Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие и сущность социально-экономических прав, их место в системе основных прав и свобод граждан, а также рассмотреть конкретные виды данных прав.
В этой связи поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить Конституцию РФ, отраслевое законодательство, развивающее социально-экономические права, нормативные акты, регулирующие прецеденты по защите основных социально-экономических прав и свобод граждан;
2) проанализировать практику Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по защите социально-экономических прав граждан;
3) исследовать проблемы реализации социально-экономических прав;

Содержание работы

Введение
4
Глава 1.
Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина
7
1.1.
Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
7
1.2.
Сущность социально-экономических прав человека и гражданина
13
Глава 2.
Реализация социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
21
2.1.
Право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности
21
2.2.
Трудовые права и свободы. Охрана материнства и детства
27
2.3.
Право на социальное обеспечение и право на жилье
38
2.4.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду
45
Глава 3.
Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина
49
3.1.
Понятие и виды механизмов защиты прав человека
49
3.2.
Роль Уполномо ченного по правам человека в защите прав человека и гражданина
60
3.3.
Международная защита социально-экономических прав и свобод человека
63
3.4.
Проблемы реализации социально-экономических прав и свобод человека
74
Заключение
77
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Гальчуткин А.П. Ю 41.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

В Европе и других развитых странах пенсия составляет около 60% от средней заработной платы в соответствии с Европейской социальной хартией, а минимальный рекомендуемый 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 года уровень составляет 40%. Россия ратифицировала пересмотренную Хартию в октябре 2009 года, признав обязательными для себя только 68 пунктов, - 102-я Конвенция МОТ до сих пор не ратифицирована. Сейчас средний размер трудовой пенсии составляет 8900 руб. За 2010 год пенсии выросли на 45%14.

В России, как и во всем мире, пенсионная проблема стоит значительно остро в связи с тем, что демографическая, а вслед за ней и пенсионная обстановка ухудшается. Доля пенсионеров (и, соответственно, расходной части пенсионной системы) неизбежно растет, а доля людей в трудоспособном возрасте (то есть доходной части системы) столь же неизбежно сокращается. На перспективу этот показатель уже задан уровнем рождаемости, который сложился в нашей стране за последние 20 лет. В начале 1990-х он упал более чем в полтора раза, до самых низких в истории страны уровней.

Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения является особо актуальным в условиях кризиса и неоптимистичной демографической ситуации. Реформирование пенсионной системы РФ в целях наилучшего обеспечения интересов граждан - один из приоритетов социальной политики нашего государства даже в период кризиса. Каждый год пенсии в нашей стране индексируются, что хотя бы не дает им обесцениваться.

В то же время необходимо помнить, что размер пенсионного обеспечения зависит от среднего заработка работника и от его отчислений в пенсионные фонды. На смену распределительной приходит накопительная система формирования пенсий. Значит, нам самим надо задуматься о своей будущей пенсии сегодня, отправляясь на поиски высокооплачиваемой стабильной работы и участвуя в программе софинансирования пенсий.

Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе. Декларация и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года содержит нормы о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Конституция РФ провозглашает право на жилище и относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан.

Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ст. 23).

Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья.

Право граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.

Никто не может быть произвольно лишен жилища. Принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда.

 

2.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду.

 

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Базовым нормативным актом в сфере здравоохранения длительное время оставались Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, принятые более восемнадцати лет назад. За это время в отрасли произошли принципиальные изменения, а возникновение целого ряда правовых пробелов и противоречий потребовало выработки новых стратегических ориентиров законодательного обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.

С целью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленный в первую очередь на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

Целями охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Конституция РФ прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в  сфере охраны здоровья и обеспечение  связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента  при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья  детей;

4) социальная защищенность граждан  в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной  власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской  помощи;

7) недопустимость отказа в оказании  медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере  охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В настоящее время право на благоприятную окружающую среду рассматривается исследователями в числе социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам.

Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Согласно статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об охране окружающей среды»).

Важное место среди экологических прав граждан имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, поскольку такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф.

Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Таким образом, в экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями.

Среди существующего многообразия прав и свобод личности социально-экономические права и свободы в большей степени нуждаются в совершенствовании механизма их реализации, они предполагают активную роль государства в обеспечении достойного уровня жизни граждан и ряда иных благ.

 

ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

3.1. Понятие и виды механизмов  защиты прав человека.

 

Классификация гарантий соблюдения прав и свобод, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст. 2 Конституции РФ). Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, надежную охрану и защиту для всех и каждого15.

В целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека.

Профессор М.В. Баглай под гарантиями понимает правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. По мнению Т.Т. Озиева, конституционные гарантии - это совокупность социальных, экономических, политических, правовых приемов, механизмов и методов, позволяющих реализовывать и обеспечивать на практике закрепленные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина16.

Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

1) государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

2) защиту прав и свобод органами  местного самоуправления (ст. 130);

3) защиту прав и свобод общественными  объединениями и профессиональными  союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

4) самозащиту прав гражданина, включающую  следующее: гражданско-правовую и  уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.), публичные выступления граждан (ст. 31), обращения в СМИ (ст. 29);

5) международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46) 17.

В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

Государственные гарантии социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина включает в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию, в том числе:

1) законодательное закрепление  таких условий экономической  деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально  обладает всеми конституционно  признанными правами и свободами  в экономической и социальной  сферах;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты;

3) бесплатность образования  на основаниях, предусмотренных  законом;

Информация о работе Реализация социальных и экономических прав человека и гражданина в России