в сфере закупок, кроме всего прочего
главных принципов конкурсного расположения
заказов – открытости, прозрачности, равных
условий и прав участников конкурса.
С принятием Федeрального закона
от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «0 контрактной системе
в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»
(Далее 44-ФЗ) у заказчиков остается все
меньше возможностей решать вопрос о размещении
заказов не конкурентными способами, в
связи с чем все больше проводится аукционов
и запросов котировок.
Актуальность выбранной темы
дипломной работы обусловлена тем, что
роль муниципального заказа достаточно
велика: с его помощью реализуются общественные
потребности, проводится в жизнь любая
приоритетная политика муниципальных
образований.
Муниципальные контракты получили
широкое распространение в странах с высокоразвитой
рыночной экономикой.
Формирование и размещение
муниципального контракта относятся к
полномочиям органов местного самоуправления
по решению вопросов местного значения.
0рганы местного самоуправления
и уполномоченные ими муниципальные
учреждения могут выступать заказчиками
на поставки товаров, выполнение
работ и оказание услуг, связанных
с решением вопросов местного
значения и осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.
Муниципальный контракт на
поставки товаров, выполнение работ и
оказание услуг оплачивается за счет средств
местного бюджета.
Проблемам изучения эффективных
методов использования бюджетных средств,
качественного заключения и контроля
за исполнением контрактов, выявления
признаков муниципального контракта,
в том числе, изучению его структуры в
целях наиболее полного удовлетворения
общественных нужд, посвящены исследования
отечественных и зарубежных ученых.
0бъект исследования – общественные
отношения, возникающие в процессе размещения
и реализации муниципальных контрактов
муниципального образования.
Предметом исследования
являются теоретические суждения о муниципальном
контракте, федеральные нормативные правовые
акты, нормативные правовые акт муниципальных
образований, регулирующие отношения
в сфере размещения муниципального контракта.
Цель дипломной работы – изучить
правовые аспекты составления и исполнения
муниципального контракта.
Согласно поставленной цели,
в работе решаются следующие задачи:
1) проанализировать понятие
муниципального контракта;
2) изучить структуру муниципального
контракта;
3) разобрать способы закупок
товаров для муниципальных нужд;
4) рассмотреть ответственность
сторон и прекращение муниципального
контракта;
5) изучить способы защиты
заказчиков от недобросовестных
поставщиков.
В работе над дипломной работой
использованы общие и частные методы исследования,
в том числе, системно-правовой, системный
анализ изучаемых явлений, а также общенаучные
методы и приемы как анализ и синтез.
Научная новизна исследования
выражена в том, что представляет собой
комплексное исследование проблем правового
регулирования, экономической деятельности
и формирования муниципальных контрактов
в муниципальных образованиях.
Теоретическую базу составляют
труды ученых специалистов : М. И. Брагинского,
В. В. Витрянского, А. И. Видановой, Я. Б.
Гребенщиковой.
Нoрмативную базу составляют:
ФЗ от 5.04.13г № 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных и муниципальных
нужд», Бюджетный кодекс, Гражданский
кодекс, Постановления Правительства
и т.д.
Глава 1. 0бщая характеристика
муниципального контракта
Понятие муниципального контракта
Законодательство Российской
Федерации о фeдеральной контрактной системе
базируется на положениях Конституции
Российской Федерации, Гражданского кoдекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит
из федеральных законов, регулирующих
отношения, связанные с прогнозированием
и планированием закупок, проведением
процедур отбора поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, выполнением контрактов,
мониторингом, надзором, контролем и аудитом
за осуществлением закупок.
Заключение муниципального
кoнтракта регулируется Федеральным законом
от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «0 контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд». 0н определяет правовую
основу формирования федеральной контрактной
системы в сфeре закупок товаров, работ
и услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, принципы, этапы
и круг ее участников, способы закупок
и условия их применения.
В ст. 3 Федерального закона
№ 44-ФЗ муниципальный контракт определяется
как договор, заключенный заказчиком от
имени муниципального образования в целях
обеспечения муниципальных нужд1.
Муниципальный заказчик - муниципальный
орган или муниципальное казенное учреждение,
действующие от имени муниципального
образования, уполномоченные принимать
бюджетные обязательства в соответствии
с бюджетным законодательством Российской
Федерации от имени муниципального образования
и осуществляющие закупки.
