Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан, а также рассмотреть конкретные виды данных прав.
В этой связи поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан;
2) проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по защите социально-экономических прав граждан;
3) исследовать проблемы реализации социально-экономических прав;

Содержание работы

Введение
4
Глава 1.
Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
7
1.1.
Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
7
1.2.
Сущность социально-экономических прав человека и гражданина
13
Глава 2.
Реализация социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
21
2.1.
Право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности
21
2.2.
Трудовые права и свободы. Охрана материнства и детства
27
2.3.
Право на социальное обеспечение и право на жилье
38
2.4.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду
45
Глава 3.
Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
49
3.1.
Понятие и виды механизмов защиты прав человека
49
3.2.
Роль Уполномо ченного по правам человека в защите прав человека и гражданина
60
3.3.
Международная защита социально-экономических прав и свобод человека
63
3.4.
Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека
74
Заключение
77
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Гальчуткин А.П. Ю 41.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

4) государственная поддержка  семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

5) осуществление контроля  за соблюдением законодательства, обеспечивающего социальные и  экономические права и свободы;

6) создание правовых, политических, материальных, организационных условий  для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

7) эффективная защита  социальных и экономических прав  и свобод человека в предусмотренных  законом формах, в том числе  и судебная защита.

Реализация социально-экономических прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современной России. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.

Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равноправие сторон в судопроизводстве закрепляется ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, УПК РФ и ГПК РФ.

На основании части 4 статьи 125 Конституции РФ и статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1 - ФКЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить, конституционен ли закон. Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный либо закон субъекта Российской Федерации.

В случае признания закона или отдельных его частей неконституционными они утрачивают силу и не могут применяться, т.е. судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой.

Таким образом, КС РФ в пределах своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган конституционного контроля.

Начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации А.Ф. Нуртдинова отмечает, что около четверти обращений граждан и запросов в КС РФ связаны с вопросами социальной сферы, с социальными гарантиями в области социального обеспечения, социального страхования, обеспечением льгот и возмещением компенсаций вреда, причиненного здоровью, чернобыльцам, семипалатинцам, в определенной степени гражданам, подвергшимся политическим репрессиям. При этом широта затрагиваемых гражданами проблем и то количество дел, которые поступают в Конституционный Суд, позволили сделать вывод, если не о системном кризисе в самой социальной сфере и ее правовом регулировании, то, во всяком случае, о серьезном неблагополучном состоянии этой сферы18.

В качестве примера можно привести Постановление от 24 мая 2007 г. № 7-П, в котором Конституционный Суд указал на необходимость применения положений ст. 230 Трудового кодекса в части квалификации несчастных случаев, приведших к гибели водителей, управлявших автомобилем по заданию работодателя (тем самым фактически исполнявших трудовые обязанности), в системной связи с нормами Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при полном и всестороннем выяснении всех фактических обстоятельств и исследовании всех необходимых материалов.

Отсутствие в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, в случае нарушения страховщиком своих обязательств по уплате страховых взносов приводило к снижению размера трудовой пенсии (страховой ее части). В таких ситуациях Конституционный Суд вынужден обязывать законодателя создать адекватный правовой механизм для обеспечения права застрахованных лиц на беспрепятственную реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав (Постановление от 10 июля 2007 г. № 9-П).

Реализация социальных прав граждан, которым до 1 января 2005 г. меры социальной защиты предоставлялись дифференцировано в зависимости от их конкретного статуса, также выявила проблемы, на необходимость разрешения которых указал Конституционный Суд.

Так, в Определении от 8 февраля 2007 г. № 321-О-П отмечалось, что ежемесячная денежная выплата ветеранам, в том числе и инвалидам войны II группы, имеет единый, неиндивидуализированный размер и сама по себе не обеспечивает компенсацию всего объема ранее гарантировавшихся прав и льгот. Поэтому с учетом ранее сформулированных им правовых позиции о недопустимости произвольного отказа от выполнения публично-правовых обязательств Конституционный Суд указал, что субъекты Российской Федерации не могут отказаться от предоставления инвалидам войны, имевшим право на получение денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортное средство, соответствующей выплаты в рамках новой системы социальной защиты (в объеме не меньшем, чем это имело место до 1 января 2005 г.).

В области защиты жилищных прав граждан необходимо выделить Постановление Конституционного Суда от 5 апреля 2007 г. № 5-П. В данном решении Конституционный Суд, рассматривая вопрос о дифференцированном подходе законодателя к вопросу о формах обеспечения жильем граждан - бывших военнослужащих, пришел к выводу, что оспоренные заявителями положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», вводящие для одной категории граждан не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции РФ право на жилище.

Сегодня, как и раньше, в России нет более важных задач, чем обеспечение стабильности конституционного строя, достижение устойчивого экономического роста, повышение благосостояния всех граждан. Решение этих задач невозможно без соблюдения Конституции Российской Федерации и решений Конституционного Суда. И так как очевидно, что решения Конституционного Суда в значительной степени влияют на федеральное законодательство, можно утверждать, что Конституционный Суд оказывает большое влияние на совершенствование законодательства Российской Федерации19.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Президент РФ вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст. 85 и 115 Конституции РФ).

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Значение органов местного самоуправления в процессе обеспечения прав и свобод личности очевидно, но существующие на сегодняшний день формы и методы деятельности данных органов требуют корректировки.

Так, реализация, например, права на охрану здоровья и медицинскую помощь (как и многих других жизненно важных прав личности) ставится под угрозу в случае отсутствия в каких-либо муниципальных образованиях необходимых медицинских учреждений или соответствующих врачей-специалистов. Непрестанным потоком из СМИ поступает информация об огромном, увеличивающемся ежедневно количестве беспризорных детей (не контролируемых по разным причинам органами опеки и попечительства), брошенных не только безучастными родителями, но и государством в целом; об отсутствии возможности обеспечения права на жилище в силу кабального характера многих ипотечных жилищных программ, недоступных большинству граждан, работающих в бюджетной сфере; об угрозе жизни граждан, вынужденных проживать в фактически аварийном жилье в силу непризнания его таковым; об отсутствии по тем или иным причинам в муниципальном образовании, поселении или районе электро-, теплогазоснабжения, приводящем жителей к замерзанию. Перечень подобного рода информации практически не исчерпаем.

Сама суть существования органов местного самоуправления в нашем государстве обусловлена необходимостью решения вопросов местного значения, касающихся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, поэтому их роль очевидна и первостепенно важна.

Анализ статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г., с изм. от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать следующий вывод: местные органы имеют достаточно большие полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Органы местного самоуправления являются наиболее приближенными из всех органов власти к населению, проживающему на данной территории. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные как на недопущение нарушений прав граждан (превентивная защита), так и на защиту и восстановление уже нарушенных прав. Превентивная защита имеет наибольшее значение, так как позволяет не только не допустить самого нарушения чьего-либо права, но и обеспечить стабильность и нерушимость прав граждан всего муниципального образования.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

Следующим звеном в цепи конституционного механизма защиты прав и свобод человека является защита прав и свобод общественными объединениями, профессиональными союзами и правозащитными организациями.

В части 1 статьи 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений. Например, применительно к профессиональным союзам это право записано в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статья 11 которого предусматривает, что профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Информация о работе Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России