Проблемы размещения и реализации муниципального контракта и пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 15:55, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы – изучить правовые аспекты составления и исполнения муниципального контракта. Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: 1) проанализировать понятие муниципального контракта; 2) изучить структуру муниципального контракта; 3) разобрать способы закупок товаров для муниципальных нужд;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Общая характеристика муниципального контракта…………………..6 Понятие муниципального контракта……………………………………...6 Характеристика структуры муниципального контракта……………….10 Глава 2. Планирование и способы закупок на поставку товаров для муниципальных нужд………………………………………………………….14 2.1. Планирование закупок…………………………………………………..14 2.2. Размещение заказа путем проведения аукциона. Аукцион в электронной форме……………………………………………………………………………..18 2.3. Размещение заказа путем запроса котировок……………………………..32 2.4. Закупка у единственного поставщика…………………………………….37 Глава 3. Обеспечение исполнения обязательств сторонами муниципального контракта…………………………………………………………………………45 3.1. Ответственность сторон и прекращение муниципального контракта…..45 3.2. Способы защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков………49 3.3. Проблемы размещения и реализации муниципального контракта и пути их решения……………………………………………………………………..56 Заключение……………………………………………………………………….60 Список использованной литературы…………………………………………...63
- в течение 1 рабочего
дня после дня окончания срока
подачи котировочных заявок разместить
на официальном сайте извещение
о продлении срока подачи таких
заявок;
- направить запрос котировок
не менее чем трем участникам,
которые могут осуществить поставки
необходимых товаров, выполнение
работ, оказание услуг.
По окончании продления срока
подачи котировочных заявок рассмотрению
и оценке будут подлежать как та единственная
котировочная заявка, которая подана в
срок, указанный в извещении о проведении
запроса котировок, так и те заявки, которые
будут поданы в срок, указанный в извещении
о продлении срока подачи котировочных
заявок, и при этом применяется порядок
рассмотрения котировочных заявок, указанный
в извещении о проведении запроса котировок21.
При запросе котировок заказчик,
проведя исследование рынка, определяет
перечень поставщиков, предлагающих интересующую
его продукцию. Затем поставщикам рассылается
запрос котировочной цены. Как показывает
практика, запрос должен рассылаться адресно,
конкретному специалисту, отвечающему
за продажи данной продукции или руководителю
организации-поставщика. В противном случае,
поступив к секретарю, предложение представить
ценовую котировку часто просто теряется
или игнорируется, приравниваясь к рекламе.
Желательно контролировать его прохождение
(принятие или отклонение), например, сделав
контрольный телефонный звонок.
Каждому поставщику разрешается
давать только одну ценовую котировку
и не разрешается изменять свою котировку.
Переговоры между заказчиком и поставщиком
при запросе котировок не проводятся.
Победителем в проведении запроса
котировок признается участник размещения
заказа, подавший котировочную заявку,
которая отвечает всем требованиям, установленным
в извещении о проведении запроса котировок,
и в которой указана наиболее низкая цена
товаров, работ, услуг. На тот случай, если
наиболее низкая цена товаров, работ, услуг
предложена несколькими участниками размещения
заказа победителем в проведении запроса
котировок признается участник размещения
заказа, котировочная заявка которого
поступила ранее котировочных заявок
других участников размещения заказа.
Результаты рассмотрения и
оценки котировочных заявок оформляются
протоколом, в котором содержатся сведения
о заказчике, о существенных условиях
контракта, о всех участниках размещения
заказа, подавших котировочные заявки,
об отклоненных котировочных заявках
с обоснованием причин отклонения, предложение
о наиболее низкой цeне товаров, работ,
услуг, сведения о победителе в проведении
запроса котировок, об участнике размещения
заказа, предложившем в котировочной заявке
цену, такую же, как и победитель в проведении
запроса котировок, или об участнике размещения
заказа, предложение о цене контракта
которого содержит лучшие условия по цене
контракта, следующие после предложенных
победителем в проведении запроса котировок
условий. Протокол рассмотрения и оценки
котировочных заявок подписывается всеми
присутствующими на заседании членами
котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным
органом, в день его подписания размещается
на официальном сайте. Прoтокол составляется
в двух экземплярах, один из которых остается
у заказчика, уполномоченного органа.
