Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:29, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан, а также рассмотреть конкретные виды данных прав.
В этой связи поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан;
2) проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по защите социально-экономических прав граждан;
3) исследовать проблемы реализации социально-экономических прав;
Введение
4
Глава 1.
Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
7
1.1.
Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
7
1.2.
Сущность социально-экономических прав человека и гражданина
13
Глава 2.
Реализация социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
21
2.1.
Право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности
21
2.2.
Трудовые права и свободы. Охрана материнства и детства
27
2.3.
Право на социальное обеспечение и право на жилье
38
2.4.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду
45
Глава 3.
Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
49
3.1.
Понятие и виды механизмов защиты прав человека
49
3.2.
Роль Уполномо ченного по правам человека в защите прав человека и гражданина
60
3.3.
Международная защита социально-экономических прав и свобод человека
63
3.4.
Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека
74
Заключение
77
Список используемой литературы
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми и Конституцией РФ и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и д.р.).
Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму.
Однако, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. С момента принятия Конституции РФ прошло более восемнадцати лет. За этот период было принято множество законов, призванных обеспечить эффективную реализацию социально-экономических конституционных прав человека, но необходимое правовое поле для их обеспечения еще не создано.
Нарушение законов, принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Важно, чтобы все органы государственной власти, включая Президента РФ, обеспечивали соблюдение и защиту Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Очень важно, чтобы не просто провозглашали права и свободы, но воплощали их в жизнь, обеспечивали их полное и гарантированное существование и соблюдение20.
Для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества.
Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека.
Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина следует понимать систему определенных средств и способов защиты, с помощью которых субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации21.
3.2. Роль Уполномоченного по правам человека в защите прав человека и гражданина.
Конституцией РФ предусмотрен специальный институт, осуществляющий контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - Уполномоченный по правам человека.
Уполномоченный по правам человека в РФ всегда должен находиться в конструктивной оппозиции к исполнительной власти, потому что выступает в роли арбитра законности22.
Это предполагает его независимость и неподотчетность государственным структурам или должностным лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, в том числе органами правосудия и прокуратуры. В то же время деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность государственных структур, предназначенных обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области.
Уполномоченные учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название «омбудсмен». В Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсменом. В Великобритании (1967 г.) - парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) - комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) - национальным омбудсменом, в Греции (1969 г.) - защитником граждан, во Франции (1973 г.) - посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) - уполномоченным по делам правосудия (проведором).
Британская энциклопедия (1972 г.) определяет омбудсмена как «лицо, уполномоченное законодательным органом, которое призвано разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата»23.
Установленными Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 г. № 1 - ФКЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» средствами он способствует:
восстановлению нарушенных прав;
совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитию международного сотрудничества в области прав человека;
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области отмечается, что в 2010 году в адрес Уполномоченного поступило 3598 обращений, в том числе 2221 жалоба (соответственно, в 2009 - 3179 обращений, в том числе жалоб - 1748). Как и в предшествующие годы, лидирующее место среди всех поступивших к Уполномоченному жалоб занимает жилищная проблема - 520 жалоб (23,4% к общему числу жалоб). Второй по количеству поступивших жалоб по-прежнему остается категория, связанная с получением гражданства РФ и паспортизацией, - 257 жалоб, или 11,6%. На третье место переместились жалобы на нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - 227 (10,2%).
В 2010 году в Калужской области системными нарушениями прав граждан в жилищной сфере являлись:
1) нарушения прав граждан на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, которые допускаются органами местного самоуправления;
2) нарушения прав граждан со
стороны управляющих и
В социальной сфере, как отмечается в докладе, не может не вызывать беспокойства недостаточное финансирование из федерального бюджета, выделяемое государственному учреждению – «Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение льготников, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Остается ряд и других вопросов, требующих решения.
В связи с этим Уполномоченный считает необходимым обратить внимание региональных и муниципальных властей в первую очередь на поддержку и улучшение положения самых уязвимых на сегодня категорий населения: нуждающихся в жилье внеочередников, инвалидов, стариков, детей, многодетных семей.
Одним из направлений деятельности Уполномоченного является работа по совершенствованию действующего законодательства, затрагивающего права и свободы граждан.
Пример из поступивших в адрес омбудсмена жалоб (дело № 1575-10). Гражданка О. проживает в Калужской области с 1996 года (с 14 лет), зарегистрирована по месту жительства в г. Боровске. В 2008 году у нее была выявлена ВИЧ-инфекция. С 2008 по август 2010 года она обеспечивалась бесплатно антиретровирусной терапией за счет средств федерального бюджета. Однако с августа 2010 года бесплатное лечение прекращено. В связи с этим заявительница оказалась в трудной жизненной ситуации.
В связи с вышеизложенным Уполномоченным был направлен запрос в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с просьбой рассмотреть вопрос о законодательном снятии ограничений на пребывание в Российской Федерации, установленных в отношении ВИЧ-инфицированных иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства имеют супругов и несовершеннолетних либо нетрудоспособных совершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Кроме того, необходимо решить вопрос о возможности и необходимости бесплатного лечения таких иностранных граждан, пребывающих на территории России24.
3.3. Международная защита социально-экономических прав и свобод.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Он обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п. «с» ст. 55). В данном случае Устав устанавливает юридическое обязательство по соблюдению основных прав и свобод человека без какой-либо дискриминации.
Базовыми документами в сфере международных соглашений о правах человека являются акты, входящие в Международный билль о правах человека: Декларация, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Они, во-первых, закрепляют основной каталог прав и свобод человека, включающий личные, гражданские, политические, социальные и другие права личности, а во-вторых, обязанности государств по реализации и защите этих прав.
Источниками трудового права являются также декларации, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), членом-участником которой является и Российская Федерация.
Конституция РФ впервые в отечественной практике закрепила особый международно-правовой механизм защиты прав человека. В соответствии с частью 3 статьи 46 каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Следует иметь в виду, что такое обращение - процедура достаточно сложная, обусловленная рядом условий, основными из которых являются: во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации, и во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.
Ратификация Федеральным Собранием РФ Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ).
Европейский суд по правам человека, или Страсбургский суд, как его называют по месту нахождения, это наднациональный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушениях прав человека в государствах членах Совета Европы. Все лица, как граждане, так и не имеющие гражданства, находящиеся на территории государства - члена Совета Европы, наделяются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними обращались в соответствии со стандартами, определяемые Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В случае нарушения этих прав любой человек может за защитой обратиться с жалобой в Европейскую Комиссию или ЕСПЧ.
Под юрисдикцию ЕСПЧ подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Перечень прав, защищенных Конвенцией, следующий:
1) право на жизнь и отмена смертной казни (ст. 2 Конвенции, ст. 1 Протокола № 6);
2) право на физическую
3) запрет рабства и
4) право на свободу и личную неприкосновенность, в частности, запрещение лишения свободы за долги (ст. 5 Конвенции, ст. 1 Протокола № 4);
5) право на справедливое
6) право на наказание
Информация о работе Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России