Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан, а также рассмотреть конкретные виды данных прав.
В этой связи поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан;
2) проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по защите социально-экономических прав граждан;
3) исследовать проблемы реализации социально-экономических прав;

Содержание работы

Введение
4
Глава 1.
Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
7
1.1.
Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
7
1.2.
Сущность социально-экономических прав человека и гражданина
13
Глава 2.
Реализация социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
21
2.1.
Право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности
21
2.2.
Трудовые права и свободы. Охрана материнства и детства
27
2.3.
Право на социальное обеспечение и право на жилье
38
2.4.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду
45
Глава 3.
Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
49
3.1.
Понятие и виды механизмов защиты прав человека
49
3.2.
Роль Уполномо ченного по правам человека в защите прав человека и гражданина
60
3.3.
Международная защита социально-экономических прав и свобод человека
63
3.4.
Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека
74
Заключение
77
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Гальчуткин А.П. Ю 41.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, в судебной практике право работодателя на подбор кадров абсолютизируется, а позиция Верховного Суда РФ искажается, что приводит к принятию судебных решений, вызывающих недоумение. Так, служба занятости г. Воронежа выдала обратившемуся мужчине направление на работу на должность главного бухгалтера. В приеме на работу ему отказано, поскольку в «бухгалтерии работают только женщины». Суд первой инстанции отказал ему в удовлетворении исковых требований полностью, так как прием на работу главным бухгалтером женщины в возрасте 35 лет «отвечает интересам эффективной организации деятельности бухгалтерии предприятия, и считает данные доводы заслуживающими внимания».

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции. Вместе с тем в постановлении суда апелляционной инстанции указано: «Из материалов дела и в ходе судебного разбирательства установлено, что работодатель желал видеть на должности главного бухгалтера своей организации женщину в возрасте до 35 лет, что подтверждается его заявками в Центр занятости населения. Данное обстоятельство нельзя расценивать как дискриминацию всех мужчин, в том числе и истца, по половому признаку. Установление данных требований к своему будущему работнику продиктовано исключительно интересами работодателя, что... является его правом».

Аналогичное дело рассматривалось в г. Казани, но иск мужчины, пытавшегося трудоустроиться главным бухгалтером в производственное объединение «Сельский хлеб», сразу был удовлетворен. Ему была назначена компенсация морального вреда в размере 1000 руб. за необоснованный отказ в приеме на работу12.

Защита материнства, как и семьи, и детства, носит комплексный характер и обеспечивается путем создания государством надлежащих социально-экономических, правовых и иных условий и гарантий, максимально благоприятных для жизни семьи, поощрения материнства, охраны и защиты прав матери, отца и ребенка.

Материнством считается способность женщин к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода. Из этого вытекает право женщины иметь ребенка, и этому праву корреспондирует только обязанность создать условия, чтобы она могла его иметь. Субъектом этой обязанности является государство.

В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке со стороны государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства.

В Российской Федерации предусматриваются особые меры по социальной поддержке беременных женщин и женщин, имеющих детей, в том числе путем установления системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая призвана обеспечить гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Нормы, направленные на защиту материнства, содержатся в Семейном, Гражданском, Жилищном кодексах, а также в иных законах Российской Федерации.

Охрана материнства и детства означает, во-первых, отношение к ним как к социальной ценности, во-вторых, создание социально-экономических предпосылок для полноценного материнства, здорового детства, в-третьих, защиту в случае нарушения прав матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация.

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством, нормы которого устанавливают, что отец и мать имеют равные права и исполняют равные обязанности в отношении своих детей.

Родительские права не могут противоречить интересам детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Согласно статьи 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов; на всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Необходимо отметить и то, что среди социальных пороков российского общества наибольшее беспокойство должны вызывать социальное сиротство, беспризорность, бродяжничество, жестокое обращение с детьми, что требует от государства и общества особо пристального внимания и неотложных мер, связанных с социальной реабилитацией детей, оказавшихся в трудных условиях.