Заказчик, уполномоченный орган в течение
двух рабочих дней со дня подписания указанного
протокола передают победителю в проведении
запроса котировок один экземпляр протокола
и проект контракта, который составляется
путeм включения в него условий исполнения
контракта, предусмотренных извещением
о проведении запроса котировок, и цены,
предложенной победителем запроса котировок
в котировочной заявке.
В случае если победитель в
проведении запроса котировок в срок,
указанный в извещении о проведении запроса
котировок, не представил заказчику подписанный
контракт, то такой победитель признается
уклонившимся от заключения государственного
или муниципального контракта. Последствием
признания победителя в проведении запроса
котировок уклонившимся от заключения
контракта является включение сведений
о таком участнике размещения заказа в
реестр недобросовестных поставщиков.
В случае, если победитель в
проведении запроса котировок признан
уклонившимся от заключения государственного
или муниципального контракта, заказчик
вправе обратиться в суд с иском о требовании
о понуждении победителя в проведении
запроса котировок заключить контракт,
а также о возмещении убытков, причиненных
уклонением от заключения контракта, либо
заключить государственный или муниципальный
контракт с участником размещения заказа,
предложившим такую же, цену контракта,
а при отсутствии такого участника размещения
заказа - с участником размещения заказа,
предложение о цене контракта которого
содержит лучшее условие по цене контракта,
следующее после предложенного победителем
в проведении запроса котировок условия,
если цена контракта не превышает максимальную
цену контракта, указанную в извещении
о проведении запроса котировок22.
Гoсударственный или муниципальный
контракт может быть заключен не ранее,
чем через семь дней со дня размещения
на официальном сайте протокола рассмотрения
и оценки котировочных заявок и не позднее
чем через двадцать дней со дня подписания
указанного протокола.
В случае отклонения котировочной
комиссиeй всех котировочных заявок заказчик,
уполномоченный орган вправе осуществить
повторное размещение заказа путем запроса
котировок.
2.4. Закупка у единственного
поставщика
Закупка у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя; далее — поставщик)
подразумевает, что заказчик предлагает
заключить контракт конкретному юридическому
или физическому лицу. При этом формальную
процедуру выбора поставщика в отличие
от конкурентных способов определения
поставщиков заказчик не проводит (ч. 1,
2 ст. 24 N 44-ФЗ)23.
По oбщему правилу закупка у
единственного поставщика является правом,
а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93
N 44-ФЗ). Заказчик обязан осуществить закупку
у единственного поставщика только в случае,
если закупка путем конкурентного способа
определения поставщика признана несостоявшейся
(п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 N 44-ФЗ).
Закупка товаров (работ, услуг)
у единственного поставщика является
наиболее удобной для большинства заказчиков,
если цена контракта незначительна. Закон
разрешает разово закупать у eдинственного
поставщика по выбору заказчика любые
товары (работы, услуги) на сумму не более
100 тыс. руб. Однако совокупный годовой
объем таких закупок (за исключением закупок
для нужд сельских поселений) не должен
превышать 5% всех закупок и должен составлять
не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона
N 44-ФЗ).
Законом установлены и другие
случаи, в которых товары (работы, услуги)
могут закупаться у единственного поставщика.
Эти случаи можно разделить на следующие
группы.
1. Закупки в случае
признания конкурентных процедур
несостоявшимися:
1) закупка в связи с
признанием несостоявшимися открытого
аукциона, электронного аукциона, запроса
котировок;
2) закупка в связи с
признанием несостоявшимся определения
поставщика закрытым способом.