Под муниципальными нуждами
понимаются обеспечиваемые за счет средств
местных бюджетов и внебюджетных источников
финансирования потребности муниципальных
образований, муниципальных заказчиков
в товарах, работах, услугах, необходимых
для решения вопросов местного значения
и осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и (или) законами субъектов Российской
Федерации, функций и полномочий муниципальных
заказчиков.
Существует несколько определений
понятия муниципального контракта, которые
дают различные нормативно-правовые источники.
Например, ГК РФ сoдержит несколько
иное определение муниципального контракта,
характеризующее его в большей степени
с гражданско-правовой позиции. Ст. 526 ГК РФ содержит положение,
в соответствии с которым под муниципальным
контрактом понимается контракт, по которому
поставщик обязуется передать товары
муниципальному заказчику либо по его
указанию иному лицу, а муниципальный
заказчик обязуется обеспечить оплату
поставленных товаров2.
Таким образом, определение
контракта, содержащееся в ГК РФ, несколько
неполно отражает сущность понятия, поскольку
предметом контракта, кроме товаров, в
соответствии с 44-ФЗ также выступают услуги
и работы.
Муниципальный контракт – договор,
заключенный заказчиком от имени муниципального
образования в целях обеспечения муниципальных
нужд3.
Наибольшее число ученых рассматривают
муниципальный контракт с точки зрения
административного права.
В частности, А.В. Демин под административным
договором понимает управленческое соглашение
не менее двух субъектов административного
права, заключенное на основе норм административного
права в публичных целях, опосредующее
горизонтальные (координационные) управленческие
отношения, правовой режим которого содержит
административно-правовые элементы, выходящие
за рамки частного права. Главными аргументами,
приводимыми в подтверждение административной
природы муниципальных контрактов, ученым
приводится, как правило, «цели публичной
службы», неодинаковое положение контрагентов
(«властность одной стороны по отношению
к другой»), «условия договора, выходящие
за рамки частного права4.
0днако учeными отмечается,
что использовать в своей деятельности
органам государственной власти и местного
самоуправления только императивный метод
не всегда эффективно.
Например, А.И. Елистратoв отмечал,
что в отдельных случаях использование
договора при осуществлении властвования
более целесообразно, чем принудительный
нажим, поскольку позволяет экономить
материальные и финансовые средства.
В качестве примера он приводит
договоры на поставку (подряд) для государственных
нужд. А.В. Демин замечал: «Специфика целей
административно-правового регулирования
состоит в необходимости, с одной стороны,
реализовывать общее благо, общегосударственные
интересы, а с другой - обеспечить защиту
и реализацию частных интересов. Причем
если ранее безусловный приоритет отдавался
первым, то в настоящее время необходимо
говорить об определенном паритете, балансе
публичных и частных целей и интересов.
Поскольку договор всегда означает некоторый
компромисс, волесогласование, достижение
консенсуса, то договорное регулирование
может служить наиболее приемлемым способом
снятия противоречий между публичными
и частными интересами»5.
В гражданско-правовой сделке
(в частности, в муниципальном контракте)
статус муниципального образования приравнивается
к статусу других субъектов гражданского
права.
Главной отличительной чертой
муниципального контракта является особая
цель использования товаров (услуг, работ),
а именно их закупка для муниципальных
нужд, в том числе в государственный резерв.
Спeцифика предмета видов муниципального
контракта, в свою очередь, обусловливает
и особый состав его участников, структуру
договорных связей, порядок заключения
и исполнения.
Проект муниципального контракта
определяет права и обязанности муниципального
заказчика и поставщика (исполнителя,
подрядчика) по обеспечению муниципальных
нужд и регулирует отношения поставщика
(исполнителя, подрядчика) с муниципальным
заказчиком во время выполнения муниципального
контракта. Прoектом муниципального контракта
могут быть предусмотрены контроль со
стороны заказчика за ходом работ по выполнению
муниципального контракта и оказание
консультативной и иной помощи поставщику
(исполнителю, подрядчику) без вмешательства
в оперативно-хозяйственную деятельность
последнего.
0казание услуг осуществляется
за счет бюджетных средств
и внебюджетных источников финансирования.
Заказчики формируют заказы на
поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд и размещают
их на Официальном сайте для
размещения информации о размещении
заказов.
В качестве участников размещения
заказов могут выступать физические и
юридические лица, индивидуальные предприниматели,
признанные победителями аукционов, запроса
котировок, удовлетворяющие требованиям,
установленным законодательством, а также
физические или юридические лица, с которыми
контракт заключается как с единственным
поставщиком.