Отношения, которые складываются в семье между родителями и детьми, предполагают взаимность и добровольность в оказании помощи, поддержки и заботы друг другу. Закрепленная в Конституции РФ обязанность трудоспособных детей проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях является в первую очередь нравственным долгом и обязанностью детей, поскольку исполнение соответствующего предписания с помощью мер государственного принуждения невозможно.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

 

2.3. Право на социальное обеспечение и право на жилье.

 

Проведение такой социальной политики, которая бы обеспечивала достаточный жизненный уровень каждого члена общества, в том числе и в случаях, когда он по независящим от него причинам не может трудиться - одна из задач социального государства. Важнейшим условием ее реализации является создание эффективной системы социального обеспечения. Она включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим. С развитием экономики должна улучшаться и система социального обеспечения.

Статья 39 Конституции РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения соответствует положениям международно-правовых актов: Декларации (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26).

Часть 1 статьи 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это и определенные периоды в жизни человека, связанные с возрастом, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся: учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.); категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы). Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Граждане свободны в выборе услуг. В установленных законом случаях они могут им оказываться бесплатно или с частичной оплатой. Иногда граждане имеют право самостоятельно определять из предусмотренных законодательством вариантов форму социального обеспечения.

В отдельных случаях граждане имеют право выбора вида пенсии. Например, при наличии одновременно и права на получение пенсии по случаю потери кормильца, и права на пенсию по возрасту можно получать пенсию по любому из этих оснований.

Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства.

Государственные пенсии и социальные пособия являются основными видами социального обеспечения. В настоящее время законодательством предусмотрены различные виды пенсий: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью выплачиваются трудовые пенсии. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В.Д. Зорькин отмечает, что конституционный принцип социального государства предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости13.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей.

Установлены различные виды пособий:

по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);

по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

пособия гражданам, имеющим детей;

пособие по безработице;

пособие на погребение и др.

Дополнительные по сравнению с установленными законодательством социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах и соглашениях, в трудовых договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

Послания Президента Федеральному Собранию неоднократно говорили о необходимости проведения пенсионной реформы. В 2007 году Владимиром Путиным, тогда Президентом РФ, была поставлена задача системного совершенствования пенсионного законодательства. На заседании VIII съезда партии «Единая Россия» он озвучивал следующую позицию: «...в области пенсионного обеспечения в целом необходимо поставить перед собой серьезную задачу и в течение нескольких ближайших лет - в среднесрочной перспективе - полностью наконец ликвидировать бедность среди пенсионеров. В этих целях нужно продумать системные меры по совершенствованию пенсионного законодательства, поддерживая накопительную и увеличивая страховую части пенсий, повышая ответственность государства перед всеми категориями пенсионеров».

Основная задача пенсий состоит в обеспечении достойной старости. В пожилом возрасте люди, проработавшие практически всю свою жизнь, должны иметь возможность отдохнуть, пожить в свое удовольствие, не задумываясь о том, где взять деньги на еду и лекарства. Однако, в то время как наши старики решают насущные проблемы, перед нами пример европейских пенсионеров, которые имеют возможность не только безбедно существовать, но и путешествовать. То есть пенсии за рубежом, в частности в Европе, могут обеспечить такие потребности.

Благосостояние пенсионеров напрямую зависит от размера их пенсий, рассчитываемых в виде процента от их средней официально декларируемой зарплаты. Сегодня в России размер трудовой пенсии, по словам Владимира Путина, составляет около 38% от средней зарплаты. По другим оценкам, он составляет не более 30%. Глава Правительства РФ на селекторном совещании 11 апреля 2011 года по итогам работы Пенсионного фонда РФ в 2010 году отметил, что размер трудовой пенсии гражданина России должен составлять 40% от утраченного им ежемесячного заработка. Данная цифра называется неслучайно.

Информация о работе Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России