2. Закупки, связанные со
строительством (приобретением, арендой),
а также ремонтом и содержанием
имущества:
1) закупка услуг по
осуществлению авторского контроля
за разработкой проектной документации
объекта капитального строительства,
проведению авторского надзора
за строительством, реконструкцией,
капитальным ремонтом;
2) закупка услуг по
управлению многоквартирным домом,
помeщения в котором находятся в частной,
государственной или муниципальной собственности;
3) закупка услуг по
содержанию и ремонту нежилых
помещений, переданных заказчику
в безвoзмездное пользование или оперативное
управление, в случае если данные услуги
оказываются другому лицу или другим лицам,
пользующимся нежилыми помещениями, находящимися
в здании, в котором расположены переданные
заказчику помещения;
4) закупка услуг по
водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению,
газоснабжению (за исключением услуг
по реализации сжиженного газа),
по подключению к инженерным
сетям по регулируемым ценам (тарифам);
5) закупка услуг по
проведению технического и авторского
надзора за выполнением работ
по сохранению объекта культурного
наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации
авторами проектов;
6) заключение договора
энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии)
с гарантирующим поставщиком;
7) приобретение нежилого
здания, строения, сооружения, нежилого
помещения для федеральных нужд,
нужд субъекта РФ, муниципальных
нужд;
8) аренда нежилого здания,
строения, сооружения, нежилого помещения
для федеральных нужд, нужд субъекта
РФ, муниципальных нужд.
3. Закупки в сфере культуры,
спорта, науки и образования:
1) закупки товара (работы,
услуги) на сумму, не превышающую
400 тыс. руб. Совокупный годовой объем
таких закупок не должен превышать
50% всех закупок и должен составлять
не более 20 млн руб. Осущeствлять такие
закупки вправе только следующие учреждения:
— государственные (муниципальные)
образовательные организации;
— учреждения культуры, деятельность
которых связана с объектами культурного
наследия;
— иные государственные (муниципальные)
учреждения (зоопарк, планетарий, парк
культуры и отдыха, заповедник, ботанический
сад, национальный парк, природный парк,
ландшафтный парк, театр, учреждения, осуществляющие
концертную деятельность, телерадиовещательное
учреждение, цирк, музей, дом культуры,
дворец культуры, клуб, библиотека, архив);
2) закупка услуг, связанных
с посещением зоопарка, театра, кинотеатра,
концерта, цирка, музея, выставки или
спортивного мероприятия;
3) закупка услуг, связанных
с участием в проведении культурных
мероприятий (фестивалей, концертов, представлений)
на основании приглашений;
4) поставка культурных
ценностей для пополнения государственных
фондов: музейного, библиотечного, архивного
и аналогичных фондов;
5) закупка произведений
литературы и искусства определенных
авторов (за исключением кинопроектов
в целях проката), исполнений конкретных
исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей
у лица, обладающего исключительными правами
(исключительными лицензиями);
6) закупка печатных или
электрoнных изданий определенных авторов
у издателей, обладающих исключительными
правами (исключительными лицензиями)
на использование таких изданий, и оказание
услуг по предоставлению доступа к электронным
изданиям для обеспечения деятельности
государственных (муниципальных) образовательных
учреждений, библиотек, государственных
научных организаций;
7) сoздание, исполнение произведений
литературы или искусства, изготовление
(поставка) декораций, костюмов, театрального
реквизита, необходимых для создания и
(или) исполнения произведений. Осуществлять
такие закупки вправе:
— образовательные учреждения;
— театры и концертные коллективы,
цирки;
— телерадиовещательные учреждения;
— дома культуры, дворцы культуры,
клубы;
— музеи, планетарии;
— парки культуры и отдыха;
— ботанические сады, заповeдники,
национальные, природные или ландшафтные
парки, зоопарки;
8) закупка услуг по
реализации входных билетов и
абонементов на посещение театрально-зрелищных,
культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных
мероприятий, экскурсионных билетов
и экскурсионных путевок —
бланков строгой отчетности;
9) закупка преподавательских
услуг, услуг экскурсовода (гида).
4. Закупки в сфере медицины
и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций:
1) закупка товаров (работ,
услуг), необходимых для ликвидации
последствий аварии (иных чрезвычайных
ситуаций) либо для оказания экстренной
(неотложной) медицинской помощи, если
такие товары (работы, услуги) не
включены в Перечень, утвержденный
Правительством РФ;
2) закупка лекарств по
медицинским показаниям. Сумма закупки
не должна превышать 200 тыс. руб. Лекарства
должны закупаться в объеме, необходимом
одному пациенту на срок, который
требуется для проведения запроса
предложений;
3) закупка услуг по
хранению и ввозу (вывозу) наркотических
средств и психотропных веществ;
4) заключение по результатам
несостоявшегося запроса предложений
контракта с иностранной организацией
на лечение гражданина РФ за
границей.
Федеральным Арбитражным
судом Дальневосточного округа было рассмотрено
дело по иску Министерства здравоохранения
Амурской области к обществу с ограниченной
ответственностью "НВТ" о расторжении
государственного контракта, взыскании
штрафа, а именно о расторжении государственного
контракта от 28.08.2014 на поставку рабочего
места врача отоларинголога, взыскании
4 514 400 рублей штрафа за нарушение сроков
поставки товара. Как установлено судами
и следует из материалов дела, 28.08.2014 по
итогам открытого аукциона в электронной
форме между ООО "НВТ" (поставщик)
и министерством (государственный заказчик)
заключался государственный контракт
N 45 на поставку рабочего места врача отоларинголога,
по условиям которого поставщик по заданию
государственного заказчика обязуется
поставить и передать получателю в порядке
и на условиях, предусмотренных контрактом,
рабочее место врача отоларинголога, сроком
действия с момента подписания сторонами
до полного исполнения ими всех обязательств
по государственному контракту.
Согласно контракта
определено, что товар, поставляемый в
рамках предмета контракта, его наименование,
количество, цена и комплектация, технические
характеристики, место поставки, получатель
товара, определяются в техническом задании
и спецификации, а так же согласно контракта
поставщик обязуется поставить, смонтировать
и обеспечить надлежащее функционирование
товара, определенного в пунктах контракта,
в порядке и на условиях, предусмотренных
данным контрактом, в течение 80 дней с
момента заключения настоящего государственного
контракта.
В силу пунктов
контракта его расторжение допускается
по соглашению сторон или в соответствии
с решением суда по основаниям, предусмотренным
гражданским законодательством Российской
Федерации.
Судами установлено,
что в срок, установленный контрактом,
товар не поставлен. В связи с чем министерство
письмом от 16.11.2014 уведомило общество об
отказе в приемке товара, поставка которого
просрочена, предложив расторгнуть государственный
контракт от 28.08.2014, уплатить штраф,
направив два экземпляра соглашения о
расторжении контракта. При рассмотрении настоящего
спора суды правомерно исходили из того,
что правоотношения сторон возникли из
государственного контракта на поставку
товаров для государственных нужд, с элементами
договора подряда, которые регулируются
параграфов 3 - 4 главы 30, главой 37 ГК РФ,
общими положениями об обязательствах,
а также нормы Закона N 44-ФЗ. Согласно части
11 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки
исполнения поставщиком (исполнителем,
подрядчиком) обязательства, предусмотренного
контрактом, заказчик вправе потребовать
уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка
(штраф, пени) начисляется за каждый день
просрочки исполнения обязательства,
предусмотренного контрактом, начиная
со дня, следующего после дня истечения
установленного контрактом срока исполнения
обязательства. Размер такой неустойки
(штрафа, пеней) устанавливается контрактом
в размере не менее одной трехсотой действующей
на день уплаты неустойки (штрафа, пеней)
ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации. Поставщик
(исполнитель, подрядчик) освобождается
от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если
докажет, что просрочка исполнения указанного
обязательства произошла вследствие непреодолимой
силы или по вине заказчика.